Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Школа криминального воспитания

Дата: 07 апреля 2011 в 14:21 Категория: Происшествия

Школа
криминального воспитания


 


Криминализация
подростковой и молодежной среды в Казахстане с каждым годом приобретает все
более очевидный характер. За последние годы факты вымогательства, избиений,
убийства среди несовершеннолетних стали довольно распространенным явлением. Уже
никого не удивишь новостью о том, что школьники занимаются сбором денег для
«зоны» («грев»), а видео с дракой между девушками стали восприниматься не иначе
как обычное реалити-шоу. Групповые драки с поножовщиной и использованием
огнестрельных средств также превратились в неотъемлемую часть суровой
молодежной действительности.


Анализируя сложившуюся ситуацию,
становится понятным, что проблема криминализации вышла на сегодняшний день за
рамки традиционных правонарушений, встречающихся в определенных дозах в каждом
обществе. Уголовная культура с сопутствующими ей элементами превратилась в
важный социальный фактор, предопределяющий образ жизни, мировоззрение и систему
ценностей у подростков и молодежи в целом. Приобщение к «воровским» понятиям
происходит уже с младших классов, когда молодой человек через сеть
криминализированных социальных отношений усваивает соответствующие нормы и
правила поведения. В результате криминальная деятельность получила среди
подростков особый престиж, а персонажи бандитских фильмов стали для них
объектом подражания. В этой ситуации настораживает то, что предпринимаемые со
стороны властей меры не способны хоть как-то повлиять на ситуацию, а
традиционные институты в виде семьи и школы не могут противостоять нарастанию
опасных тенденций.


Согласно официальной статистике,
«пик» молодежной преступности в Казахстане преодолен, и благодаря
предпринимаемым мерам ситуация находится под чутким контролем. Однако
фокус-групповые обсуждения, проводимые ОФ «Стратегия» в различных регионах
страны среди простых граждан, указывают на то, что с каждым годом криминальной
составляющей в отношениях детей становится все больше. Родители и педагоги
отмечают о том, что подростки делятся на группировки по разным признакам
(район, классовая или этническая принадлежность) и ведут ожесточенные «войны».
А органы правопорядка не могут с этим ничего поделать. В эффективности
государственных мер усомнился даже аким Жамбылской области Канат Бозумбаев.
«Правильно ли мы поступаем, выделяя миллионные средства на содержание школьных
инспекторов, и каким положительным результатам это привело?» — вопрошает глава
области, где ситуация с подростковой преступностью остается одной из самых
сложных по стране.


О том, каким образом растет
влияние воровской культуры на подростковую среду, свидетельствует рассказ
учительницы одной из сельских школ Жамбылской области. По ее словам, ученики
школы (чаще всего мальчики) выстраивают «теневую» социальную структуру, где
каждый имеет свою место и статус в зависимости от занимаемого в ней положения.
В каждом классе есть свой главарь, собирающий дань со своих «подчиненных» для
передачи ее наверх по соответствующей цепочке. Этот лидер сплачивает вокруг
себя основную часть класса, а тех, кто не будет входить в его «команду» он сам
и его верные «шабарманы» будут по-всякому «гнобить» и не давать спокойной
жизни. Из-за этого, как утверждает педагог с 25-летним стажем, страдают
наиболее способные дети, которые боятся быть «белыми воронами» в хулиганистой
массе.


Про эту структуру и ее дела знают
все – начиная от классных руководителей до администрации школы. Более того
пошла такая тенденция, что педагоги при организации общественных мероприятий
для мобилизации учеников стали опираться на эту структуру и активно ее
использовать. Так, если классные «атаманы» раньше были вне закона и были не
признаваемыми элементами в системе школьного образования, то теперь каждый
учитель поименно знает, кто в каком классе главный «авторитет» и в случае
необходимости будет к нему обращаться.


Апогеем этой ситуации стало то,
что в этом году президентом школы (глава школьного самоуправления) избран
«рулевой» по школе – ученик, главными достоинствами которого являются умение
выражаться тюремными жаргонами и подчинять себе остальных. Он победил на
конкурентных выборах, набрав большинство голосов учеников. Администрация школы,
знающая хорошо о репутации ученика, закрыла на все глаза, при этом, невзирая на
уровень его успеваемости и многочисленные пропуски, которые он допустил за
учебный год. Когда, возмущенная таким оборотом учительница выступила с
осуждением, сказав, что школа, таким образом, сама поощряет криминализацию
детей, завуч школы ответила – «Что поделаешь?! Такова жизнь». Сейчас, по
словам, педагога, наделенный официальной властью школьный авторитет вовсе
распоясался и всячески демонстрирует свое преимущество уже не перед детьми, а
учителями. К примеру, во время торжественных мероприятий он может себе
позволить сесть за один стол с учителями и, что самое удивительное, никто не
может ему сделать замечание.


На приведенном выше примере
становится понятным, что ситуация с криминализацией подростковой среды не
только не идет на спад, но и расцветает, принимая качественно новые формы.
Представляется, что такая картина с той или иной особенностью характерна для
многих казахстанских средних учебных заведений. Иначе как можно объяснить факты
подростковой девиации, встречающиеся в последнее время все чаще и чаще
независимо от статуса и место расположения населенного пункта. Как показывает
практика, именно нездоровая психологическая атмосфера, складывающаяся в учебном
заведении, становится частой причиной суицида подростков.


В данном случае показателен тот
факт, что молодые люди гораздо чаще, чем старшее поколение испытывают тревогу в
связи с криминальной обстановкой в своем населенном пункте. Так, по результатам
опросов, в возрастной группе от 18 до 24 лет практически в 2 раза чаще
распространено ощущение незащищенности и опасности в месте своего проживания,
чем среди взрослых категорий граждан (18 и 10% соответственно).


Рассматривая причины,
определившие распространение этой социальной болезни, принято выделять целый
комплекс факторов. Среди них обычно называются проблемы
социально-экономического характера (углубление социального расслоения,
безработица, бедность), неэффективность молодежной и идеологической политики
государства, слабость правоохранительных органов, а также пропаганда насилия в
СМИ. В нынешних условиях становится понятным, что криминализация является
признаком глубокого кризиса всех институтов общества, потерпевших поражение в
борьбе за умы молодых перед воровской культурой. В этих условиях, очевидно, что
стандартные и локальные меры, принимаемые правоохранительными органами не
способны улучшить ситуацию. Как это банально не звучало бы, но нужны усилия
всех заинтересованных в решении проблем стороны – подростков, родителей, школы,
государства. Начать нужно с выявления и открытого обсуждения реальной картины,
складывающейся в подростковой среде. Необходимо усилиями гражданского общества,
прежде всего молодежными организациями, создать общественный резонанс, который
даст толчок для масштабной кампании против криминализации молодого поколения.


ОФ «ЦСПИ «Стратегия»


http://www.spik.kz/?lan=ru&id=100&pub=1953


 



Прочие

По сообщению сайта Meta · новости дня