Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Казахский ренессанс

Дата: 07 апреля 2011 в 08:51

Гарифолла ЕСИМ, сенатор, академик, «Казахстанская правда», 6 апреля

Эпоха Ренессанса – возрождение античных традиций в период формирования капиталистических отношений. Осознавая и осмысливая прошлое и определяя ценности, которые могут быть востребованы в настоящем, деятели эпохи Ренессанса возрождают их в новом качестве, перенося в новое время. Время ренессанса рождает могучих титанов, и Нурсултан Назарбаев – именно такая личность. Прошедшие выборы наглядно и в очередной раз продемонстрировали степень величия и масштабность. На этапе формирования информационного общества, когда на стыке веков духовное наследие народа входит в цивилизационное пространство, появление такой личности, как культурного явления, востребовано самим временем. Вот почему я считаю нынешнее время периодом ренессанса для нашей страны, временем восхождения на новую ступень развития. Таким образом, Республика Казахстан – это ренессансное государство, а его Президент – ренессансная личность.
Мы росли, представляя Ренессанс чем-то далеким и недосягаемым, не относящимся к нашей жизни, ибо знали, что это культурно-исторический феномен Запада. Так, по-моему, представляли себе Ренессанс и наши учителя.
Время Ренессанса рождает титанов, иными словами, это время титанов, таких как Леонардо да Винчи (1452–1519), Альберт Дюрер (1478–1521), поэт Франческо Петрарка (1304–1374), писатели Джованни Боккаччо (1313–1375), Уильям Шекспир (1504–1616), ученый Николо Макиавелли (1469–1527), мыслители Николай Кузанский (1402–1464), Джордано Бруно (1548–1600), Мишель Монтень (1533–1592), ученые естествознания Николай Коперник, Галилео Галилей и другие. О культуре, искусстве, науке, философии эпохи Возрождения можно говорить бесконечно.
С этой точки зрения в истории Казахстана тоже был золотой век расцвета культуры. Первая ценность – это обретение в 1456 году государственности. Мухаммед Хайдар Дулати в своем труде «Тарих-и-Рашиди» указывал, что государство казахов именовалось в известные периоды то Казахской ордой, то Казахским ханством. До 1822 года целых три века продолжалось время ханского правления. Национальная идея политического объединения казахов принадлежала Асану Кайгы – о земле обетованной (Жер yйық). Именно она и стала первой формой государственного мышления. Казахи в течение пяти веков не забывали о ней, передавая из поколения в поколение. Следующей исторической формой национальной идеи был лозунг «Алаш», провозглашенный Ахметом Байтурсыновым.
Великий Абай наставлял людей чтить слово, передавал им в дар свои стихи. Наверное, он верил, что слово, оставленное им, не даст народу потеряться, исчезнуть, раствориться в гуще веков. С горечью приходится признать, что в наши дни находятся те, кто с сомнением смотрит на будущее казахов, призывают отречься от старых ценностей и пытаются утвердить новые измерения. Я же считаю своим долгом от лица среднего поколения вспомнить тех, кто, напротив, будил наше воображение и сознание мыслями и идеями о национальном возрождении, кто вкладывал в это дело душу и разум. Это Салык Зиманов, Зейнолла Кабдолов, Серик Кирабаев, Абиш Кекилбаев, Мукагали Макатаев, Абдижамил Нурпеисов, Кадыр Мырзалиев, Мухтар Магауин, Туманбай Молдагалиев, Саин Муратбеков, Мухтар Шаханов и другие. Стихи Кадыра Мырза-Али были особенно популярны среди молодежи, близки народу гражданским накалом идей свободы и патриотизма. В 70-е годы с книгой «Аз и Я» выступил Олжас Сулейменов. Список людей, вовлеченных в процесс возрождения, огромен. Не было человека, равнодушного к судьбе народа, все говорили об этом, и каждый внес в дело обретения независимости свой посильный вклад. Декабрьские события 1986 года явились прямым следствием этих настроений.
