Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Омские вузы консолидируются: Качество подготовки абитуриентов оставляет желать лучшего

Дата: 05 апреля 2011 в 19:31

Одной из важнейших предпосылок успешной работы вузов является формирование качественного контингента студентов. Для того, чтобы решить проблему на региональном уровне необходимо объединение усилий всех заинтересованных сторон.

Такую мысль высказал 29 марта на собрании Омского научного центра Российской академии образования его директор академик РАО Михаил Лапчик. С ним согласился и председатель Омского совета ректоров, ректор ОмГУ, профессор Владимир Струнин, заявивший о возможности и целесообразности совместных действий вузов по организации набора студентов. Первым шагом, по его мнению, должно стать создание портала, на котором была бы сконцентрирована информация, позволяющая облегчить процесс поступления в омские вузы и сделать его как можно более простым и прозрачным для абитуриентов.

Обсуждению этих проблем было посвящено заседание в формате круглого стола, на котором присутствовали представители государственных вузов г.Омска. Идея объединения вдохновила не всех, однако самые дальновидные решили начать обсуждение необходимости и возможности консолидации для поиска путей решения общих для всех приемных комиссий проблем, обусловленных региональными особенностями.

Участники круглого стола:

Казалось бы, зачем нужен еще один электронный источник информации, если уже есть сайт регионального информационно-аналитического центра системы образования (РИАЦ)? По мнению участников круглого стола, по отношению к омской высшей школе он выполняет свои функции далеко не в полной мере и потому не является её надежным помощником – ни в плане информирования, ни в плане анализа. На образовательных порталах других регионов выложены объективные данные по ЕГЭ, в разрезе административных единиц и отдельных школ проанализированы результаты ЕГЭ и т.д. Официальный сайт поддержки ЕГЭ в Омской области и по объему информационно-аналитических материалов и по оперативности их размещения существенно проигрывает сайтам наших соседей (Новосибирской, Томской областей). К примеру, на сайте информационной поддержки ЕГЭ в Алтайском крае в феврале регулярно обновлялись данные о количестве записавшихся по предметам ЕГЭ, и уже сейчас можно получить полную информацию о проведении ЕГЭ-2011 вплоть до распределения учащихся по пунктам проведения экзамена. Наши абитуриенты и их родители лишены оперативной информации, делающей понятной и прозрачной систему проведения ЕГЭ, и с этим фактом не хотят мириться омские вузы.

Виктор Дробышев, ответственный секретарь приёмной комиссии ОмГПУ выразил общее мнение, что одна из основных сложностей для абитуриентов заключается в том, что региональное Министерство образования могло бы более согласованно с вузами проводить сдачу ЕГЭ в июльской волне. До последнего момента вчерашний школьник не знает, в каком вузе он будет сдавать экзамен, пропуски выдаются неоправданно поздно, и всё это создаёт излишнюю нервотрёпку для всех.

Второй момент касается положения общественных наблюдателей за проведением ЕГЭ. Наблюдателям создаются искусственные препоны, в итоге сама сдача экзаменов и выставление за них баллов совершенно непрозрачны. Виктор Полежаев, декан факультета довузовской подготовки и профориентации ОмГТУ, который выступил инициатором проведения круглого стола, задается вопросом – почему общественный наблюдатель не вправе входить или выходить из аудитории во время экзамена. То есть, если он зашел в одну из аудиторий в момент заполнения бланков ЕГЭ по физике или математике, то не может выйти из неё в течение четырех часов и, следовательно, не сможет проконтролировать ситуацию вне этой аудитории. Если же наблюдатель пришел с проверкой во время экзамена, то ему на законных основаниях не разрешат войти ни в одну из аудиторий проведения ЕГЭ. При этом, «предметников» не рекомендуется привлекать в качестве наблюдателей на экзамене. Получается, что родители — инженеры, например, не могут быть свидетелями сдачи математики, физики и ещё ряда предметов. Почему сдача ЕГЭ проходит в столь таинственной атмосфере?

