Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Капитал яхты

Дата: 05 апреля 2011 в 13:40

Константин Маскаев
Обнадеживающие новости, связанные с первой казахстанской морской кругосветкой под парусом Terra Vita на яхте «Чокан Валиханов». О своем намерении профинансировать приостановленную ранее из-за финансовых трудностей экспедицию высказался председатель Ассоциации добывающих и перерабатывающих компаний «КазЭнерджи» Тимур Кулибаев

Об этом нашему изданию сообщил известный мотопутешественник и общественный деятель Дмитрий Петрухин, который с некоторых пор входит в руководство Центрально-Азиатского географического общества (ЦАГО). Собственно, именно на появление в проекте Петрухина возлагались надежды по продолжению морской экспедиции. Прежде предполагалось, что байкер сумеет «поднять» проект и включить его в программу мероприятий, посвященных подготовке VII зимних Азиатских игр. Не удалось. Но теперь эта идея может осуществиться уже в контексте другого события — 20-летия Республики Казахстан.
В минувший уик-энд Тимур Кулибаев принял Дмитрия Петрухина. Встреча планировалась давно. Последние два года ассоциация «КазЭнерджи» оказывает финансовую и административную поддержку мотопутешествиям Петрухина. Поэтому в первую очередь речь зашла именно об этом. Председатель ассоциации поблагодарил Дмитрия Петрухина за продолжительный тур по странам Азии и Ближнего Востока, пропаганду VII зимних игр и презентацию Казахстана.
Во время встречи Дмитрий Петрухин рассказал, что с этой миссией он объехал 45 стран, встречался со спортивными чиновниками, собирал их подписи и добрые пожелания, которые они оставляли на специальном флаге Олимпийского совета Азии, и всюду рассказывал о Казахстане. Байкер попросил и председателя ассоциации расписаться на флаге. Тимур Кулибаев пожелал Дмитрию новых свершений и побед и заверил в неизменной поддержке проектов со стороны «КазЭнерджи».
Теперь, судя по предварительной договоренности, компания «КазЭнерджи» окажет помощь в продолжении мотокругосветки Петрухина — на этот раз по странам Южной и Северной Америки. Ее предполагается провести с мая по декабрь 2011 года. Этап будет посвящен 20-летию Независимости РК. Также, по словам Дмитрия Петрухина, достигнута договоренность о возобновлении кругосветной морской экспедиции на яхте «Чокан Валиханов».
— Мы планируем, что старт продолжению экспедиции «Terra Vita» с острова Антигуа будет дан в день столицы — 6 июля 2011 года, — говорит Дмитрий Петрухин. — Ее путь проляжет через морские границы большого количества государств, где она должна пересечься с моей мотокругосветкой. Данный проект наиболее конкретно и смело выразит новый образ Казахстана и подчеркнет его культурный, индустриальный и финансовый потенциал.
Мы не первый год следим за проектом «Terra Vita» — кругосветным путешествием на парусном судне «Чокан Валиханов», который был организован ЦАГО еще в 2006 году. Поэтому с осторожностью относимся к любому утверждению о возобновлении экспедиции. С самого начала проект преследуют неудачи, которые, на наш взгляд, явились следствием некоторой самонадеянности организаторов. К этому добавились серьезные финансовые трудности: отказ спонсоров от продолжения финансирования. Обещания помочь, периодически звучавшие на уровне министерств, вплоть до премьер-министра, так и не трансформировались в денежные средства.
Сроки старта экспедиции несколько раз переносились. В сентябре 2007 года яхта «Чокан Валиханов» наконец вышла из порта Актау, но вскоре была арестована в российских территориальных водах из-за нерешенных административных вопросов. Затем в декабре судно пришлось поставить на гарантийный ремонт в Марселе. И хотя в руководстве ЦАГО говорили о незначительном ремонте, чинить или даже менять пришлось многие серьезные узлы, приборы и устройства. Начались замены в экипаже. Продолжить путь удалось только 25 марта 2008 года. 15 апреля казахстанская яхта пересекла Атлантику и пришвартовалась у берегов Барбадоса. Надеялись, что ненадолго. Но экспедиция остановилась. Более того, оказалась под угрозой закрытия: у организаторов не нашлось средств даже для оплаты стоянки яхты, судно могли изъять в порту стоянки в счет долгов.
Именно тогда говорили, якобы премьер-министр распорядился, чтобы Министерство туризма и спорта и Минкультуры и информации оказали поддержку проекту. Вопреки ожиданиям министерства не отреагировали. А за стоянку, перемещение судна в другой порт с более щадящими условиями содержания платила группа энтузиастов во главе с руководителем частной структуры — Актауского яхт-клуба — Андреем Чулаковым. Предварительно эти люди фактически выкупили яхту у серьезно настроенных владельцев порта, своим ходом увели ее на другие острова с другой юрисдикцией, произвели оплату за стоянку и сохранность.
В июле 2009 года трое парней, те же частные лица: капитан Александр Лавринов, консультант проекта Андрей Чулаков и опытный яхтсмен из Алматы Сергей Бедин — нашли возможность побывать на яхте. По их словам, они не могли оставить теперь уже легендарное казахстанское судно и, собрав по друзьям, знакомым и другим неравнодушным людям необходимые средства (более 25 тысяч евро!), отправились проведать яхту. К слову, весьма вовремя. Когда предоплата, которую произвели прежде, закончилась, в марине просто «забили» на нашу лодку. Ее отогнали в самый дальний плохо продуваемый угол, где она и простаивала, не просыхала, а только набирала и набирала влагу. Все поверхности яхты покрылись плесенью. Грибок привел в негодность все бумаги и ткани, включая оставленные на борту комплекты чистого постельного белья, одежду и экипировку. Подпортило веревки. Дно лодки обросло моллюсками и водорослями.
В залог оплаты в порту с лодки сняли все ценное: малую лодку, мотор, приборы навигации и т.д. В марине прекрасно понимали, что не прогорят: либо возьмут деньгами, либо заберут и саму лодку. В обмен на оборудование пришлось отдать почти все наличные деньги, самостоятельно произвести комплекс работ по фактическому спасению яхты и увести ее в другое место, на Антигуа. Аванс за стоянку там был внесен до ноября 2009 года.
С начала 2010 года к проекту морской кругосветки подключился Дмитрий Петрухин. Он стал вице-президентом ЦАГО и попытался найти средства на продолжение экспедиции. Как-то он даже вынес от Карима Масимова своеобразный «протокол о намерениях» — подписанное премьером письмо руководства ЦАГО с предложением об оказании финансовой поддержки проекта со стороны государства.
Вспомним 2010 год. Казахстан готовится к двум важнейшим для себя событиям: саммиту ОБСЕ и Азиаде 2011 года. Резонно было ожидать, что в таком контексте экспедиция «Terra Vita», изначально направленная на создание позитивного имиджа Казахстана в мире, действительно должна была получить поддержку на правительственном уровне. Но вновь — ничуть не бывало!
Прошел еще год. Появилась новая информация, о которой мы сообщаем с осторожной надеждой, что, быть может, теперь, к 20-летию Казахстана, «Чокан Валиханов» пройдет своим славным маршрутом.

По сообщению сайта Новое поколение

Читайте также