Возвращаясь к идее национального возрождения, скажу, что наступившая эпоха для казахов – это время невиданного прежде расцвета, это золотой век. Казахский ренессанс – это выражение национальной идеи, более того, его можно назвать формулой этой идеи. Сейчас каждый может реализовать свои возможности. Конечно, везде есть свои препоны и затруднения. Например, такие пороки, как взяточничество, коррупция, местничество, клановость мешают войти в цивилизованное мировое пространство. И тем не менее тот, кто намерен реализовать свои желания, идет до конца и добивается своего. Помешать осуществлению задуманного может сам человек, не избавившись от установок прежнего социалистического бытия, да и от недостатков своего характера тоже.
О национальной идее много пишут сейчас. Большинство авторов не видят разницы между государством и обществом. Между тем национальная идея зависит от состояния общества. Деяние государства нельзя отождествлять с национальной идеей. Национальная идея рождается в обществе. Зародившись в нем, она начинает бродить, способствуя возникновению каких-то движений, устремлений, которые и приводят к качественному изменению общества.
Если мы хотим, чтобы у наших потомков было будущее, каждому казаху необходимо решить две проблемы.
Первое. Для каждого казаха история его рода должна стать домашним архивом. От этих знаний должно остаться одно – чувство гордости за казахов. Слово «казах» содержит в себе понятие человечности, братства, родства, государственности. Когда мы говорим – мы казахи, то это означает, что мы граждане своего государства. Казах – это имя гражданства. Возвеличивание отдельного рода, отдельной истории – это идеология, которая наносит вред нашей государственности, единству казахов.
К большому сожалению, простое это понятие очень сложно поддается усвоению для современного казахского общества. Мы, казахи, должны отойти от клановых приверженностей, перейти на качественно новый уровень политического, духовного содержания. Доказательством сказанному является существование государства – Республики Казахстан. Государственные символы несут в себе национальное, а не клановое содержание. Мы гордимся нашей культурой, у нас есть религия – ислам. Род, структура его, история рода должны стать объектами научного исследования или же войти в семейные архивные материалы и этим ограничиться. Ведь в школе, в высших учебных заведениях мы изучаем не историю родов, а историю казахов.
Без сомнения, история рода – это сгусток социального опыта, его практика. Именно поэтому в таких историях содержатся порой нападки на соседние кланы, нелицеприятные высказывания, облеченные в родовой этноцентризм. Отрицательную его сторону в свое время отметил Габит Мусрепов в своем «Этнографическом рассказе». Но далее эту тему никто не продолжил, и она не стала традиционной в литературе. Абай в свое время основательно критиковал это явление. Теперь очередь – за критикой родового этноцентризма. Учитывая то, что казахи не самая большая по численности нация, разделение на кланы и роды является большим препятствием на пути к объединению. Об этом я говорю давно и часто слышу голоса обиженных и недовольных моими словами, недовольных и не согласных со мной.
Абай говорил, что слово «Аллах» произносится легко, но трудно исполняются обращения к нему. Точно так же решить проблему клановости в реальной жизни непросто. На людях, в общественном месте вроде бы все соглашаются, что разделение на роды – это плохо, что мы – казахи. Но, придя домой, опять начинают шептаться по углам.
Каков же выход из этой ситуации? Понятно, что профессионализм и компетентность, которые востребованы в рыночных условиях, должны вытеснить кумовство и выдвижение по родовой принадлежности, но у меня есть опасение, что казахи уже вошли с этим в рынок. Или, быть может, надо ждать, когда демократические ценности станут доминантой в обществе, тогда и эта болезнь пройдет, как грипп? Поживем – увидим.
Второе – это земельная проблема. Перевод столицы из Алматы в Астану Нурсултаном Назарбаевым, который осуществил этот замысел, – стратегически верное решение.
Никита Хрущев мечтал о присоединении северных областей Казахстана к России. Именно с этой целью он переименовал Акмолу в Целиноград. В дальнейшем он хотел создать Целинный край, с прямым подчинением Москве, а позже намеревался и вовсе определить его земли территорией России.
