Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Самара в иной реальности

Дата: 06 апреля 2011 в 20:00

Как могло быть, если бы история Самары в один из своих переломных моментов пошла по другому пути?

Альтернативный путь развития губернского центра с «развилки» в 1908 году представили в своей книге «Неизвестная Самара» краеведы Олег РАТНИК и Игорь ПАВЛОВИЧ. В той инореальности претворились в жизнь плоды научно-технического союза нефтяных королей братьев Нобелей, Рудольфа Дизеля и Николы Теслы. Вот что было бы, если б Самара почти сто лет развивалась по плану, намеченному в начале XX века городским головой Д.К. Мясниковым и инженером В.Г. Линдсеем.

Первоапрельское водное путешествие в иную реальность начинаем от Царёва кургана. На искусственно вырубленных террасах Сокольих гор, что тянутся почти на 15 километров вдоль левого берега реки, появились ветряки. Их огромные лопасти ловят устойчивый ветер, практически всесезонно дующий в наших местах, преобразуя дармовую энергию природы в электрический ток, так необходимый городу. Пароход движется вниз по течению и вскоре можно увидеть остров Зелёненький. Его берега изобилуют причальными стенками и поставленными на прикол плавучими дебаркадерами. В глубине острова можно видеть огромные баки нефтехранилищ и перегонные колонны товарищества братьев Нобелей. Большой монорельс, проложенный вдоль Коптева оврага, и несколько подвесных канатных дорог, соединяющих остров и левобережье, придают этому месту ярко выраженный технологический вид. Ниже по течению непрерывной разноцветной полосой протянулись строения старых городских дач, спортивных и лечебно-санаторных учреждений. Затейливые здания, укрытые зеленью садов, протяжённые лестницы, многочисленные лодочные станции и хорошо оборудованные пляжи постепенно сменяют друг друга.

Временами можно видеть, как по склону левобережья неторопливо пробегают паровозы, тянущие небольшие составы пригородных поездов. Это основной вид сообщения в той реальности, связывающий в единую сеть пригородные посёлки-сады. Один из них — «Предместье-сад-Передовое» — расположен на территории, ограниченной Московским шоссе, Ботаническим садом, улицей Ново-Садовой и улицей Потапова. Район разделён на 49 жилых кварталов, которые застроены небольшими деревянными и кирпичными домами до трёх этажей. Каплеобразная тень накрывает наш пароход. Это большой четырёхмоторный дирижабль совершает манёвр над Волгой. Он заходит на посадку в том месте, где в текущей реальности располагается Загородный парк. С воды хорошо видны причальные мачты, ангары, газо-водяные колонны, домики работников аэровокзала.

Ниже по течению располагается индустриально-промышленная зона. Просторные заводские корпуса, раздёленные тенистыми аллеями, выходят к воде. Здесь большой железнодорожный мост соединяет правый и левый берега реки. За мостом начинается теннис­ный парк, скрывающий в зелени архитектурные памятники начала XX века — старинный пивзавод и первую городскую ГРЭС. На верхней Волжской террасе (в районе современной площади Славы) внимание пассажиров привлекает красивое многоэтажное здание башенного типа. Это конвектор Теслы, основа городской энергетики. Рядом, похожие на средневековую крепость, расположены корпуса городского госпиталя. Чуть дальше размещены городские кварталы, соединяющие в единое целое многоэтажные дома и коттеджи.

Улицы рассчитаны на хорошо развитый железнодорожный транспорт. Автомобилей мало. Для экстренных целей используются вертолёты (достойное наследие Сикорского). На берегу показались склады возле спуска улицы Комсомольской. Это первые в городе постройки из бетона. С них начинается портовое хозяйство города. Портовое хозяйство незаметно подводит к просторному судоходному каналу, благоустроенному и углублённому руслу древней реки, выводящей в район старых копаных бухт, к центральному речному вокзалу города. Через его центральные арочные ворота пассажиры попадают к причалам. Отсюда открывается чудесный вид на остров Коровий — место, где размещены основные инженерно-технологические службы города, а также крупнейший в Поволжье парк развлечений. Путешествие окончено. Читала книгу и путешествовала по иной Самаре

По сообщению сайта Аргументы и Факты