Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Интервью политолога Д.Сатпаева порталу «BNews.kz» (полная версия)

Дата: 06 апреля 2011 в 20:00 Категория: Новости политики

АСТАНА. 6 апреля. BNews.kz – Кто влияет на решения, принимаемые Президентом РК? Какие персоны можно включить в «рейтинг влиятельности» в Казахстане? Что будет после инаугурации Президента РК? На эти и другие вопросы ИА «BNews.kz» ответил директор Группы оценки рисков, политолог Досым Сатпаев.

— Существует ли у вас какой-либо рейтинг влиятельности главных персон страны? Кто, на ваш взгляд, сейчас наиболее сильный? Чьи позиции пошатнутся после инаугурации?

— Были популярны опросы по степени влиятельности министров и в целом элиты. Такие публикации были. Но у многих этих экспертных опросов был некий заказной характер. Цель — сформировать общественное мнение, чтобы либо дискредитировать, либо опустить «ниже плинтуса». Например, чтобы дать понять, что он сейчас не ключевой игрок. Но ко многим исследованиям нужно относиться очень осторожно.

По каким параметрам определять влиятельность представителя элиты?  От этого зависят многие факторы. Сейчас очень сильные позиции у Нуртая Абыкаева.

Следующий человек — Сарыбай Калмурзаев,  управляющий делами Президента. Позиция эта очень влиятельная.

С точки зрения кадрового пребывания, конечно, усилены позиции Аслана Мусина, руководителя Администрации Президента. Еще одна фигура, которая играет роль мозгового центра в течение многих лет, — Марат Тажин. Человек, который отвечал за интеллектуальное сопровождение многих программ.

И, естественно, переходим к группе Т. Кулибаева и К. Масимова. Позиции (Кулибаева) очень сильны в Казахстане. У него и административное, и экономическое влияния. Т.Кулибаев не спеша, без резких всплесков наращивает свое влияние во многих сферах.

Если брать еще одну позицию, Ахметжан Есимов в должности мэра Алматы формально стоит ниже, чем другие, но фактически аким мегаполиса — это очень серьезный тяжеловес, учитывая, что Алматы — это государство в государстве и крупнейший донор госбюджета.

— Какие ключевые посты в государстве будут скоро подвергнуты кадровой ротации?

— Многие задаются вопросом: после инаугурации и смены в правительстве останется ли на посту Премьер-министр Карим Масимов или уйдет? Если уйдет, то кто займет его место? Это вопрос, которые многие пытаются спрогнозировать.

Это очень важно. Если Президент принимает решения, то не под воздействием внешних факторов. Потому что, если гипотетически представить, что какая-то группировка лоббирует определенную кандидатуру, а Президент принимает решение насчет этой кандидатуры, то в элите возникает определенная напряженность. Глава государства не может себе этого позволить. Решение он принимает сам.

— Но все же, что будет после инаугурации?

После инаугурации обычно идут рокировки на позицию премьер-министра, руководителя администрации президента.

И, естественно, будут кадровые перестановки на областном уровне. Некоторые акимы давно сидят. Например, аким Мангистауской области Кушербаев Крымбек  — это один из старожилов среди акимов. И подошло время, чтобы его перекинуть на другой пост. У него был очень хороший опыт работы в правительстве на министерских постах. В этом плане я не исключаю, что кого-то из акимов могут перекинуть в Астану.

— Лоббируют ли крупные компании, такие как Казахмыс или ENRC, своих кандидатов на различные посты? На каком уровне происходит это лоббирование?

— Не нужно рассматривать эти компании как самостоятельных игроков. Они являются частью элитных групп и самостоятельно не могут лоббировать. У них определенная роль — зарабатывать деньги. Это больше экономический инструмент и не более.

У нас не сложилась та ситуация, которая была в России в период Ельцина, когда олигархи, например, как Березовский, пытались и влияли на кадровую политику. У нас бизнесмены в чистом виде не являются лоббистами и не могут влиять на кадровые решения Президента. Здесь большую роль играют политические управленцы, те, которые занимаю посты, имеют доступ к Главе государства.

— В каких еще крупных национальных проектах нуждается Казахстан, кроме ФИИР? Как проконтролировать качество реализации существующих?

— Госпрограммы в регионах реализуются безграмотно. ПФИИР написан хорошо. До этого принималось большое количество программ и по Дорожной карте бизнеса, и по электронному правительству. Но все упирается в профессионализм  управленческого аппарата, в качество управления. Если наши бюрократы не способны грамотно и эффективно реализовывать поставленные задачи, неся за них ответственность, то у нас ни одна экономическая программа работать не будет. Нужно разделять причину и следствие. Провалы программ идут не потому, что они плохие. Просто аппарат не готов реализовывать их так, как хочет правительство.

Я думаю, что сейчас самый важный проект — административная реформа.

Второй национальный проект — консолидация общества. Казахстан — унитарная страна, но если посмотреть со стороны, то складывается впечатление, что она как будто состоит из минигосударств. Большое количество разных групп живут в своем измерении, так элита живет в своем измерении, а общество в своем измерении.

Когда нет общей консолидированной позиции и человек не ощущает себя частью единого общего, не чувствует себя государственником, то как можно рассчитывать на успех этого государства? О какой конкурентоспособности может идти речь, если люди живут по принципу «здесь и сейчас».

В свое время Президент говорил: «Ни одному кораблю не будет по пути ни один маршрут и не будет благоприятен ни один ветер, если он не знает, в какую бухту плыть».

То же самое в Казахстане. У многих людей в голове свое представление о том, каким должен быть Казахстан. Поэтому это могут быть абсолютно кардинальные модели.

Я думаю, что плюрализм должен существовать по каким-то определенным формам, но должен быть стержень, который всех объединяет.

По сообщению сайта Финансовый портал BNEWS.kz