Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Тигипко ввязался в бой с «тенью»

Дата: 07 апреля 2011 в 19:21

Пока запуск пенсионной реформы сопровождают затруднения, власти решили заняться и «смежными» направлениями. Один из путей спасения ПФ, по мнению руководства страны, — детенизация зарплат. За нее и взялся профильный вице-премьер, обещая контроль, штрафы и «гарантированные» выплаты.

...да не скоро дело делалось

Судьба социальных реформ по-украински представляет собой интересное зрелище. Несмотря на все заверения власти по поводу их нужности и срочности, Кабмину из месяца в месяц не удается вплотную подойти не только к их реализации, но и к презентации более или менее оформленной версии. Самым ярким примером перманентных проблем служит пенсионная реформа. После бурного обсуждения самого концепта в 2010-м в 2011 год руководство страны вошло с убеждением «Реформе быть!», укреплению в котором немало способствовала настойчивость Международного валютного фонда.

Согласно договоренностям с кредитором, законопроекты, запускающие первую очередь реформы, должны были быть готовы к концу марта. К середине этого месяца глава государства пришел к выводу, что люди о проекте знают слишком мало, а, значит, его положения должны «широко разъясняться». Март миновал, и теперь уже в парламенте не исключают, что законопроект будет и вовсе отозван. «Мы определились относительно другого – он (проект закона, — «Подробности») нуждается в серьезной доработке. Я даже не исключаю тот вариант, что в процессе доработки мы можем прийти к формуле, когда тот законопроект, который есть, может быть отозван, а на его замену может быть подан другой законопроект», — пояснил глава фракции ПР Александр Ефремов.

Проволочки на пенсионном фронте, хотя и могут на некоторое время успокоить ту часть украинцев, которые, по словам социологов, готовы взбунтоваться, но одновременно ставят под вопрос пенсионное благополучие. И пока с главным направлением возникли проблемы, инициаторы реформы плотнее взялись за разработку «соседней» темы. Бороться с недофинансированием ПФ в правительстве хотят давно разрекламированным способом – объявить бой «конвертам». Логика у реформаторов нехитрая: больше зарплата – больше и отчисления. «Приблизительно 145 миллиардов гривен фонда заработной платы… находится в тени», — делится данными исследований глава Министерства социальной политики. Долго терпеть такое власти не намерены.

Артподготовку к новой реформе в Минсоцполитики начали заранее. О том, что: «Нужно выходить на индикативную заработную плату. На это идут и Польша, и Чехия.. Нужно усилить ответственности работодателей за нелегальные рабочие места и уменьшить налоговую нагрузку», — «социальный» вице-премьер говорит уже не первый месяц. Наконец, после этапа нагнетания обстановки в стиле «Инициатива будет вот-вот обнародована» Сергей Тигипко провел пресс-конференцию и презентовал обещанные законопроекты. Возможные новшества и в самом деле заслуживают внимания.

Закон-«прожектор»

За давнюю украинскую проблему пытались взяться представители не одной власти. Тем не менее, до сих достичь убедительных детенизационных успехов кормчим страны так и не удалось. По мнению политиков с каждым годом ситуация усугубляется. «Мы имеем 2,5 миллиона человек в Украине, которые получают минимальную зарплату... Я верю в то, что миллион может получать минимальную зарплату, но в 2,5 миллиона — не верю», — такова точка зрения Сергея Тигипко на ситуацию в 2010-11-м. Но как именно власти планируют бороться с «оптимизаторами», уходящими от налогов?

Судя по обнародованным на сайте Минсоциполитики предварительным версиям законопроектов (по словам вице-премьера дорабатывать комплект предложений в министерстве планируют еще около месяца),  воевать с «тенью» собираются несколькими методами. С одной стороны, установив для работодателей более жесткие рамки допустимых выплат. С другой – путем увеличения ответственности за нарушения трудового законодательства.

Иллюстрацией работы в первом направлении служат намерения откорректировать нормы, касающиеся минимальной зарплаты. Например, уточнить, как часто она должна повышаться и с какой поправкой на инфляцию и/или рост ВВП. С учетом того, что глава государства выступил с инициативой отказаться от практики использования понятия «прожиточный минимум», – не исключено, что именно «минималка», начисляемая по новым правилам, ляжет в основу основ социальных выплат в стране. Но, вероятно, наибольший интерес наблюдателей с первых заявлений инициаторов «освещающей» реформы вызывает идея о введении индикативных зарплат, которые должны играть роль «маячков», на которые и будут сориентированы «социальные» отчисления. На сегодня мечта об индикации приняла в проекте закона форму «гарантированной заработной платы». Авторы документа предлагают выделить восемь профессионально-квалицикационных групп-«ступенек» для начисления таких гарантированных зарплат. Нижний уровень должен совпадать с размером «минималки», а с каждым карьерным «прыжком» – минимальная зарплата будет умножаться на определенный, пока неизвестный, коэффициент в зависимости от «ранга» работника» – от низкоквалифицированного сотрудника до топ-менеджера. «Для каждой из них установят специальный коэффициент, который будет умножаться на минимальную зарплату. Начислять зарплату ниже этого порога будет запрещено», — пояснил вице-премьер-реформатор.

Идея расписать, кто и сколько должен платить (а щедрое «предложение» распространяется в первую очередь на частный сектор, неохваченный отраслевыми соглашениями), – в комплекте предложения инициаторов не единственная. Большая часть предполагаемых нововведений должна коснуться ответственности за нарушение предписаний законодательства. «На сегодня Украина имеет самые низкие штрафные санкции среди стран Европы за нарушения законодательства о труде, в том числе и за несвоевременную и не в полном объеме выплату заработной платы, соблюдение минимальных государственных гарантий», — сетуют создатели комплекта законопроектов в пояснительной записке к одному из них. Бороться с нерадивыми работодателями предлагают не только гривной, но в первую очередь – именно ею. Неоформление работника хотят оценить в 200-500 необлагаемых минимумов (до 8500 тысяч гривен по сегодняшним меркам) или отправить нарушителей 2 года исправительных работ. То же самое – но совершенное повторно или по отношению к социально уязвимым сотрудникам – может стоить до тысячи «минимумов», а то и привести к шестимесячному аресту. Почти также сурово может «аукнуться» выплата «черных» или «серых» зарплат, несколько мягче – зарплаты, выплаченные с задержками… Нормы штрафов, к слову, предварительные – вице-премьеру хотелось бы и помасштабнее.

 Для успешного наполнения бюджета, Пенсионного фонда и Соцстраха (в том числе – и за счет новых штрафов) инициаторы закона предлагают расширить полномочия контролирующих органов – причем интересоваться соблюдением норм трудового законодательства могут не только профильные инспекторы, но и целый сонм контролеров, вплоть до представителей органов лицензирования. Возможности госинспекторов труда на бумаге выглядят впечатляюще – наведаться к потенциальным нарушителям они могут в любой момент (предупреждать необязательно) – причем, похоже, не только по месту деятельности структуры, но к надомникам, если таковые имеются; давать им ответы и предоставлять документы «подследственные» обязаны, как обязаны и предоставлять удостоверения личности все люди, находящиеся на территории хозяйствующего субъекта, в отношении которых «есть основания считать, что они выполняют трудовые обязанности», причем все это – под фото-аудио-видеозапись.

Анонсирование таких правил игры сходу обеспокоило специалистов. «Это не тот метод, которым можно на самом деле что-то заставить сделать. Ну, плюс это будет для налоговой просто дополнительный повод, чтобы устраивать какие-то проверки, это то, что они больше всего любят делать, потому что проверки — это коррупция», — считает эксперт Центра социально-экономических исследований CASE-Украина Владимир Дубровский. Закручивание гаек и расширение возможностей контролирующих органов может создать еще один механизм давления на налогоплательщиков. Тогда как в полной мере рассчитывать на действенность предлагаемых мер сложно… Также проблемы может обеспечить и новшество с гарантированными зарплатными уровнями. Власти предлагают их с оглядкой на практику выплаты минимальных зарплат всем, включая топ-менеджеров. «Оставлять 120 тысяч директоров на минимальной заработной плате – не будет такого. Контроль должен быть жесткий, все должны платить социальные взносы. Не заплатил – за это пенсионер не получил стакан молока», — заранее подготовил аргументы Сергей Тигипко. По мнению вице-премьера, нижний порог самых высокого уровня официальных зарплат должен составлять, как минимум, пять «минималок». Но эксперты к нововведению относятся не без скепсиса. С одной стороны, «гарантии» могут обернуться «уравниловкой», не всегда адекватной за пределами бюджетного сектора. «… Такая норма может повредить в том смысле, что все-таки на различных предприятиях один и тот же специалист, то есть одинаковый человек с точки зрения новых индикативных зарплат, может получать разную зарплату просто из-за того, что качество специалистов тоже отличается», — уточняет эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. С другой стороны, стремление государства к справедливости за чужой счет, может привести к тем же последствиям, что и ныне. И тогда погоня за индикацией обернется ситуацией, когда высококлассных специалистов работодатели будут, в лучшем случае, оформлять как «рангом» пониже с тем, чтобы и платить официально поменьше. В худшем случае – многие работающие сегодня рискуют очутиться на бирже труда. Причем такого взгляда придерживаются не только оппоненты властного лагеря, но и некоторые его представители. «Новый закон ударит, прежде всего, по малому бизнесу. И люди, которые там задействованы, потеряют работу», — допускает нардеп-«регионал» Владимир Ландик.

С теоретической точки зрения, стремление руководства страны посодействовать детенизации зарплат выглядит вполне оправданно. Более того, правильно рекламируя свои усилия в этом направлении, власти могут найти полное понимание у тех, в интересах кого эта инициатива затеяна – в первую очередь, у получателей социальной помощи. Не исключено и то, что в конечном итоге предлагаемые новшества обернутся меньшими (в количественном отношении) протестами, чем самые спорные «пенсионные» идеи. И все же нельзя не отметить, что нынешние «верхи», пытаясь сохранить стабильность системы, пошли своеобразным путем. Ведь, как напоминают и экономисты, и политики, с «конвертами» чаще борются снижением налогового бремени, а не увеличением государственного давления. Хотя, если учесть какой долгий и извилистый путь проходят украинские реформы, — определенно говорить о будущем идеи защитников ПФ еще рано.

По сообщению сайта Подробности.ua