Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Местный опрос является организационно-юридической формой местного самоуправления /С. Алиев, аспирант кафедры конституционного права БГУ/

Дата: 04 апреля 2011 в 17:50

Местный опрос является организационно-юридической формой

местного самоуправления

 

Демократия представляет несколько форм выражения воли населения, проживающего на соответствующей территории. На тему рассуждает аспирант кафедры конституционного права БГУ С. Алиев.

 

Законодательство о местном самоуправлении различает его несколько организационно-юридическую форму. Одна из соответствующих форм представляет непосредственную демократическую форму в системе местного самоуправления. Непосредственная демократия представляет несколько форм выражения воли населения, проживающего на соответствующей территории. Эта роль объясняется тем, что непосредственная демократия обеспечивается выборами, собранием населения и другими формами формирования ступеней и функций системы самоуправления, то есть можно сказать, что в практике самоуправления формы представительной и непосредственной демократии дополняют друг друга.

Кроме этого, роль непосредственной демократии в обеспечении местного самоуправления объясняется тем, что некоторые формы самоуправления (местный опрос, собрание населения и т.д.) формируют неотъемлемую часть, входя в систему самоуправления.

Другие строения местного самоуправления организуют выборы и другие органы. Этим органам поручается ежедневная деятельность обеспечения местного самоуправления над соответствующей территорией муниципалитета.

Выступая как основа демократического самоуправления общества, местное самоуправление создает возможность для демократизации аппарата управления и в сопоставлении с центральной системой управления дает возможность рационально решить возникшие вопросы, обеспечивает интересы мелких коллективов в осуществлении государственной политики.

В осуществлении применения местного самоуправления организационных форм с другими строениями организуют органы общественного органа самоуправления. Непосредственная гражданская предприимчивость населения выявляет стойкие отношения между общественными группами.

Местное самоуправление – один из принципов народного правления. Люди осуществляют права участия в управлении государства и общества прямо (участвуя в референдумах и выборах) и косвенно (посредством представителей, выбранных в органы государственного правления и местного самоуправления). В то же время государство тоже принимает их как независимый уровень местного самоуправления в его осуществлении. Отсюда можно прийти к выводу, что самоуправление должно быть зависимым от государственного органа и должно выступать независимо, но в рамках законодательства. В Законе «О статусе муниципалитета» показано, что местное самоуправление может быть ограничено только с целью защиты государственного конституционного строя, защиты государства на определенный законом срок, и по закону срок требования об ограничении исходит из того, что государственные органы не могли воспользоваться данным ограничением.

Форма осуществления прав населения на местное самоуправление определяется в независимой форме. Соответственно Закону «О статусе муниципалитета» местное население для обеспечения своих прав на местное самоуправление может осуществлять их посредством опросов мнения, выборов в муниципалитет, собрание граждан, предпринимать акты муниципалитета, обращаться в муниципалитеты, органы муниципалитета и их должностным лицам, создавая территориальные комитеты и ассоциации, благотворительные организации и т.д. Эти формы различаются по непосредственному организационному уровню.

Основными видами местного самоуправления являются собрания муниципалитета и населения. Все виды местного самоуправления связаны друг с другом и различаются. Например, воля муниципалитета является выражением воли населения, но он может только участвовать в формировании муниципалитета, который является организационной формой самоуправления. А муниципалитет является самой совершенной формой самоуправления, это выражается косвенно в его деятельности. Такая разность местного самоуправления и работа их параллельно над одной проблемой вытекает из целей законодательства и сложности местных вопросов. Законодатель, создавая многоуровневую форму систем, пытается выявить волю народа без их искажения.

Местный опрос – это изучение мнения населения, проживающего на территории муниципалитета. Все проживающие граждане на территории данного муниципалитета и имеющие право голоса могут участвовать в опросах. В местных опросах граждане участвуют добровольно, и голосование проходит тайно.

Муниципалитет выносит решение об опросе соответственно уставу или по требованиям населения, или по своей инициативе. Для входа в силу местного опроса муниципалитет должен вынести соответствующее решение. Основу этого решения составляет местный опрос. Решение муниципалитета имеет обязательную силу на территории того же муниципалитета. Например, в других государствах, например, в России, решение, принятое на местном референдуме, должно исполняться на территории муниципалитета без подтверждения в муниципалитете или в других государственных органах. В местный опрос не могут быть вынесены вопросы, не входящие в полномочия муниципалитета: выход муниципалитета из состава районной или городской администрации, объявить автономию, изменить границы муниципалитета, установленные государством, ограничение человеческих и гражданских прав и свобод; вопросы, ставящие целью уничтожение исторических и культурных памятников. Для препятствия этих вмешательств нужно расширить полномочия местного самоуправления и с этим путем усиление их свободы. Нужно предусмотреть, что муниципалитет, который сформирован путем выбора, не может решать проблемы местного назначения, и теряет авторитет как ненужный орган. И с этой целью соответствия уровня деления обязательств между органами местного самоуправления к стандартам Совета Европы законодательный орган должен поэтапно включить в компетенцию муниципалитета следующие сферы деятельности:

— эксплуатация жилищного и не жилищного фонда;

— коммунальные услуги и содержание коммуникативных линий;

— охрана природы и окружающей среды;

— образование местного характера, содержание учреждений образования, здравоохранения, культурно-просветительских и спортивных;

— организация торговли, общественно-бытовых услуг и защита прав потребителя;

— организация местного транспорта.

