Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Виды рецепции римского частного права /С. Гринько, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Хмельницкого университета управления и права, кандидат юридических наук, доцент/

Дата: 05 апреля 2011 в 16:41 Категория: Новости науки

Виды рецепции римского

частного права

 

По мнению ученых, в некоторых странах существуют такие правовые системы, которые тяжело отнести с уверенностью к одной правовой семье, так как они много позаимствовали там и здесь. Профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Хмельницкого университета управления и права, кандидат юридических наук, доцент С. Гринько считает, что сегодня начат новый этап процесса рецепции римского частного права, что, безусловно, должно успешно отразиться на содержании законодательства и правовой доктрины

 

Правовая норма, как отмечали Р. Давид и К. Жоффре-Спинози, все чаще понимается в странах общего права так же, как и в странах романо-германской семьи, которая вытекает из решений, принятых из подобных вопросов, основываясь на той самой идее справедливости /1/. Кроме того, по мнению ученых, в некоторых странах существуют такие правовые системы, которые тяжело отнести с уверенностью к одной правовой семье, так как они многое позаимствовали там и здесь (Шотландия, Израиль). Это обусловлено тем, что национальные правовые системы основываются на одинаковых общих принципах, правовой культуре, правовой доктрине, правовых традициях, санкционированных и несанкционированных обычаях и др. Именно они представляют прежде всего основу любой правовой системы и семьи. Именно они создают фундамент и наполняют собой каждую национальную правовую систему и правовую семью /2/. Такой крепкий фундамент национальным правовым системам предоставило римское частное право благодаря рецепции.

Вопросы рецепции римского права исследовались главным образом в работах западноевропейских цивилистов и романистов Российской империи ХІХ в. относительно хода этого процесса в Западной Европе. Таким образом освещались вопросы влияния римского частного права на правовые системы в работах Н. Боголепова, С. Муромцева, И. Покровского, В. Хвостова, П. Виноградова.

Что касается исследований рецепции римского права в советский период, то такой вопрос вообще не возникал. Это связано с марксистско-ленинским мировоззрением, которое отбрасывало идею суверенитета частного лица, частной собственности и пр. Лишь во второй половине ХХ в. появляется ряд специальных работ по римскому праву, тем не менее, в них рецепция римского права не рассматривалась вообще, или рассматривалась под углом влияния римского права на системы права отдельных западноевропейских стран. Единственным специальным исследованием в этой области была кандидатская диссертация В. Бека, выполненная во Львове в 1950 году («Рецепция римского права в Западной Европе»).

Возрождение и продолжение той глубокой работы по усвоению многовекового правового опыта, которую активно осуществляли юристы XІ-XX столетий, имеет место в современной Украине. Это и возрождение собственных правовых традиций, а также поиск общих корней, который может оказывать содействие в будущем сближении западноевропейской и украинской модели, связанной общей основой – рецепцией римского частного права.

Фундаментальной работой по рецепции римского права в Украине считается докторская диссертация Е.О. Харитонова, защищенная в Одессе в 1997 году (Рецепция римского частного права. (Теоретические и историко-правовые аспекты), где исследуются теоретические и историко-правовые проблемы рецепции римского частного права западноевропейской и византийской цивилизациями, влияния римского частного права на гражданское законодательство Украины. Именно Е.О. Харитонов создал школу рецепции римского права и вырастил плеяду романистов-цивилистов, которые исследуют влияние римского частного права на отдельные институты гражданского права Украины (представительства, вещевых прав, обязательственного и наследственного права). Среди них О.С. Козлова, Р.Ф. Гонгало, В.И. Форманюк, Г.В. Емельянова, О.Н. Калитенко, С.А. Погребной, В.М. Зубар, А.Л. Ткачук и другие. При этом следует отметить, что рецепция римского частного права, как учебная дисциплина, преподается отдельным спецкурсом в Одесской национальной юридической академии (была впервые включена в учебный план еще юридического института в составе Одесского государственного университета им. И. Мечникова в 1996 году), а также с 2010 года в Хмельницком университете управления и права.

Однако, несмотря на наличие в Украине интересных работ по рецепции отдельных институтов римского частного права, имеет место почти полное отсутствие исследований видов рецепции римского права, которое является важным и интересным вопросом особенно в связи со стремление Украины стать полноправным членом Европейского союза и стремлением европейского сообщества систематизировать европейское гражданское законодательство.

Термин «рецепция» происходит от латинского «receptіo», что означает «восприятие», «восстановление действий» /3/. В научной литературе термин «рецепция» используется довольно часто (речь идет о рецепции произведений художественной литературы, искусства, клеток, планет и т.п.). Как правило, указанный термин толкуют как заимствование и приспособление соответствующим обществом социологических и культурных форм, которые возникли в другой стране или в другую эпоху /4/; как восприятие и преобразование (трансформацию) механических, термических, электромагнитных, химических и других раздражителей в нервные сигналы /5/. По этому поводу немецкий юрист Ф. Прингшайм отмечал, что рецепируется не только чужой научный метод или чужое философско-правовое мировоззрение, но и чужое право /6/.

Относительно рецепции права следует отметить, что рецепцию, как правило, рассматривают как восстановление, заимствование, отбор, переработку, усвоение /7/. То есть рецепция права является не простым перенесением норм и принципов права одной системы в другую, а сложный процесс приспособления и, как следствие, их переработка. Как отмечал Г.Ф. Пухта, рецепция римского права не была моментальным актом, а воображалась нам постепенным укоренением в юридическом сознании народа и в практике судов /8/.

Встречается более полный подход к сути рецепции права. В Большой советской энциклопедии рецепцию права определено как заимствование и приспособление к условиям любого государства – права, разработанного другим государством или в предыдущую историческую эпоху /9/. Вместе с тем в словаре иностранных слов уже указано на требование к праву, которое рецепируется другим государством. Так, рецепция права – это заимствование одним государством более развитого права другого государства /10/. Однако рецепции подлежат только те нормы, которые имеют общий характер, а не ограниченные узкими национальными рамками. А это есть важный признак рецепции права.

В словаре международного права применяется термин «рецепция» для обозначения процесса взаимодействия, заимствования, восприятия любой внутригосударственной правовой системы принципов, институтов, основных признаков другой внутригосударственной правовой системы /11/. То есть рецепция права признается также способом взаимодействия национальных правовых систем.

Таким образом, термин «рецепция права» применяется для обозначения процесса перехода норм права более развитой правовой системы одного государства к правовым системам других государств.

Если упоминают рецепцию права, то, как правило, речь идет о рецепции римского частного права. Рецепция римского частного права – это процесс возрождения римского права в целом как составной части общего процесса возрождения цивилизаций (культур), что существовали раньше, восприятие духа и главных основ и основных положений той или другой цивилизацией на определенном этапе путем заимствования, отбора, переработки и его усвоение /12/.

Вышеупомянутый подход относительно сути рецепции римского частного права разрешает выделить ее характерные признаки. Так, рецепцию римского частного права следует рассматривать как:

а) возрождение римского права;

б) возрождение римского права в целом, а не отдельных его частей;

в) средствами возрождения являются заимствование, отбор, переработка, усвоение римского права;

г) возрождение как составной части общего процесса возрождения цивилизаций (культур), что существовали раньше;

д) задачами возрождения являются восприятия духа, главных основ и основных положений римского права той или другой цивилизацией на определенном этапе.

Рассматривая проблемы рецепции римского частного права, для более углубленного ее познания и упорядочения предметов, явлений правовой жизни проводится деление рецепции на отдельные виды.

Философия определяет «вид» (от латинского – specіes) как понятие, которое создается путем выделения общих признаков в индивидуальных понятиях и имеет общие признаки с другими видовыми понятиями /13/. В логическом понимании вид является подразделом, который объединяет ряд предметов, явлений по общим признакам, которые входят в состав общего высшего раздела – рода /14/. Вид какого-то рода всегда воссоздает важные признаки как данного рода, так и предметов, которые входят в состав вида, который разрешает отличить их от других предметов данного рода.

