Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

О коллегии Министерства финансов Республики Казахстан

Дата: 05 апреля 2011 в 07:10 Категория: Новости политики

www.minfin.kz, 4 апреля

31 марта 2011 года прошла расширенная Коллегия Министерства финансов Республики Казахстан. С информацией о текущем состоянии размещения государственных органов в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан «О нормах площадей для размещения аппарата и специфических помещений государственных органов и нормах положенности за пользование телефонной связью и внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» выступил Председатель Комитета государственного имущества и приватизации Утепов Э.К. На Коллегии дано поручение провести работу по рациональному размещению сотрудников и пропорциональному снижению расходов на содержание служебных помещений, служебного и специального автотранспорта, используемых государственными органами.

-----

Из материалов Коллегии Министерства финансов РК, состоявшейся 31.03.2011 года

На коллегии Министерства финансов, проведенной 31 марта текущего года, с докладом об основных направлениях реформирования системы банкротства выступила Председатель Комитета по работе с несостоятельными должниками Усенова Нурила Дуйсембиевна.
Вопрос необходимости реформирования системы банкротства на сегодняшний день очень актуален, об этом высказываются как представители отечественного бизнеса, так и международные институты, работающие в Казахстане.
Озвученные на Коллегии планируемые изменения предполагают кардинальные изменения в действующей системе и охватывают практически все отношения, регулируемые Законом РК «О банкротстве».
В докладе отмечено, что разработка проекта о внесении изменений в законодательство проводится совместно с экспертами Всемирного банка, имеющих богатый опыт в данной отрасли.
В марте международными экспертами представлен отчет о соблюдении стандартов и кодексов, содержащий основные направления дальнейшего реформирования системы.
Действующая система банкротства не в полной мере выполняет те функции, которые могли бы быть реализованы в рамках данного института. Субъекты бизнеса не рассматривают процедуры, предусмотренные законодательством как действенный механизм восстановления платежеспособности, случаи применения реабилитации носят единичный характер. Вместе с тем, система должна исключать случаи использования процедур как механизма защиты от кредиторов для тех должников, чей бизнес неконкурентоспособен и нерентабелен.
В этой связи, перед Министерством, с учетом рекомендаций Всемирного банка, стоит задача построения новой системы на основе передового мирового опыта с учетом особенностей национального законодательства.
Начало реализации данного проекта запланировано на текущий год с разбивкой на два этапа.
Первый этап включает в себя внесение изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам банкротства в рамках принятой Правительством Программы посткризисного восстановления (ПП №225 от 04.03.2011 г.).
На этой стадии планируется реализовать следующие задачи.
1. Как отмечено Всемирным банком, в первую очередь, особое внимание необходимо уделить существующей системе оздоровления предприятий. Международными экспертами отмечено, что действующая процедура не соответствуют общепринятым мировым подходам. Действующая процедура реабилитации имеет целый ряд несоответствующих мировой практике процедурных моментов. Во-первых, не позволяет должнику обратиться в суд без предварительного согласия кредиторов и уполномоченного органа , что не дает ему возможности оперативно принять меры по защите активов от индивидуальных исков кредиторов и разработке плана оздоровления. Во-вторых, введение реабилитационной процедуры лишает должника права управления, так как в обязательном порядке назначается реабилитационный управляющий. Также завышены требования к самому плану реабилитации, который должен подтверждаться уже заключенными контрактами на будущие сделки.
В этой связи, в соответствии с мировой практикой планируется предусмотреть два вида процедур финансового оздоровления: это ускоренная процедура (или упрощенная) и полномасштабная реабилитация, которая должна вводиться судом по заявлению должника без предварительного согласования с кредиторами и уполномоченным органом. Ускоренная процедура предусматривает возможность утверждения в судебном порядке плана, согласованного должником с большинством каждой группы кредиторов до обращения в суд (внесудебные договоренности). Преимущества данной процедуры заключаются в том, что должник, имеющий задолженность перед одним или несколькими группами кредиторов, может прийти к согласию с их большинством во внесудебном порядке и утвердить данный план с целью распространения его действия на несогласное меньшинство и тем самым получить возможность реализации своего плана под защитой моратория. При этом необходимо отметить, что ускоренная процедура отделена от дел о банкротстве, то есть прекращение процедуры не ведет к банкротству, а позволяет реализовать каждому кредитору свои права самостоятельно.
В связи с чем, законопроектом предусмотрены значительные изменения в процедуре реабилитации. Основные изменения коснулись порядка введения процедуры. Так, в рамках данной процедуры реабилитации должнику будет дана возможность разработать и согласовать план реабилитации под защитой моратория, предотвращающего разделение бизнеса по частям по искам отдельных кредиторов. При этом для введения процедуры не потребуется предварительное согласие кредиторов, уполномоченного органа и наличие согласованного плана реабилитации. Также предусмотрено устранение таких требований к плану реабилитации, как необходимость его подтверждения заключенными контрактами на будущие сделки.
Кроме этого, с целью повышения доверия со стороны субъектов бизнеса, в обеих процедурах предусмотрена возможность управления должником в период реабилитации самим собственником имущества, участниками (акционерами). При этом в случае выявления нарушений законодательства, либо невыполнения плана реабилитации предусмотрено право кредиторов на обращение в суд об отстранении от управления собственника имущества, участников (акционеров) и назначении по их представлению реабилитационного управляющего.
2. Также одним из вопросов, требующих доработки и приведения в соответствие с мировой практикой является режим участия кредиторов в процедурах несостоятельности. Необходимо полностью пересмотреть данный режим и повысить роль кредиторов, чтобы сделать процессы принятия решений справедливыми и повысить их эффективность.
В настоящее время большинство кредиторов не имеют возможности принимать участие в процедурах банкротства, так как такой орган, как общее собрание кредиторов, законодательством не предусмотрен. Все вопросы решает комитет кредиторов, который не обеспечивает защиту законных прав кредиторов, и нуждается в совершенствовании и в плане полномочий, и в плане состава.
Имеется ряд примеров, когда должником создаются аффилиированные кредиторы, которые в итоге входят в комитет кредиторов и своими решениями способствуют некачественному проведению процедуры (занижению стоимости реализации имущества, увеличению расходов и кредиторской задолженности, непринятию мер по взысканию дебиторской задолженности) и конечному списанию долгов и завершению ликвидации. В этой связи предлагается введение в законодательство понятий аффилиированных лиц и ограничение их участия в принятии решений в процедурах реабилитации и ликвидации.
В связи с чем, предлагается введение института собрания кредиторов и принципа голосования в зависимости от суммы требований к должнику, предоставление собранию кредиторов исключительного права принятия управленческих решений, например, согласования плана реабилитации, одобрения сделок вне рамок обычных коммерческих операций, принятия решений об обращении в суд о досрочном прекращении реабилитации, выбора кандидатуры реабилитационного управляющего и др. (на примере США, Германии, России). Вопрос формирования комитета кредиторов также отнесен к компетенции собрания кредиторов, устранены все ограничения по его количественному составу.
Вместе с тем, с целью привлечения финансирования в период проведения процедуры оздоровления, стимулирования крупных кредиторов к участию в процедурах оздоровления, защиты прав залоговых кредиторов, предусмотрено:
приоритет погашения требований по новым кредитам;
возможность крупных кредиторов самостоятельно обратиться в суд о прекращении реабилитации в случае ненадлежащего уведомления о проведении собрания кредиторов;
право залогового кредитора обратить взыскание на предмет залога в случаях неисполнения плана реабилитации и выявлении нарушений законодательства.
Все вышеуказанные поправки позволяют участникам программы посткризисного восстановления применить ускоренную реабилитационную процедуру.
Кроме того, так как программой предусмотрена возможность участия должников, к которым применена судебная процедура реабилитации, предусматривается приостановление процедуры реабилитации на период участия должника в государственной программе оздоровления.
3. Также разработаны поправки, регулирующие доступ уполномоченного органа к информации о должнике. Планируется обеспечить обмен информацией между различными государственными учреждениями с учетом ограничений, связанных с режимом конфиденциальности. Увеличение объема информации, находящейся в распоряжении управляющих в делах о несостоятельности и уполномоченного органа, позволит анализировать, обрабатывать и лучше понимать причины несостоятельности и пути их устранения, проще выявлять нежелательные сделки и определять ответственность директоров и акционеров.
Второй этап реформирования системы банкротства будет реализовываться в рамках Стратегического плана развития РК до 2020 года, которым, как уже отмечалось выше, предусмотрено усовершенствование механизмов банкротства к 2012 году. Срок внесения концепции на МВК установлен на июнь текущего года.
На этом этапе будет продолжена работа по построению эффективной системы банкротства. Особое внимание будет уделено вопросам:
– повышение эффективности и совершенствование процедуры ликвидации
принятие наиболее важных решений (выбор кандидатуры реабилитационного и конкурсного управляющих, определение порядка продажи активов, утверждение заключительного отчета, формирование комитета кредиторов и др.) будет отнесено к компетенции собрания, что позволит соблюсти права всех кредиторов.
предоставление права выбора кандидатуры конкурсного управляющего кредиторам
введение возможности участия юридических лиц в процедурах банкротства в качестве управляющей компании
введение института саморегулируемых организаций
пересмотр требований к профессиональному уровню управляющих
пересмотр системы определения, расчета и выплаты вознаграждения управляющих
классификация административных расходов и установление порядка их погашения
создание фонда гарантирования погашения задолженности по заработной плате (с целью защиты прав кредиторов, требования которых основаны на коммерческих отношениях)
введения критериев, не позволяющих пользоваться процедурами банкротства должникам, не имеющим учетной документации (списание долгов такой группы предприятий не обосновано, так как невозможно провести анализ причин несостоятельности и установить ответственность должностных лиц)
введение материальной ответственности лиц, преднамеренные действия которых привели к банкротству должника (существующая на сегодняшний день субсидиарная ответственность фактически не работающая норма, необходимо ужесточение в этом направлении)
– пересмотр функций государственного регулирования и контроля
Компетенция уполномоченного органа также подлежит значительному пересмотру. На сегодняшний день регулирование и контроль за проведением процедур банкротства сведен к непосредственному вмешательству в каждую процедуру. Это назначение управляющих, согласование смет расходов, планов реабилитации, планов продаж, соглашений, заключительных отчетов, утверждение реестров, составов комитета кредиторов и др. Как указано международными экспертами, государственное регулирование должно заключаться в создании благоприятной правовой среды, а также построении системы, позволяющей выявлять и пресекать нарушения и злоупотребления со стороны должников и кредиторов.
В этой связи дальнейшее реформирование будет направлено на передачу функций по принятию решений в процедурах банкротства в органы кредиторов и судебную систему. При этом основной акцент будет сделан на:
построении эффективной системы администрирования, основанной на использовании современных информационных технологий
формировании эффективной законодательной базы, оказанию методологической помощи и пропаганде.
– повышение прозрачности процедур банкротства
На сегодняшний день этапы проведения процедур недостаточно прозрачны для кредиторов и других участников дела о банкротстве, что в свою очередь напрямую влияет на их эффективность. В этой связи планируется создание информационной системы, включающей в себя единый реестр ликвидированных и ликвидируемых должников, возможность проведения электронных торгов и электронного способа закупки услуг, а также создание общедоступного интернет-ресурса, содержащего сведения о ходе проведения процедур, включая возможность размещения информационных сообщений.
Таким образом, работа Комитета в вопросе совершенствования законодательства о банкротстве направлена на построение прозрачной, предсказуемой и эффективной системы, способной обеспечить доверие со стороны субъектов бизнеса и позволяющей решить свои проблемы жизнеспособным компаниям и, вместе с тем, обеспечить быструю ликвидацию нежизнеспособных предприятий с рациональным распределением их экономического потенциала.
Министерство финансов предлагает всем заинтересованным лицам представлять свои предложения и комментарии в Комитет по работе с несостоятельными должниками по адресу: г. Астана, проспект Победы 11, каб. 922 или на электронный адрес: g_baimaronova@minfin.kz

По сообщению сайта Nomad.su