В статье 26 Закона Азербайджанской Республики «О статусе муниципалитетов» от 2 июля 1999 года предусматривается применение тайного голосования в проведении местного опроса. В муниципалитетах с небольшим количеством избирателей предлагается проведение также открытого голосования. Проведение открытого или тайного голосования определяется населением данного муниципалитета. Соответствующие изменения в законе могут способствовать постоянному проведению местных опросов и экономии муниципального бюджета. Законом не допускается ограничение права прямого или косвенного участия граждан в местном опросе независимо от расы, национальности, религии, языка, пола, происхождения, образования, имущественного и служебного положения, убеждений, принадлежности к политическим партиям, профсоюзам и другим общественным объединениям.

В соответствии с нормами, установленными в законе, недееспособные лица не могут участвовать в проведении местных опросов.

4-я глава Закона «О статусе муниципалитетов» называется прямое волеизъявление граждан и другие формы реализации местного самоуправления. В законодательстве АР нет понятия «местный референдум», хотя принята Европейская хартия о проведении местных референдумов. В азербайджанском законодательстве понятие «местный референдум» заменено термином «местный опрос населения». Однако существует большая разница между этими двумя понятиями. Эта разница обуславливается прежде всего их результатами. Результаты местного референдума имеют принудительный характер. Тогда как результаты местного опроса имеют консультативный характер.

В 26-й статье Закона «О статусе муниципалитетов» рассматриваются вопросы местного опроса населения. Существует также Закон АР «О местном опросе». Местный опрос предназначается для решения вопросов местного значения.

Граждане, политические партии, профсоюзы и другие общественные объединения обладают правом агитации за или против проведения местного опроса, а также за или против вопросов, выводимых на местный опрос.

Мероприятия по подготовке и проведению местного опроса финансируются муниципальным бюджетом. Здания и оборудование, арендованные для обеспечения функционирования комиссий по проведению местного опроса, также оплачиваются из средств муниципального бюджета.

Местный опрос не может быть назначен или проведен со дня объявления чрезвычайного положения или в течение трех месяцев после отмены чрезвычайного положения. Обсуждение вопросов, вынесенных на местный опрос, приостанавливается до объявления чрезвычайного положения и переносится на другое время. В течение года после опубликования результатов местного опроса муниципалитеты имеют исключительное право назначать повторный опрос.

Местный опрос проводится по инициативе муниципальных органов или граждан, проживающих на территории данного муниципалитета. Граждане могут выступить с инициативой проведения местного опроса в том случае, если собраны подписи 10 процентов населения, проживающего на территории данного муниципалитета, за вынесение конкретных вопросов на опрос населения.

Для реализации инициативы проведения опроса, а также участия в опросе требуется создание инициативной группы из 15 граждан, проживающих на территории муниципалитета и обладающих правом участия в опросе.

Граждане, желающие создать инициативную группу, проводят собрание и рассматривают следующие вопросы:

1) создание инициативной группы;

2) выдвижение вопросов на местный опрос населения;

3) назначение компетентных представителей;

4) обращение к территориальной комиссии по проведению опроса с просьбой регистрации инициативной группы.

Все вопросы обсуждаются на собрании инициативной группы, и принимаются соответствующие решения. Члены инициативной группы составляют и подписывают протокол собрания, указывают номер и серию удостоверения личности и адрес проживания. Инициативная группа обязана четко сформулировать вопрос, выносимый на обсуждение, чтобы обеспечить возможность однозначного ответа.

После собрания инициативная группа обращается в письменной форме к территориальной комиссии по проведению опроса. К обращению прилагается протокол собрания инициативной группы.

В течение 5 дней со дня предоставления соответствующих документов территориальная комиссия по проведению опроса рассматривает их законность и принимает решение. В случаях регистрации инициативной группы им выдают свидетельство о регистрации и подписные листы.

В случаях отказа в регистрации инициативная группа может обжаловать решение комиссии в судебном порядке. Жалоба рассматривается в течение 3 дней, и выносится соответствующее решение. Со дня получения инициативной группой свидетельства о регистрации начинается сбор подписей граждан. Подписи собираются в течение 30 дней и предоставляются комиссии по проведению опроса. Местный опрос проводится не ранее 30 и не позже 60 дней со дня принятия решения о проведении опроса.

По нашему мнению, норма статьи 32 Закона «О местном опросе», предусматривающая, что «вопрос, вынесенный на опрос местного населения, считается принятым в случае участия в голосовании 25 процентов граждан и принимается простым большинством», подлежит изменению. Как известно, при выборах в Милли Меджлис и муниципальных выборах, применяется относительная мажоритарная система. Членом муниципалитета становится кандидат, набравший большинство голосов. В законе не предусмотрена норма по поводу участия определенного количества граждан, для установления состоятельности выборов. Мы считаем, что установление нормы, требующей необходимость участия в опросе 25 процентов населения, не соответствует реальности и подлежит пересмотру.

 

Summary

This article highlights the local survey.

 

Литература

1. Конституция Азербайджанской Республики. Баку: Ганун, 2009.

2. Закон АР «О статусе муниципалитетов» от 2 июля 1999 г. Баку: Ганун, 2009.

3. Закон АР «О местном опросе» от 30 ноября 1999 г. Баку: Ганун, 2009.

4. Аскеров З.А. Конституционное право. Учебник. Баку: БГУ, 2006.

5. Абдуллаев Э.И., Гасанова С. Муниципальное право. Баку: 2002.

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz