Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Десять заповедей Медведева

Дата: 06 апреля 2011 в 08:20

Напомним, во время визита в Магнитогорск президент обозначил 10 мер, которые должны кардинально улучшить инвестиционный климат в России. Через несколько дней они приняли форму письменных поручений. Предусматривается, в частности, снижение страховых взносов предпринимателей, либерализация доступа иностранных инвесторов в «стратегические сектора», создание новых механизмов защиты прав делового сообщества, улучшение условий конкуренции и ожесточенная борьба с коррупцией.

Наибольшее внимание экспертов привлек тезис №5 – о необходимости «зафиксировать, наконец, и объявить график приватизации крупных пакетов акций на ближайшие три года, исключить практику, когда профильные руководители правительства занимают места в советах директоров компаний, работающих в условиях конкуренции, а также ввести процедуру предварительной публикации крупнейшими госкомпаниями информации о планируемых закупках и заключенных контрактах».

Что это будет означать на практике? Согласно последовавшим поручениям президента, уже к 15 мая правительство должно утвердить график приватизации на 2011-2013 гг. и представить предложения о снижении затрат на госзакупки на 15%. К 1 октября вице-премьеры и министры обязаны покинуть советы директоров 17 госкомпаний. Все это должно значительно уменьшить влияние государства на экономику. И все это – из разряда вечно актуальных для России вопросов. «Каждый из десяти президентских тезисов сегодня следует буквально брать на щит и нести», – отметил президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

Впрочем, сам президент стремился всячески подчеркнуть, что среди его тезисов нет основного и второстепенных – все одинаково важны. «Если мы будем считать какую-то меру главной, это будет очередной звон на тему об инвестиционном климате, и через какое-то время мы снова будем вынуждены возвращаться к этой теме, а инвестиционный климат продолжит свою деградацию», – отметил Медведев. Такой «пакетный» подход объясняется очень просто. Одной-двумя мерами инвестиционный климат не вылечить, это факт. А если в комплексе мер выделяется одна главная, то остальные потихоньку «задвигаются», что в данном случае недопустимо. Кроме того, именно в комплексе президентские предложения звучат наиболее убедительно: эти десять решительных шагов уже назвали «экономической революцией».

Но если все-таки убрать пафос и попытаться рассмотреть предложенные меры по отдельности, то выяснится, что они вызывают немало вопросов и сомнений. Например, возможно ли столь существенно сократить госзакупки без риска невыполнения социальных обязательств и приоритетных программ? Конечно, если сократить в сметах «коррупционную составляющую», то можно сэкономить гораздо больше, но как ее оттуда вычленить?

Или взять тему снижения страховых взносов. Во исполнение тезиса №1, к 1 июля правительство должно представить предложения по снижению этих взносов с 34% «до уровня, близкого к 26%», т.е. того, который существовал еще в прошлом году. Что, конечно, очень актуально для бизнеса. По словам советника президента Аркадия Дворковича, уже в I квартале года стало ясно, что новый уровень страховых взносов является для некоторых видов предпринимательской деятельности «практически непосильным бременем». Поэтому многие компании «уходят в конверты», вспоминая опыт прежних лет. Конечно, хорошо бы этот уровень снизить. Но ведь подняли его не от хорошей жизни, а по причине дефицитов Пенсионного, Медицинского и Социального фондов. И если теперь вновь снизить ставку страховых взносов, то чем компенсировать соответствующее снижение поступлений в эти фонды? Разве что повышением пенсионного возраста и урезанием выплат по больничным листам. То есть, принеся интересы населения в жертву интересам экономики. Это было бы не самым верным решением в условиях, когда не за горами выборы. Конечно, есть и другой путь, так сказать, «предвыборный» – использование дополнительных нефтяных доходов. В ближайшее время снижения цен на нефть не прогнозируется, так что на период до 2012 г. можно смело закладываться на цены более чем в $100 за баррель. А большего и не требуется.

«Изгнание» министров из советов директоров госкорпораций – мера, абсолютно адекватная самой сути рыночной экономики. Глава регулирующего госоргана не должен руководить компанией, деятельность которой этот же орган и регулирует, это грубейшее нарушение правил конкуренции. Но возникает вопрос: кто придет на смену министру в госкорпорации? Каковы будут правила отбора и назначения «независимых директоров»? Есть основания полагать, что основным критерием станет их лояльность определенным высокопоставленным лицам или бизнес-группам. Так что эта инициатива может привести просто к «смене команды» у руля крупнейших государственных компаний. А там недалеко и до передела собственности – не зря, кстати, был поставлен ребром вопрос о новой приватизационной программе.

Наделение Минэкономики правом экспертизы, приостановки и отмены проектов нормативных актов в рамках «оценки регулирующего воздействия», на первый взгляд, тоже очень правильное решение. Экономическое ведомство должно стать «барьером для барьеров», способных затормозить инвестиционный процесс. Одна беда: при этом у МЭР могут возникнуть серьезные коллизии с другими ведомствами и даже законодателями. Могут пострадать и интересы граждан. Например, если МЭР сочтет (не без влияния определенных лоббистских кругов), что «барьером» на пути экономического развития страны являются новые санитарные и фитосанитарные правила, которые должны оградить россиян от продукции, способной причинить вред здоровью, эти правила будут заблокированы, и небезопасная продукция получит доступ на российские рынки. Или же вдруг Рослесхоз по причине чрезмерной вырубки лесов и учитывая последствия прошлогодних пожаров инициирует введение новых ограничений на экспорт древесины. Их тоже может заблокировать Минэкономики. Ведь это ведомство руководствуется, в первую очередь, интересами экономики, а те интересы, которые защищает Роспотребнадзор или Рослесхоз, окажутся далеко на заднем плане.

Впрочем, учитывая консервативность бюрократического аппарата, кардинальные нововведения у нас, как правило, спускаются «на тормозах». Этот прием может быть использован и в отношении идей Медведева (первая реакция правительства дает основание полагать, что именно так и будет). Но произойдет это не сразу, а лишь после того, как будет достигнут «предвыборный эффект» от десяти тезисов. То есть, инвесторы воодушевятся, население утвердится в своей вере в светлое будущее российской экономики, а оппозиционные силы лишатся возможности апеллировать к необходимости либеральных реформ (поскольку эти реформы уже предложила сама власть). В дальнейшем из президентской программы останутся, видимо, лишь наиболее «беззубые» меры. От «экономической революции» Россию спасет ее извечная сила инерции.

По сообщению сайта YTRO.ru