Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Конструктивность диалога культур и цивилизаций (К. Бурханов, доктор политических наук, профессор, депутат Мажилиса Парламента РК, член комитета по международным делам, обороне и безопасности, член Фракции НДП «Нур Отан»)

Дата: 06 апреля 2011 в 11:32 Категория: Новости политики

Конструктивность диалога культур и цивилизаций

 

К. Бурханов

доктор политических наук,

профессор, депутат Мажилиса

Парламента РК, член комитета

по международным делам,

обороне и безопасности,

член Фракции НДП «Нур Отан»

 

Казахстан, будучи государством, на территории которого проживают представители 130 этнических групп и свыше 40 религиозных конфессий, представляет сегодня пример мирного сосуществования людей различных национальностей и религий.

В государстве созданы благоприятные условия для реализации конфессиями своих функций. И сегодня без преувеличения можно утверждать, что созданная в Казахстане модель взаимоотношений государства и религии основана на балансе общественных и религиозных интересов, на отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию.

Религиозная ситуация в Казахстане во многом зависит от активного воздействия на неё этнической и демографической специфики, а также политической, экономической, правовой обстановки как внутри страны, так и за её пределами. А общая картина форм и видов религиозности и идентичности населения, межконфессиональных взаимоотношений имеет сложный, комплексный характер. В ней имеются давние традиции и религиозности и толерантности. Конфессиональное многообразие является показателем толерантного отношения государства к религии и религиозным объединениям, отразившееся в его Конституции и на подконституционном уровне. На уровне Конституции в Казахстане запрещаются любые формы дискриминации по конфессиональному признаку.

Проводимая в стране государ­ственная политика в сфере религиозных отношений основывается на законодательном и институциональном обеспечении свободы совести и вероисповедания.

За годы независимости в стране создана соответствующая нормативно-правовая база, которая обеспечивает равенство прав и свобод всех граждан независимо от их религиозной принадлежности.

Задача формирования толерантности в казахстанском обществе, особенно в этнической и религиозной сферах, находится в русле государственной политики и отвечает стратегическим приоритетам Республики Казахстан.

Религиозные деятели в целом признают эффективность казахстанской политики в области обеспечения прав верующих, направленную при этом на поддержание мира во всем мире. Об этом свидетельствует работа состоявшихся на казахстанской земле Съездов лидеров мировых и традиционных религий, и прошедшая в июне прошлого года в Астане конференция ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации. Значение таких важных мероприятий вытекает из твердого намерения Казахстана и далее двигаться по пути конструктивного взаимодействия между различными культурами и цивилизациями.

Казахстан выступает за расширение диалога цивилизаций, религий и культур. Наша страна решительно осуждает проявления ксенофобии, расовой и религиозной нетерпимости.

Религиозная толерантность является одним из наиболее сложных феноменов. Толерантность в религиозной сфере для Казахстана является одной из центральных тем предупреждения социально-политических конфликтов и построения современного гражданского общества. Казахстанская политика толерантности является последовательной, предсказуемой и свободной от двойных стандартов.

Сегодня религия выступает в качестве элемента национальной культуры, традиций, обычаев, воспринимается как аспект преемственности поколений, уважения к предкам, их духовному наследию. Без знания и понимания религии невозможно адекватно представить не только историю древних и средневековых цивилизаций, где религия выступала господствующей формой общественного сознания и одним из основных социальных институтов, но и цивилизационные процессы в современном мультикультурном, глобализирующемся мире. Поэтому необходимо уделять большое внимание вопросам анализа различных этапов и событий исторического прошлого, взаимоотношениям государства и религии, исследованиям проблем политической теологии, общественно — политической жизни, а также вопросам деятельности религиозных объединений и движений.

Несомненное значение имеет знание религиозных традиций, как части социокультурного опыта своего народа, прав и свобод граждан применительно к области религиозной жизни. Религиоведческие знания имеют не только познавательное, но и практическое социальное значение, поскольку способствуют межкультурному диалогу, упрочению толерантности, выступают препятствием для развития религиозного фанатизма.

Наряду с этим нельзя пройти мимо тех проблем, которые сегодня волнуют наше общество. В их числе хотелось бы отметить тенденцию распространения различных мусульманских течений неханафитского толка, и, более того, напоминающие псевдорелигиозные секты, которые вносят раскол в наше общество и даже каждую семью. Удивляет фатальный радикализм и безапелляционность в тех или иных ситуациях их представителей. Не менее проблематично распространение различных сомнительного характера течений неисламского толка. Распространение ислама или возвращение исламской религии, к сожалению, сопровождается различными дискуссиями. К примеру, проблема ношения хиджаба в учебных заведениях. Не углубляясь в суть дискуссии, хотелось бы отметить, что нам необходимо четко и ясно различать религию ислам и культуру народов носителей данной религии и прежде всего персидско-араб­скую, основанную на их этнографии. Возвращаясь в лоно мусульманской религии, мы не вправе отходить от своей традиционной культуры, основанной на наших этнических особенностях, хотя она и зиждется на мусульманской философии.

 В настоящее время в обществе больше тех, кто считает себя верующим, но не участвует активно в религиозной жизни. Подобная религиозность, как отмечалось, является следствием отказа от принудительного атеизма предыдущих лет и выполняет функции культурно-ценностного идентификатора и социально-психологического компенсатора в транзитный период развития общества.

