Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Дрессировщица и «майка»

Дата: 06 апреля 2011 в 12:41

Светлана Симонова — учитель танцев из Новой Игирмы, что в Нижнеилимском районе. Она удивительно счастливая и лёгкая, что совсем не вяжется с депрессивным образом человека из глубинки.

Бывшая цирковая гимнастка, сегодня она воспитывает таких же счастливых детей.

Сельский педагог, как сельский врач, должен уметь всё. Или почти всё. Поэтому у Светланы занимаются дети от двух с половиной до семнадцати лет — почти сотня, а иногда и больше. Как положено в провинции, их учат всему и сразу: от акробатики до современного танца. Но, в отличие от многих провинциальных коллективов, «Ассорти» из Новой Игирмы знают в центральной России и в Европе. Выпускников коллектива охотно берут в хореографические училища, а приглашения на фестивали шлют Светлане Симоновой лично.

У неё нет педагогического образования. Зато эта женщина так рассказывает про «своих» детей, что возникает уверенность: она их различает по шагам.

«Детский табор» Светланы Симоновой путешествует всеми видами транспорта, есть даже коллекция «сонных» дорожных фотографий: малыши спят в самолётных креслах, на железных сиденьях, на надув­ных матрасах…

Женщина рассказывает, что привыкла ловить ужас в глазах проводников, когда к вагону стройными рядами движутся тридцать-сорок детей. Только до Иркутска от Новой Игирмы по железной дороге ехать целые сутки.

— «Не волнуйтесь, это «дрессированные» дети. Они всегда чем-то заняты, присматривают друг за другом и умеют… ну почти всё», — говорю я проводникам. Сразу, как и положено, никто не верит. Но, помню, как-то мы возвращались домой с восемью малышами из другого коллектива. Когда мы выходили на своей станции, проводник шепнул, что восемь оставшихся детей он бы с радостью променял на 38 наших, — смеётся Светлана.

Она рассказывает, как в поездках начинает формироваться что-то вроде коллективного интеллекта, когда старшие сами берут под опеку младших, каждый — своего. Что у любого съездившего на гастроли ребёнка, даже четырёхлетнего, меняется речь, мышление, поведение.

— Такой ребёнок уже не скажет «Мне жарко, я устал». Он скажет: «Мне жарко, я устал, но я потерплю», — рассказывает педагог.

А на гастролях Светлана Николаевна специально обращает внимание детей на то, как выступают коллективы, где самая строгая дисциплина. Как правило, и танцы у них бывают самые сильные.
Кстати, Светлана сама изобрела методику, по которой она учит малышей вести себя за кулисами, не дёргать занавес, не махать родителям со сцены... И говорит, что обычно на первых занятиях приходится работать не только с детьми, но и учить дисциплине пап и мам.

В коллективе запрещается обрезать длинные волосы — девочкам, и хватать на уроках даже тройки — всем без исключения. Иначе директор школы не отпустит на гастроли. Пропустить поездку на фестиваль — самое страшное наказание.

Светлана рассказывает, что у маленького артиста всё должно выглядеть как новое, даже если сцена в местном доме культуры. На гастролях в соседнем посёлке кто-то из родителей даже спросил у неё, неужели для каждого выступления детям покупают новые балетки и колготки?

На весь «отряд» в путешествие шьются одинаковые панамки летом, одинаковые шапки зимой. Светлана говорит, ей так удобнее считать по головам, а детям — легче чувствовать себя одной семьей.

Гастролировать начали ещё десять лет назад, поэтому уже обжились собственными «легендами». О том, например, как где-то в Европе длинноволосый мужчина в костюме ковбоя предлагал детям в одинаковых шапках деньги — принял за сироток. Как в Турции во время очередной репетиции в общественном месте кто-то шутки ради пустил по кругу шляпу. «Заработка» хватило на сладости и игрушки для всего коллектива. Как-то раз танцоров с реквизитными валенками не хотели пускать в парижский отель, а потом, уже после знакомства, всё просили и просили танцевать в маленьком гостиничном фойе. А однажды за кулисы каким-то образом проникла мышь, теперь все со смехом вспоминают, как зверушка героически погибла — не выдержала детского визга.

— Однажды в Болгарии мы пошли в парк аттракционов, — вспоминает наша гостья. — Все дети разбежались по качелям-каруселям, а я жду их в сторонке. И тут ко мне подходит высокий болгарин, показывает пальцем: «Майка?». Я на свою футболку смотрю и ему вежливо: «Майка, мол, майка». А он не унимается: «Майка, майка?!». Не выдержав всех этих приставаний, я ему заявляю: «Сам ты футболка!» А потом в отеле нам объяснили, что «майка» по-болгарски — «мама»…

Наша героиня никогда не думала о том, что будет работать с детьми, ещё школьницей мечтала стать следователем. Но как-то в её жизни произошёл один интересный случай. Когда Светлана была с шестом классе, крестили её племянника. Девочка держала младенца на руках, а совсем рядом заливался другой ребёнок. Тогда подошёл батюшка и сказал родителям того младенца: «Дайте девочке», показав на Светлану. И как только маленький человечек оказался у неё на руках, он тут же успокоился и заснул. вот такое благословление.

Теперь Светлана не представляет для себя лучшей работы... Вспоминает, что за десять лет по-настоящему трудно было только однажды: В дом культуры пришёл новый педагог, у которой сразу захотели заниматься все дети. А конкуренция в посёлке — совсем не то, что в городе, — всё более сконцентрированно и местечково. От неё тогда ушли многие ученики — осталось от силы человек двадцать-тридцать. Светлана сказала мужу, что хочет уйти, а он только спросил:

— Тебе действительно нравится твоя работа?

— Нравится, — ответила она.

— Тогда иди и преподавай! — был его совет.

И через несколько месяцев все дети вернулись в коллектив.

Как нам рассказали родители танцоров, возможность отправлять ребёнка на гастроли из северного посёлка (а даже по области коллектив путешествует очень много) — не самое дешёвое удовольствие. Но для ребёнка из провинции это едва ли не единственная возможность полноценно развиваться и уметь добиваться своих целей в жизни. К счастью, спонсорскую помощь коллективу оказывает одно из местных деревообрабатывающих предприятий.

Светлана Симонова родилась в Воронежской области. В 1988 году с мужем приехала в Новую Игирму. В 1999 году был образован народный эстрадно-цирковой коллектив «Танц-компания «Ассорти». Муж Светланы Александр в свободное время преподаёт в коллективе акробатику. Сын Антон получает в Воронеже высшее образование и занимается танцами, а дочь Виолетта готовится к поступлению в хореографическое училище и получает стипендию губернатора Иркутской области в числе талантливых детей области.

По сообщению сайта Аргументы и Факты