Президент Н. Назарбаев сделал столицей Казахстана Целиноград, и северные районы республики стали центральными, а не окраинными. Проб­лема была разрешена, и опасность раздела исчезла.
Есть еще один объект, в геополитическом отношении очень важный. Это Жетысу, благостный край, называемый райским, который требует особого внимания. И после Астаны этот вопрос стоит на втором месте. Для любого казаха, живи он в Казахстане или за границей, Жетысу является благословенной землей. Это край, где будут жить наши потомки сто, пятьсот, тысячу лет спустя. Если мы сейчас не решим вопросы его благоустройства и развития инфраструктуры, завтра будет поздно. Мы не имеем права потерять его, и фундамент для этого мы должны закладывать сейчас.
Ренессанс – испытание для казахов. Конечно, каждый народ должен знать свои недостатки, иначе у него нет будущего. По этой части материалов у нас достаточно. Думаю, что лучшего критика, чем хаким Абай в прошлом веке, у казахов нет. Цель критики заключается в том, чтобы ускорить исправление недостатков. Например, Левшин в своей работе «Описание киргиз-кайсацких орд и степей» (Алма­ты, «Санат», 1996) отмечал: «Видя хоть немного достаточного киргиза, лежащего в совершенном бездействии близ турсука (кожаного мешка), наполненного кумысом, нельзя не вспомнить гомеровых циклопов, которые не пахали, не сажали и не сеяли, а жили за счет богов. Таковая праздность рождает в киргизе беспечность, сластолюбие и болтливость. Она же делает его до чрезмерности любопытным и даже жадным ко всяким новым слухам» (с. 322).
Видно, как автор относится к казахам – свысока и с иронией. Однако определенная доля правды в его словах есть. Левшин обратил внимание на то, на что сами казахи не обращают внимания. Что же изменилось в поведении казахов? Столько было событий, потрясений, изменений в степи. Да, времена менялись, но некоторые недостатки все-таки присутствуют в природе и сегодняшних казахов.
Здесь я должен заметить, что счастье казахов – в руках самих казахов. Никто не сможет защитить их интересы так, как смогут это они. Да и вряд ли найдутся такие. Это мы должны понять и усвоить раз и навсегда. Поэтому бежать со своими проблемами в международные организации и объединения вряд ли резонно. Конечно, я далек от мысли вовсе отвергать пользу подобного сотрудничества. Практика сотрудничества c как можно большим числом организаций нам необходима. Это путь цивилизованного общества. Без осознания и осмысления самих себя, своего места в мире ждать от других понимания и согласия бессмысленно. В связи с этим профессор Сагындык Жунусов, говоря о времени, когда казахи не имели возможности решать за себя, писал: «В 1960 году в Москве состоялось заседание особого бюро под названием «Бюро ЦК Казахстана по северным областям республики». Рассматривался вопрос по семи областям республики. Я был заместителем председателя бюро. Председатель бюро – Соколов. На заседании бюро обсуждался вопрос присоединения северных областей Казахстана к России. Сейчас я думаю, что если бы Хрущев не ушел с поста первого руководителя страны, то северная часть Казахстана отошла бы постепенно к России». Далее автор пишет: «Шовинистическая имперская идея присоединения севера Казахстана к России еще жива. В связи с этим считаю, что договор России и Казахстана о Таможенном союзе имеет большое историческое значение» (Газета «Алматы ақшамы» № 22, 25.02.06, с. 6-7).
В печати появились статьи, в которых подвергается сомнению деятельность Президента по установлению границ: дескать, граница была и раньше, зачем из этого делать сенсацию.
Конечно, граница была и прежде, поэтому сейчас мы имеем свою территорию, политую кровью и потом наших дедов и отцов, это общеизвестно. Но ведь граница была утверждена согласно мировым установкам. Республика Казахстан получила признание своей независимости в 1991 году, поэтому нужно было юридически закрепить границы страны, эта работа была выполнена, и это был исторический подвиг Президента.