Традиционно рецепцию римского частного права связывают с прямым и косвенным (опосредствованным) заимствованием его идей и положений. Классическим есть деление рецепции, в зависимости от связи страны-реципиента с римскими источниками, на два вида: прямую (первоначальную, непосредственную) и косвенную (производную, опосредствованную). Прямая рецепция происходит тогда, когда воспринимаются идеи и положения римского частного права непосредственно с первоисточников права Древнего Рима. Косвенная рецепция, наоборот, является восприятием не непосредственно через первоисточники, а через право других государств, где этот процесс уже состоялся. Для установления факта рецепции римского частного права прямого вида достаточно сравнить две правовые системы: римскую и местную. Довести рецепцию косвенного вида намного сложнее, так как необходимо установить связь между положениями римского права и права первой страны – рецепиента, а также между правом первой страны рецепиента и правом следующей страны рецепиента, отбрасывая местные традиции первой. Вследствие прямого влияния римского частного права сформировалась византийская правовая система. Правовые системы Западной и Восточной Европы испытали косвенное влияние римского права. В частности, становление и развитие правовой системы в Украине осуществлялось под влиянием римского частного права через византийское, немецкое, польское, чешское, австрийское, русское право (косвенная рецепция).

Рядом с прямой и косвенной рецепцией римского частного права есть деление рецепции на открытую и скрытую (латентную), в зависимости от признания факта рецепции страной-реципиентом. При открытом заимствовании органами государственной власти и правоведами признавалось влияние римского частного права на формирование национального права. Именно таким способом создавались Французский гражданский кодекс 1804 г., Австрийский гражданский кодекс 1811 г., Немецкое гражданское уложение 1894 г., Свод законов гражданских Российской империи 1842 г. и др.

Рецепция тогда не была открытой, так как органами государственной власти и правоведами отрицалось влияние римского частного права на создание местного права. Однако ряд понятий, сроков, положений римского права все-таки использовались. Как правило, скрытый (латентный) вид рецепции возникал в тех государствах, которые строили свою правовую систему на противоположных римской основах. Такой вид рецепции имел место при разработке первых гражданских кодексов союзных республик Советского Союза 1922 г., где не признавалась частная форма собственности, которая была фундаментом римской правовой доктрины, но пандектная система была учтена в их структуре, заимствованными были основные римские категории (обязательство, договор, деликт, виндикация, исковая защита и др.). Фактически при применении норм прошлого права использовалась старая правовая форма, которая приобретала новое классовое содержание /15/.

В зависимости от объема заимствования юридических положений и понятий, можно выделить полную и частичную рецепцию римского частного права. Если полная рецепция является целостным заимствованием всего чужого права, то частичная, наоборот, свидетельствует о заимствовании отдельных положений и понятий.

Противником частичной рецепции римского частного права был Ю.С. Гамбаров, который признавал полную (целостную) рецепцию, так как считал, что она шла от целого к частям, а не наоборот, а отдельные положения римского права применялись на практике не потому, что каждое из них рецепировалось отдельно, а потому, что все они входили в состав законодательства Юстиниана /16/. Следует признать правильным очерчивание ученым хода процесса рецепции как «от целого к частям». Хотя такое объяснение касается не только полной рецепции, но и раскрывает связь полной рецепции с частичной. Поэтому полностью отбрасывать возможность осуществления рецепции частично неправильно. Рецепция римского частного права может происходить как полностью, так и частично.

Полная рецепция римского частного права имела место в тех государствах, где правовая система создавалась путем копирования чужого права, за которым признавалась сила действующего права, например, в византийское, немецкое право. Поэтому рецепированное римское частное право в византийской и немецкой империях считалось общим правом, на началах которого создавалось местное право (византийско-римское, пандектное).

Частичная рецепция применялась при создании Французского гражданского кодекса 1804 г., Австрийского гражданского уложения 1811 г., уставов Большого княжества Литовского, польского, украинского и русского законодательства ХІХ-ХХ вв., а также современных европейских кодификаций. Римское право для этих кодификаций имело значение не основного, а дополнительного (субсидиарного) права. Поэтому оно применялось лишь тогда, когда отсутствовало местное право для регулирования отдельного общественного отношения, при условии его соответствия основным принципам местного права.

