Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Детский мир глазами взрослого

Дата: 06 апреля 2011 в 15:11

О том, какая должна быть детская литература и куда делись качественные произведения, корреспонденту «АиФ на Мурмане» рассказала детская писательница, дипломант второй степени Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «ЮНЭКО-2007», лауреат премии губернатора Мурманской области Ирина Павлова.

Хмурым мартовским днём 1943 г. московские мальчики и девочки заполнили просторный зал Дома союзов. Непривычно щурясь от яркого света люстр, они слушали, что расскажут им знакомые по книжкам детские писатели и поэты. Так впервые праздновалась Неделя детской книги.

Теперь каждый год представители детского литературного творчества собираются во всех городах России, чтобы обсудить насущные проблемы и почитать друг другу что-нибудь из новенького.

— Ирина, проще писать детские книги или взрослые?

— Писать в принципе сложно, но если сравнивать, то всё-таки сочинять детские рассказы и повести сложнее, чем создавать литературные произведения для взрослых. Когда ты пишешь для детей, то ответственности несёшь больше. Взрослый человек точно знает, что такое хорошо, а что такое плохо. У него сформированный взгляд на всё. А маленький читатель — как чистый лист, и мы, детские писатели, далеко не в последнюю очередь формируем его отношение к миру.

— В последнее время стали популярны книги, которые имеют обоюдный интерес как у взрослых, так и у детей. Существует ли универсальная формула создания такой книги?

— Хорошая детская книга всегда интересна и детям, и взрослым. Всё дело в том, что в ней существует несколько слоёв. Первый ориентирован только на ребёнка, где он может прочитать про различные приключения. Второй пишется для взрослого, в нём раскрываются вечные проблемы отцов и детей, взаимоотношения с другим миром и осознания себя в нём. Например, в повести «Голубая чашка» Аркадия Гайдара дети видят страдания главной героини из-за её ссоры с родителями, а взрослые — проблему хрупкости семейного уюта, важность оптимистического настроя.

— Какие образы вы чаще всего используете в своих произведениях, и какие образы важны для применения в детской литературе?

— Мои книги рассчитаны на детей и написаны в первую очередь для детей. Я пишу реалистические рассказы чаще всего от лица девочки, хотя иногда главным героем делаю и мальчика. Реже всего ввожу сказочных персонажей. Есть у меня работы и для детей постарше. Например, в рассказе «Прикоснись к семье» я говорю о субкультуре готов, их проблемах взаимоотношения со сверстниками и непонимания со стороны родителей. В другом своём рассказе я показываю читателям мир древнего Египта, ввожу элементы мифологии.

— Ирина, как вам удаётся понять, что именно интересно ребёнку?

— Когда я начинаю писать, то представляю себе своего будущего читателя в возрасте 6-12 лет. Возможно, понять интересы подрастающего поколения мне помогает и то, что я работаю в школе учителем младших классов. К тому же я много выступаю перед школьниками в разных городах и в это время обязательно задаю вопрос: «О чём бы вам было бы интересно почитать?» Ответы в принципе всегда одинаковые: для старших важно побольше узнать о любви, дружбе, современном мире, компьютерных технологиях, для младших более интересны познавательные вопросы.

— Какие сказки не стоит покупать детям, а какие обязательны для прочтения?

— Современному ребёнку важно грамотно и толково объяснить, что такое добро и зло. Кстати, именно поэтому нужно читать ребёнку не только старые, проверенные временем книги, но и современные, в которых не только раскрываются эти понятия добра и зла, но также показывается, что в мире есть не только чёрное и белое, но и серое.

Основная проблема детской литературы в том, что на прилавках магазинов очень много некачественных вещей, и прежде чем купить ту или иную книгу, родитель должен сам её просмотреть и понять, что из неё может вынести его ребёнок. И может быть, нужно купить что-то другое, где есть больше познавательного.

Помимо содержания, у современных авторов проблема также и со стилистикой — языком повествования. Очень часто можно встретить нарушение грамматических и орфоэпических норм. Издательства же позволяют себе выпускать подобную продукцию, не думая о маленьком читателе.

— На ваш взгляд, есть ли современные отечественные герои, которые достойны подражания?

— Такое чувство, что сейчас литературный процесс протекает отдельно от мира. Стало больше переводной литературы, что, естественно, сказалось на качестве в целом. Но думаю, что современный ребёнок найдёт в этом потоке то, что ему нравится, и выберет себе героя, на которого стоит ориентироваться. Вот только сделать это достаточно трудно, и в том числе это вина родителей, которые приобретают для своих чад литературу, которую они читали когда-то сами, не понимая, что их детям не хочется читать про Тимура и его команду. Им нужно знать о том, что происходит в современном мире и с современными детьми.
 

По сообщению сайта Аргументы и Факты