Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Транспортная инфраструктура Алматы подвергнется радикальным изменениям

Дата: 05 апреля 2011 в 10:00

Транспортная инфраструктура Алматы подвергнется радикальным изменениям

 

Жемчужина Казахстана задыхается от угарного газа. Ежегодный объем выбросов вредных веществ в атмосферу Алматы составляет порядка 232 тысяч тонн.

Не секрет, что первенство по загрязнению воздуха принадлежит автотранспорту – это 190 тысяч тонн, или 80 процентов от всего объема. Руководство города наконец вознамерилось заняться проблемой вплотную. Решение проблемы видится в переводе по возможности всего автотранспорта города с дизеля и бензина на сжиженный природный газ, а также в масштабном реформировании системы общественного транспорта. Как мера снижения уровня загрязнения воздуха Алматы в ближайшие годы планируется перевод 20 процентов транспорта на СПГ. План действий рассчитан на 2011 – 2014 годы.

На прошедшем в Алматы семинаре «Транспортные системы экологически чистых городов», посвященном препятствиям и стратегиям по широкомасштабному внедрению транспортных средств на природном газе в Казахстане, было наконец высказано вслух все то, что накопилось и накипело у алматинцев в связи с работой городского транспорта, в частности, автобусов и автопарков. И хотя слова звучали в пределах, допустимых цензурой, но проблема была представлена во всей красе.

Самый развитый город Казахстана обслуживается очень старыми автобусами. За последние 5 лет перевозчики обновили автопарк только на 10 процентов. На сегодняшний день число автопарков, работающих в Алматы, составляет 25. Среди них только 15 процентов имеют собственные базы и технический персонал для обслуживания транспорта. Проводимые раз в три года акиматом Алматы тендеры не стимулируют перевозчиков к улучшению качества транспорта и сервиса в целом. Чтобы покрыть расходы, перевозчики согласны обслуживать только маршруты с высоким пассажиропотоком. Это порождает проблему дублирования маршрутов, неэффективное предоставление транспортных услуг, повышенный уровень ДТП, нарушение правил дорожного движения, графиков, превышение допустимых норм количества пассажиров в одном автобусе. А низкая финансовая прозрачность, отсутствие действенного контроля со стороны департамента транспорта Алматы привели к тому, что перевозчики скрывают свои доходы. На данный момент так и не введена практика заключения контрактов на предоставление услуг. Компании лишь выполняют план.

На борьбу за чистый воздух, за порядок на дорогах города и качество обслуживания пассажиров власти Алматы выходят с тяжелой артиллерией. Так, в текущем году планируется полностью завершить восточную объездную дорогу и начать строительство еще нескольких транспортных развязок и шести разворотных площадок. Также будет усилен контроль за нормами токсичности и качества автомоторного топлива. В конце года будет запущен первый в Казахстане метрополитен. Кроме того, начнется реализация масштабного проекта по созданию системы легкого рельсового транспорта (ЛРТ). Также будет увеличена доля современного электротранспорта в общем объеме пассажироперевозок: за счет займа Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) будут приобретены 200 современных троллейбусов на сумму 36 млн долларов. Особое внимание уделяется переводу автотранспорта на природный газ. В городе создан муниципальный автобусный парк, насчитывающий 200 автобусов общей стоимостью 35,2 млн долларов, работающих на сжиженном природном газе.

Кроме того, планируется строительство пяти автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в различных частях города, а также на трассах республиканского значения и в пределах всех городов республики.

С особым пристрастием будут относиться к самим перевозчикам.

– Сегодня в Алматы 1200 автобусов. При распределении маршрутов акимат будет отдавать преимущество тем компаниям, которые используют в качестве топлива газ. С точки зрения экономии это выгодно. Судите сами – для юридических лиц, использующих газовый транспорт, ставка платы за выбросы вредных веществ в 2 раза ниже, чем при дизельном, и в 1,5 раза – при использовании бензина, – подчеркнул аким Алматы Ахметжан Есимов.

Со своей стороны ЕБРР, принимающий активное участие в модернизации системы общественного транспорта Алматы, предлагает серьезную реформу этой сферы:

– Необходим долгосрочный договор акимата и перевозчиков об оказании услуг. Договор устанавливает стандарты качества предоставления услуг, оговаривает необходимые расходы по амортизации и инвестиционные расходы.  Это поможет акимату контролировать перевозчиков лучше, чем сейчас. Стоимость услуг должна рассчитываться исходя из стоимости автобусного километра. Кроме того, настало время внедрить систему электронного билетирования вместо существующего сегодня сбора. Это обеспечит прозрачность доходов. Также предусматривается внедрение системы GPRS, – считает аналитик ЕБРР Сандугаш Бейсенбекова.

Однако реформы затронут не только общественный, но и личный транспорт. Власти города подошли к этой части с особым рвением.

– Мы ставим амбициозную задачу по переводу всего транспорта на газ. Для этого АО «НК СПК «Алматы» разработан проект, которым предусматривается перевод в течение нескольких лет 100 тысяч единиц личного автотранспорта на газ. В этих целях создана микрокредитная организация для кредитования населения для покупки и установки газобаллонного оборудования. Ориентировочная процентная ставка по таким кредитам будет не более 8 процентов, что позволит обеспечить окупаемость за счет экономии в течение 1 года, – сообщил градоначальник Ахметжан Есимов.

К слову сказать, беглый опрос автовладельцев показал, что они не разделяют такого оптимизма акима и никто не намерен заниматься переоснащением своего четырехколесного друга. На памяти каждого – попытка изменить ориентацию праворульных машин на левый руль. Кроме того, сразу возник целый список вопросов, которые, пожалуй, чиновникам еще не приходили на ум: насколько целесообразно переводить автомобиль на газовое топливо? Есть ли у нас мастера, способные качественно осуществить операцию? А нет ли тут скрытой попытки заработать на честных людях? Почему власти предпочитают создавать микрокредитные организации на эти цели и внести свою лепту в экологию города, вместо того чтобы стимулировать население, например, налоговыми льготами?

А вообще даже специалисты не считают такую процедуру целесообразной.

– Такое переоборудование рентабельно для автобусов и грузовых машин с большим суточным пробегом. Кроме того, существуют проблемы с газовым двигателем на морозе. Например, при температуре воздуха до –80С автомобиль будет нормально работать в условиях правильной регулировки газовой системы питания и надежной работы стартера, аккумуляторной батареи и системы зажигания. А когда температура снижается, машину, конечно, можно завести, но при этом редуктор обмерзает раньше, чем прогреется двигатель. Газ не испаряется, происходит сильное переобогащение топливной смеси, двигатель после пуска глохнет и завести его снова очень трудно, – считает владелец СТО Евгений Марсаков.

А тут на подходе еще один неприятный момент. Как заявил недавно министр нефти и газа Сауат Мынбаев, Казахстан планирует постепенно повышать стоимость газа на внутреннем рынке, чтобы к 2015 году довести ее до минимального уровня цен в России. В этих условиях после подорожания сжатого газа его применение станет менее выгодным.

Алина БЕКИРОВА

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz