Космонавт Сергей Авдеев: «Мы освоились на орбите»

Дата: 06 апреля 2011 в 15:51

Сергея Авдеева называют «космическим долгожителем». 10 раз он выходил в открытый космос. На орбите в общей сложности провёл 747 дней 14 часов и 13 минут, установив абсолютный мировой рекорд.

Уже несколько лет накануне Дня космонавтики Герой России специально приезжает в Санкт-Петербург, чтобы в Планетарии встретиться со школьниками.

— Сегодня космос — это не соревнование приоритетов. В одиночку осваивать далёкие миры невозможно, поэтому пять ведущих космических агентств разных стран решили объединить усилия и совместно заниматься исследованиями в этой сфере.

— «АиФ-Петербург»: Космос — дорогое удовольствие. Недавняя авария с упавшими спутниками обошлась России в миллиарды рублей.

— Космонавтика — та сфера деятельности, где нет чётких границ между фундаментальными и прикладными областями. Возьмём коллайдер, наделавший столько шума. Да, открыли некое состояние вещества, но никто не спрашивает у его создателей, что конкретно они достигли. Между этими этапами может пройти сотни лет. Однако без сегодняшних изысканий мы не получим ответ на принципиальные вопросы, которые потом обеспечат прогресс.

— «АиФ-Петербург»: Гагарин летал всего 108 минут. Сейчас же в космосе живут месяцами, возят туристов. Люди освоились на орбите?

— Чувствуют себя довольно уверенно. А главное, мы переходим от технократии к знаниям. И на вопрос, что получим от космоса, ответ будет не в трубопроводах нефти или киловаттах энергии. Главное — насколько больше люди узнали о том или ином явлении.

В этом плане и следует рассматривать космонавтику, перестраивать мышление и обычных людей, и руководителей
государств.

— «АиФ-Петербург»: Вы трижды летали на орбиту, хотя многие из зачисленных в отряд готовились по 10-20 лет, но так и не стартовали. Повезло?

— Очень. В России около 500 космонавтов, но реально летала всего четверть. Повлияли разные обстоятельства — здоровье, изменение приоритетов, иногда политика. Самое обидное, что от людей здесь ничего не зависит. Например, на программу «Буран» набрали 20 человек. 5-7 лет тренировок, и вдруг направление закрывают. Все остались за бортом.

— «АиФ-Петербург»: Два года в космосе — фантастический срок. Как обустроен быт на станции?

— Невесомость сказывается, но в целом всё так же, как на Земле. Зубы чистили пастой, правда, такой, которая не пенится. С пылью боролись при помощи пылесоса и влажных тряпок. Спали в мешках, закреплённых на потолке, вещи держали прищепками, чтобы не улетали. Как мылись? Выдавливали на голову специальный шампунь и протирали полотенцами, пропитанными травами. Кстати, на станции пытались установить сауну, но мы предпочитали полотенца. Любопытно со стороны выглядит «звёздная» парикмахерская. Один космонавт стрижёт «клиента», а другой летает рядом и собирает пылесосом «остатки» шевелюры. Я даже трижды наряжал ёлку на орбите.

— «АиФ-Петербург»: В документальных фильмах показывают, что на станции выращивали пшеницу, занимались разведением цыплят. Как на даче…

— Биология в космосе — отдельная тема. Часто случались курьёзы. Тритоны, например, обитали в камере какой-то сборной конструкции. Однажды их покормили, выгуляли, смотрят — одного не хватает. Улетел… Всю ночь искали, еле под утро нашли.

— «АиФ-Петербург»: На кадрах, где вы в открытом космосе устанавливаете сложнейшую технику, какая-то деталь отрывается и улетает в бездну. Так появляется космический мусор?

— Это большая и сложная проблема. Есть мусор, который контролируется, он сгорит, а есть неуправляемый. Те же спутники, которые находятся на других орбитах. Они долго летают и, если не увернуться, запросто можно получить «в лоб». Из ЦУПа нередко приходят сообщения: «Вы попадаете в опасную близость от спутника, осторожно!» Учёные бьются над тем, как убрать космические отходы, но решения пока нет.

— «АиФ-Петербург»: Говорят, космонавты всей Земли каждый год собираются вместе. О чём идёт речь на таких «посиделках»?

— Это так называемый планетарный конгресс участников космических полётов.

В прошлом году он проходил в Малайзии. Обсуждались перспективы полётов на Марс и Луну. Но для меня здесь важно другое. Каждая страна предлагает свое видение проблемы, демонстрирует отношение к космосу.

Как-то на встрече в Чехии о своём пути к звёздам рассказывала корейская космонавтка: Корея проводит набор очень просто — приглашает всех желающих и устраивает испытания в семь этапов. На первый пришли 40 тыс. человек! В итоге остались двое. У нас на такой призыв, боюсь, не явится и половина. Оставшихся отсеют по состоянию здоровья, хотя по сравнению с первым отрядом требования медиков и так существенно снизились. Если раньше в космонавты брали одного из 100 добровольцев, сейчас — из 400.

— «АиФ-Петербург»: И всё же, если бы представилась возможность ещё раз полететь к звездам, ваше решение?

— Тысячу раз «да».