А вот еще один эпизод, о котором рассказывает Сагындык Жунусов: «В феврале 1954 года был снят с должности первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Жумабай Шаяхметов. На его место был назначен П. Пономаренко. Вторым секретарем был назначен Л. Брежнев. Н.С. Хрущев специально послал их в Казахстан, ибо бытовало мнение, что руководить освоением целинных и залежных земель не под силу ни Шаяхметову, ни другому казаху. С их приходом с 1960 года кампания приобрела широкий размах и повсеместное распространение» (Там же).
Чуть позже, в 1964 году, когда произошла смена власти и Хрущева освободили от занимаемой должности, первым секретарем ЦК Компартии Казахстана стал Динмухаммед Кунаев. Его приход, без всякого сомнения, мы должны признать, был первым проявлением казахского ренессанса. Казахов возглавил казах, и это было хорошим началом.
Но потом к власти пришел Колбин, и произошли известные события 1986 года, которые показали, что казахский ренессанс стал обретать реальные черты. Декабрьское восстание 1986 года было уроком демократии. Событие всколыхнуло весь народ. О чем бы кто ни говорил, как бы ни комментировал, равнодушных не было. Люди призадумались. Красная империя была еще в силе. Вне сомнения, что перестроечная политика, начавшаяся в 80-х годах, оказала влияние на декабрьские события 1986 года. Народ просыпался от социалистического сна, жизнь была наполнена событиями, била ключом, открывались новые неизвестные факты, развивалась гласность. Набирало обороты национально-демократическое движение, участниками которого были и мы. Декабрьские события и стали началом конца Империи Советов. С тех пор казахский ренессанс стал действительностью, движущей силой независимости.
Когда я слышу разговоры о том, что Бог не обидит своих созданий, что он сам поможет и сбережет, невольно вспоминаю слова того же Левшина: «Нельзя не вспомнить гомеровых циклопов, которые не пахали, не сажали и не сеяли, а жили за счет богов». Считаю, что вера в то, что Бог сам одарит всех счастьем, порождает философию лени и потребительства.
Казахи никак не могут избавиться от этих качеств. Об этом говорят гости из других стран, подобно Левшину, указывая на лень и благодушие былых степняков. Не хватает у казахов деловой предприимчивости, быстроты, сноровки. Потому-то и мала часть тех, кто разбогател, трудясь в поте лица. Настоящий бизнес еще не набрал обороты. В большинстве своем народный капитал, принадлежащий всем, после перестройки попал в руки тех, кто стоял у власти, и стал основой для коррупции.
Темная сторона казахского ренессанса в этом. И не случайно Нурсултан Абишевич неоднократно говорил, что решение этого вопроса заключается в неукоснительном следовании законам, выполнении положений кодекса для государственных чиновников, совершенствовании судебной системы, социальных реформах, активном проведении политической модернизации, становлении качественного образования и т. д. Все эти вопросы стоят на повестке дня. Главное, чтобы они решались на должном уровне.
Иногда я начинаю даже думать: понимаем ли мы до конца, граждане Казахстана, истинную суть независимости, которая предполагает самостоятельность в обустройстве, добывании средств к существованию? Вместе с тем – готовность к познанию мира, готовность перенимать опыт, вступать в конкурентную среду, налаживать диалог.
В своем Послании народу Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев сказал о том, что мы должны войти в число 50 конкурентоспособных стран. Это прекрасная идея. Это золотое основание казахского ренессанса. Тот, кто хочет достичь большего, думает о будущем. Веками мы были в неволе, теперь настали другие времена, и мы не должны пребывать в робости и нерешительности.
Новое время обязывает нас по-новому думать, осмысливать пройденный путь, выстраивать будущее, создавать предпосылки для максимального выражения лучших черт и качеств народа, иметь возможность показать их всему миру.
Мы восхищаемся успехами граждан нашей страны в мировом пространстве, их достижения удивляют другие народы на всех континентах. Я думаю, что это не предел, таких побед будет много и мы добьемся многого, если нас будет объединять одна, главная идея – идея казахского ренессанса, национальная идея, которая на протяжении ближайших лет неразрывно будет связана с именем Первого Президента независимого Казахстана.

По сообщению сайта Nomad.su