По итогам сдачи ЕГЭ прошлого года, школьники из районов области сдали экзамены намного успешнее, чем выпускники школ города. Однако, например, в соседних Новосибирской и Томской областях нашлось только по одному муниципальному району, в которых математику смогли сдать все выпускники, а в Омской области – 16. Или, почему в Новосибирской области в рейтинге среднего балла по математике лидируют 7 городских районов, а в Омской – 12 сельских. Чем можно объяснить тот факт, что по всем предметам по выбору (кроме иностранного языка) средний балл ЕГЭ выпускников сельских школ Омской области в 2010 году оказался выше, чем у жителей города Омска, а у соседей – обратная картина.

Елена Ващихина, директор центра довузовской подготовки ОмГАУ, приводит такие данные по составу одной из групп повышения квалификации сельских учителей: из 12-ти человек только один имел высшее профессиональное образование, десять закончили педагогические профучилища, а ещё один не имел специального образования. Как при таком профессиональном уровне удаётся сдавать ЕГЭ лучше, чем в городе – остаётся загадкой. Напрашивается вывод – надо либо награждать сельских педагогов и перенимать их опыт, либо призывать к ответу и наказывать организаторов ЕГЭ, которые способствовали искажению результатов испытаний.

К слову сказать, положение об общественных наблюдателях принимается на местном уровне. Игорь Арбузин, ответственный секретарь приёмной комиссии СибГУФК, считает, что вузы должны этот момент взять под свой контроль. Имеет смысл отправлять городских общественных наблюдателей в районы, а сельских наблюдателей – в город. В Томской области, к примеру, во всех пунктах проведения ЕГЭ присутствуют представители вузовской общественности. Но захотят ли в региональном министерстве образования выделять на это средства? В любом случае, подобные вопросы необходимо решать на уровне омского совета ректоров.

В вопросах формирования контингента вузы зачастую сталкиваются с противодействием школ. Для того, чтобы повысить показатели образовательного учреждения, района и т.д., да и свои собственные тоже, учителя настаивают учащихся на сдачу минимального количества экзаменов. Нередко выпускников принуждают выбирать только те предметы, в успешной сдаче которых уверены их наставники. Основной аргумент преподавателей таков, что остальные необходимые предметы дети сдадут в июльской волне ЕГЭ в вузе. При этом забывая добавить, что нормативными документами такой вариант не предусмотрен. В итоге, школьники не могут поступить в вуз, потому что им банально не хватает количества сданных предметов ЕГЭ. Да и вероятность поступления при этом существенно уменьшается.

70% абитуриентов говорят о том, что без дополнительной подготовки ЕГЭ невозможно сдать. 20% сомневаются, нужны ли курсы, и только 10% абсолютно уверены в своих силах. При этом, некоторые ученики вспоминают о подготовительных курсах только в апреле, когда уже мало что можно исправить. Провал в качестве образования особенно ощущают на себе преподаватели первых курсов вузов. Они отмечают, что между реальными знаниями и результатами ЕГЭ – пропасть. Необходимо, чтобы и абитуриенты, и родители, и общеобразовательные структуры, и вузы имели бы открытый доступ к реальному и постоянно обновляющемуся рейтингу школ, а в идеале, и преподавателей. Такой шаг, помимо информационной поддержки, может стать прекрасной мотивацией для преподавателей и директоров школ на повышение квалификации педагогов.

Именно таким источником достоверной информации должен стать межвузовский информационный портал. Еще одной его задачей станет укрепление имиджа высшей школы г.Омска. «Мы представляем сильные образовательные заведения, — считает Светлана Мухаметдиновна, ответственный секретарь приёмной комиссии ОГИС. — Наши выпускники востребованы во всей стране, многие из них уже во время обучения начинают сотрудничество с компаниями — мировыми брендами. К сожалению, об этом знают далеко не все. А говорить об этом надо хотя бы для того, чтобы наиболее способные абитуриенты становились омскими студентами».

Воплотится ли идея нового образовательного портала в жизнь и как скоро – об этом мы расскажем в следующих номерах еженедельника «Аргументы и Факты в Омске».

По сообщению сайта Аргументы и Факты