В зависимости от значения римского частного права для национальной правовой системы различают теоретическую и практическую рецепции. Детальный анализ теоретического и практического видов рецепции римского частного права осуществил Ю.С. Гамбаров. Теоретическую рецепцию он определял как постепенное возникновение убеждения в том, что римскому праву должно принадлежать значение господствующего, субсидиарного, то есть дополнительного к существующему источнику права, а практическая является настоящим проведением этого убеждения к юридической жизни, то есть применением римского права на практике. Теоретическая рецепция римского частного права применяется для создания национальной правовой системы: римское частное право – источник конструкции национального права (например, во Франции, Польше, России, Украине и большинстве стран Европы). Практическая рецепция – для введения римского частного права в действие, рядом с национальным правом (например, в Германии).

Рецепцию римского частного права также можно разделить по результатам ее осуществления для местного права на положительную и отрицательную. Если положительная рецепция оказывает содействие, помогает формированию национальной правовой системы, то отрицательная, наоборот, заменяет местное право римским, приводит к его упадку. Примером положительной модели рецепции есть Кодекс Наполеона, который вобрал в себя наилучшие римские правовые ценности, начав создание французской правовой доктрины. Отрицательное последствие в свое время вызвала рецепция римского частного права для древних немецких народов, которые признали его преимущество над местным правом.

Е.О. Харитонов выделяет в контексте общего развития мировых и локальных цивилизаций рецепцию римского права общего и локального характера. Если общая рецепция римского частного права отражает основополагающие, стратегические тенденции, то локальные рецепции выполняют «тактические» задачи усовершенствования той или другой системы права в пределах определенного цикла развития цивилизаций» /17/.

Русский историк С.В. Ткаченко выделил добровольную и недобровольную рецепции, взяв за основу способ ее возникновения. «Добровольная» модель является заимствованием системой-реципиента от правовой системы-донора правовых институтов в силу идеологической направленности реципиента с целью улучшения действия правовой системы. Возможная такая рецепция при наличии системного кризиса в общественно-правовой жизни поэтому выполняет роль спасения /18/. Ученый приводит мысль А. Каменского, что понятия «кризис» и «радикальные реформы» взаимообусловленные. Не только кризис предопределяет радикальные реформы, но и они возможны лишь вследствие кризиса, так как только тогда в обществе нет достаточных сильных консервативных сил, способных противостоять всеохватывающим преобразованиям /19/. То есть С.В. Ткаченко считает «добровольную» рецепцию методом решения конфликта или выхода из кризиса.

Недобровольные виды владеют принудительным характером рецепции. С.В. Ткаченко различает два подвида недобровольной модели: оккупационную и колониальную. «Оккупационная» модель возможна при оккупационных действиях страны-победителя и выражается в насильническом введении своего правового регулирования на оккупированной территории. Оккупационная модель характеризуется отношением оккупантов к местному населению как к равному за культурой народу /20/. Ученый приводит в качестве примера оккупационной модели рецепции римского права Кодекс Наполеона, который прижился в Польше почти к ХХ ст. Такой рецепцией можно также считать и Австрийское гражданское уложение 1811 г., действие которого распространялось на территории Закарпатья, Галиции, Северной Буковины. На Галицких землях действовал и Польский обязательственный кодекс 1933 г.

Колониальная модель рецепции выражается в насаждении метрополией элементов своей правовой системы в правовую систему колонии. Даная модель характеризуется отношением к местному населению как к «отсталому», «примитивному» народу, который проявляется, как правило, в геноциде. Она определялась как насаждение права метрополии, хотя колонизаторы всегда учитывали в той или другой мере положение местного права. Примером колониальной рецепции римского частного права могут служить Генуэзские уставы, которые действовали на территории греческих колоний в Крыму.

Рецепция римского частного права может иметь разную окраску:

1) прямая и косвенная;

2) открытая и скрытая;

3) полная и частичная;

4) теоретическая и практическая;

5) положительная и отрицательная;

6) добровольная и недобровольная;

7) общая и локальная.

Становление римского права в Украине происходило постоянно с древних времен. Рецепция осуществлялась на основе добровольной модели прямым (непосредственным) и косвенным (опосредствованным) путем. Непосредственная рецепция римского права происходила при принятии христианства. Опосредствованная рецепция была связана с успешными военными походами и развитием международной торговли с Византийской империей. Во времена средневековья, Нового времени и сегодня рецепция римского частного права на украинских землях была и остается открытой. Лишь в советский период рецепция была скрытая. Кодификация Юстиниана никогда не признавалась действующей римского права на украинских землях, даже тогда, когда на территории Крыма и Бессарабской губернии действовало византийское законодательство, поэтому рецепция римского права всегда была теоретической и частичной. Римское частное право проводилось на украинских землях как добровольно, так и принудительно (оккупантами и колонизаторами).