Общая религиозная ситуация в стране на сегодня свидетельствует о толерантности как в межконфессиональных, так и внутриконфессиональных отношениях. К примеру, в конфессиях сосуществуют различные объединения: в исламе — сунниты, шииты, суфисты, в православии — РПЦ и РПЦ за рубежом, старообрядчество; в протестантизме — различные толки, в т.ч. нетрадиционные и харизматиче­ские; в новообразованиях: бахаисты, кришнаиты, вайшнавы, мунисты и т.д.; а также проявляются в разнообразии и активизации религиозной жизни в регионах.

Большинство населения нашей страны составляют мусульмане. Наряду с исламом в стране комфортно себя чувствуют другие религии. За годы независимости Казахстана построено около 1,5 тыс. новых мечетей, открыто более

170 православных приходов, свыше 30 католических костелов, более 1 тыс. молитвенных домов и миссий протестантских церквей. Если до 1991 года на территории Казахстана была только 1 еврейская синагога, то сейчас действует около 20.

Сегодня диалог ислама и христианства становится одной из ведущих идеологических тем в мире. Создавшееся сегодня в республике мусульманско-христианское сотрудничество можно с твердой уверенностью назвать образцовым и поучительным для многих.

Известно, что основным направлением ислама, который притягателен своей целостностью, сохранением нравственных основ в семье и в поведении, в республике является суннизм, который, в свою очередь, подразделяется на три течения: ханбалитский мазхаб, шафиитский мазхаб и ханафитский мазхаб.

Суннизм ханафитского мазхаба, характеризующийся терпимостью к инакомыслящим, использованием местного обычного права, применением в правовых вопросах свободного индивидуального суждения (рай) и суждения по аналогии (кияс) и пр., испокон веков исповедуется казахами. Поэтому предложения о придании суннизму ханафитского мазхаба статуса официального, как это принято во многих европейских странах, нам кажется далеко небезосновательными.

Суннизм шафиитского мазхаба распространен среди чеченского населения. Шиизм в Казахстане представлен в основном верующими азербайджанской, курдской и других национальностей.

Исламский мир сегодня — это свыше 1,3 млрд мусульман, проживающих на нашей планете. Исламский мир объединяет людей, которые при всем различии в культуре, менталитете, национальных и региональных традициях осознают свою принадлежность к единой историко-духовной общности — всемирной умме. Исламская солидарность, которая в настоящее время становится общепризнанным фактом уже и за пределами собственно мусульманских стран базируется не только на едином вероисповедании, но и на вытекающем из самих устоев ислама мироощущении, едином ценностном отношении к людям, обществу, миру, будущему.

Геополитическая и геоэкономическая значимость мусульманского мира постоянно возрастает, даже, невзирая на события последних месяцев, всколыхнувших исламский мир от Туниса до Бахрейна. Поэтому взаимодействие с мусульманским миром является одним из приоритетов внешней политики Казахстана. Со своей стороны, исламский мир рассматривает мусульман Казахстана как неотъемлемую часть своего сообщества. Сотрудничество с ОИК для Казахстана имеет больше практическое значение, оно осуществляется путем реализации совместных проектов и программ с институтами организации. Организация «Исламская конференция» была образована в 1971 году и является самой крупной официальной межгосударственной структурой в мусульманском мире. По количеству стран-участников она занимает второе место после ООН. На сегодняшний день членами ОИК являются 57 стран мусульманского мира с общим числом населения более 1,4 миллиарда человек. Казахстан вступил в Организацию «Исламская конференция» в 1995 году. Политический вес и значимость ОИК определяются и тем фактом, что в недрах мусульманских государств сосредоточено более двух третей мировых запасов углеводородных энергоносителей. Сегодняшняя ОИК — это современная, устремленная в будущее организация, с огромным и еще далеко не использованным потенциалом. Председательство нашей республики на 38-м заседании Совета министров иностранных дел государств — членов Организации «Исламская конференция» (ОИК) в 2011 году даст Казахстану возможность еще более активно влиять на мировую повестку дня, способствовать разрешению международных споров и конфликтов, продвигать национальные интересы, получить бесценный опыт и подготовить квалифицированных сотрудников, прошедших школу многосторонней дипломатии. Это реальная возможность для Казахстана не только превратиться в важную диалоговую площадку, но и стать стратегическим парт­нером как для западных, так и для восточных стран на долгосрочную перспективу. В одном из своих выступлений Президент РК Н.А. Назарбаев отмечает, почему именно Казахстан был выбран в качестве председателя в ОИК на 2011 год: «Для выполнения председательских, посреднических функций чаще всего выбирают тех, в чьей беспристрастности убеждены все участники процесса. Именно поэтому наши зарубежные партнеры рассматривают Казахстан как идеального кандидата на председательство в азиатских и европей­ских объединениях, как это имело место в случае СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, где Казахстан председательствовал в 2002-2010 годах) и ОБСЕ (в 2010 году), а в 2011 году будет в ОИК».

За всю историю существования Казахстана как независимого государства на его территории не наблюдалось крупных конфликтов на межэт­нической и межконфессиональной почве, что делает эту страну примером толерантной политики. Поэтому Казахстан в состоянии внести свой вклад в дальнейшее развитие организации «Исламская конференция» и сделать диалог между Востоком и Западом более открытым.

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz