Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Здравоохранение: что дальше?

Дата: 06 апреля 2011 в 18:00

Приоритет у медицины должен быть один — пациент

Треть краевого бюджета, или более 20 миллиардов рублей в год, идёт на здравоохранение: на работу 150 стационаров и 200 поликлиник. Трудятся в них более 13 тысяч врачей и 30 тысяч медсестёр.

Цифры впечатляющие. И всё-таки проблем в медицине хватает. Вполне закономерно, что их решение выделено в правительстве Пермского края в особый блок «Реформа здравоохранения».

НА ПЕРЕПУТЬЕ
Курирует реформу вице-премьер Анатолий Зубарев. Выбор не случаен. Человек, много лет стоявший у руля краевой медицины, лучше других знает все её тонкости. По словам вице-премьера, основная проблема нашего здравоохранения в том, что до сих пор нет чёткого представления, по какому пути развиваться.

— Мы и от прежней социалистической модели не отказались, и полностью перевести медицину на рыночные рельсы не решаемся, — констатирует Анатолий Зубарев. — Плюс хроническое недофинансирование. В итоге за последние десятилетия в здравоохранении накопился приличный дефицит средств.

Например, программа обязательного медицинского страхования в Пермском крае из года в год принимается с дефицитом в 7 миллиардов рублей от федеральных нормативов. То есть сегодня мы налоги платим «на троечку», а лечиться хотим «на пятёрку», по лучшим стандартам. И то, что подавляющее большинство регионов России живут точно так же, не успокаивает. Стоять на перепутье можно, но недолго. Ведь речь идёт о здоровье людей. И Анатолий Зубарев прав, настраивая на реформе здравоохранения.

ОТ КОЛИЧЕСТВА — К КАЧЕСТВУ
Цель реформы — создать систему, максимально ориентированную на пациента. Сейчас, к сожалению, наоборот.
— За человека решается, где он будет лечиться, страховаться. Это неправильно, — уверен Анатолий Зубарев. — Право выбора должно быть у пациента.

Важный шаг — изменение системы финансирования, когда власть платила за объёмные показатели. Чем больше было больных людей — тем больше денег получало медучреждение. Проще говоря, поликлиникам и больницам выздоровление пациентов было невыгодно. Как говорится, если больной ходячий, это ещё не значит, что врач — лечащий. 

Чтобы уйти от такого подхода, с 2008 года в Пермском крае поликлиникам стали выдаваться средства на всех прикреплённых к ней жителей, не важно, больных или здоровых. Если лечат хорошо и жители меньше болеют, то больше средств остаётся у лечебного учреждения.

Годом ранее в Пермском крае ввели одноканальную систему финансирования. Это значит, что все бюджетные средства пошли в здравоохранение через фонд ОМС. В результате появилась возможность через конкурс размещать государственный заказ в медучреждениях разных форм собственности. То есть жители смогли бесплатно лечиться в современных частных клиниках. 

КОНТРОЛЬ ЗА СТРАХОВЫМИ КОМПАНИЯМИ
Участковые врачи считают, что подход — во главе здравоохранения должен быть пациент — правильный. Например, Ирина Дозморова, участковый из Индустриального района г. Перми, уверена:

— Врач должен быть приближен к пациенту. Например, каждый мой пациент имеет номер моего телефона. Нельзя так, чтобы пациент получил услугу и ушёл.

Анатолий Зубарев поясняет:
— Мы стараемся заинтересовать участкового врача в том, чтобы прикреплённое к нему население не болело.

Однако, по его словам, здесь есть и риски, когда участковые врачи искусственно сдерживают госпитализацию пациента. Здесь должна работать система штрафных санкций. Слово — за страховыми компаниями. В случае обнаружения злоупотребления — жёсткие санкции.

Также для того, чтобы система не давала сбоев, федеральное законодательство теперь позволяет работающему населению самостоятельно выбирать страховую компанию для получения полиса ОМС.

Для справки:
Клиенты выбирают тех страховщиков, которые лучше защищают права пациентов. Сейчас на сайте краевого фонда ОМС страховые компании ранжированы по принципу: сколько жалоб населения к ним поступило и сколько страховщики удовлетворили.

СТИМУЛ НУЖЕН
Пациент главный — это хорошо. Но реформа здравоохранения провалится без активного участия в ней самих врачей. Пять лет назад фельдшера, участковые врачи, педиатры, врачи скорой помощи и средний медперсонал, работающий с вышеперечисленными специалистами, начали получать доплаты из федерального бюджета. В 2008 году к ним присоединились и хирурги. В середине 2009 года финансирование федеральной программы по группе «специалисты-хирурги» прекратилось. И тогда по инициативе Олега Чиркунова было принято решение продолжить выплаты за счёт краевого бюджета. Результат не заставил себя ждать. Во-первых, сократились сроки ожидания операции. Во-вторых, снизилось число послеоперационных осложнений.

— Стала чётко прослеживаться дисциплинирующая составляющая, — говорит  заведующий хирургическим отделением Кунгурской ЦГБ Георгий  Семков. — За последние два года существенно возросла оперативная активность. Соответственно, у пациентов увеличилась доступность к операциям. Потому что сократились сроки ожидания операции. Уменьшилось количество послеоперационных осложнений. Да и жалоб на врачей практически не стало. Выгодно пациентам. Выгодно врачам.

КСТАТИ
В 2011 году должна вырасти заработная плата узких специалистов. Средства планируется получить из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Более 5,5 миллиарда рублей в течение 2011-2012 годов будут направлены на реализацию региональной программы модернизации здравоохранения.
 

По сообщению сайта Аргументы и Факты