Украина придавала большое значение обычаям, поэтому рецепция римского права не привела к забвению национальных традиций. Она признавалась лишь способом создания национальной правовой системы, поэтому имела положительные последствия, хотя и малоуспешные (не учитывались наилучшие правовые идеи, положения, принципы римского частного права). Поэтому сегодня начат новый этап процесса рецепции римского частного, что, безусловно, должно успешно отразиться на содержании законодательства и правовой доктрины.

 

Литература

 

1. Давид Р. Основные правовые системы современности. Р. Давид, К. Жоффре-Спинози. Пер. с фр. В.А. Туманова. М., Межд. отн., 1997. С. 20.

2. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). Учебник. А.Х. Саидов Под ред. В.А. Туманова. С. 157-171.

3. Словник іншомовних слів. К., 1997. С. 589.

4. Бек, І. Рецепція в українській поезії кінця XIX-XX ст. І. Бєк. Слово і час. 1993. № 9. С. 16-22; Забужко О. Європейство як носій національної ідеї в рецепції української літератури початку XX ст. О. Забужко. Філософська і соціаологічна думка. 1994. № 1-2. С. 32-40.

5. Большая советская энциклопедия. Под ред. А.М. Прохорова. М., Советская энциклопедия, 1975. Т. 22. С. 67; Гранит Р. Электрофизиологические исследования рецепции. Р. Гранит. М., 1957; Винников Я. А. Цитологические и молекулярные основы рецепции. Эволюция органов чувств. Я.А. Винников. Л., 1971.

6. Pringscheim, F. Reception Revue internationale des droits de Antiquite. F. Pringscheim. 1961. Vol 8. P. 244.

7. Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. Том 36. Часть 1. М., 1932. С. 595; Моддерман В. Рецепція римского права. В. Моддерман. С.-Петербург, 1888. С. 17; Муромцев С. Рецепция римского права на Западе. С. Муромцев. М., 1886. С. 12 и др.

8. Пухта, Г. Ф. Курс римского гражданского права. Г.Ф. Пухта. Пер. с нем. Рудорффа. Изд. О.Н. Плевако. М., Соврем. изв., 1874. Т. 1. 1874. С. 5.

9. Большая советская энциклопедия. Под ред. А.М. Прохорова. М., Советская энциклопедия, 1975. Т. 22. С. 67.

10. Словник іншомовних слів. К., 1997. С. 589.

11. Словарь международного права. С.Б. Бацанов, Г.К. Ефимов, В.И. Кузнецов и др. 2-е изд. М., Международные отношения, 1986. С. 356.

12. Гринько С.Д. Рецепція римського приватного права як метод порівняльного правознавства. С.Д. Гринько. Приватне право і підприємництво. 2008. Вип. 7. С. 39-45.

13. Философский энциклопедический словарь. Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 66.

14. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. Н.И. Кондаков. М., Наука, 1975. С. 92.

15. Гражданское право стран народной демократии. Д.М. Генкин, М.М. Богуславский, В.В. Лаптев и др. Под ред. Д. М. Генкина. М., Внешторгиздат, 1958. С. 15.

16. Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть. Ю.С. Гамбаров. Под ред. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. С. 115.

17. Харитонов Є.О. Рецепція римського приватного права (теоретичні та історико-правові аспекти). Автореф. дис. на здобут. наук. ступ. д-ра юрид. Наук, спец. 12.00.01 «Теорія та історія держави і права; історія політичних та правових вчень; філософія права». Є.О. Харитонов. Одеса, 1997. С. 21.

18. Ткаченко С.В. Рецепция римского права: вопросы теории и истории, дисс. … канд. юрид. Наук, 12.00.01. Ткаченко Сергей Витальевич. М., 2006. С. 82.

19. Там же. С. 82-83; Каменский А. Российская империя в ХІІІ веке: традиции и модернизация. А. Каменский. М., 1999. С. 48.

20. Ткаченко С.В. Указ. соч. С. 83.

 

 

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz