Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Келимбетов: Как наиболее развитая страна региона, Казахстан служит «драйвером» экономического роста

Дата: 08 апреля 2011 в 11:20 Категория: Новости экономики

CA-NEWS (KZ) — Третьего апреля президент Казахстана Нурсултан Назарбаев был переизбран 95% голосов. По данным Центральной избирательной комиссии Казахстана, на выборах проголосовало 90%избирателей. Во многом действующий президент пользуется популярностью благодаря растущей экономике страны.

В этом году рост ВВП страны составит 5-7%, прогнозирует Министерство экономического развития Казахстана. За двадцать лет независимости ВВП страны вырос с $25 млрд до $115 млрд. Назарбаев не раз заявлял, что Казахстан стремится войти в список 50 наиболее развитых экономик мира.

О том, какие цели президент и правительство Казахстана ставят в разработке дальнейшей экономической политики, рассказал Кайрат Келимбетов, председатель АО «Фонд национального благосостояния „Самрук-Казына«» в интервью Службе новостей «Голоса Америки» 7 апреля 2011. Фонд управляет 50% государственных активов Казахстана.

Эрика Марат: Экономика Казахстана – наиболее быстрорастущая в Центрально-азиатском регионе. Кто, наш взгляд, сыграл ключевую роль разработке эффективной экономической политики с момента получения независимости?

Кайрат Келимбетов: Главнейшим институтом, который способствовал успешному проведению экономических реформ в Казахстане, был институт президента. Основные реформы были проведены в период с 1996 по 1998 год, когда было принято около 200 законов по экономической политике. Тогда президент совмещал роль как президента, так и парламента.

На самом деле в тот период был очень сложно проводить реформы правого толка – реформы рыночной экономики, внедрение частной собственности и привлечение инвестиций. Парламент некоторые эти идеи не поддерживал, но президент действовал в отсутствие его согласия. В дальнейшем эти реформы были признаны Международным валютным фондом и Всемирным банком как образцово-показательные. Безусловно, президенту помогала большая группа советников и министров, и был создан специальный высший экономический совет, куда входили широкий спектр экспертов мирового уровня.

Под руководством президента был подготовлен основополагающий документ «О стратегии Казахстана-2030». Для этого было создано специальное агентство по стратегическому планированию, а также традиционные институты, которые разрабатывают экономическую политику. Президенту также помогали зарубежные советники, в частности, Программа развития ООН и Школа Кеннеди Гарвардского университета. Этот мощный документ регулярно пересматривается, и готовятся специальные десятилетние экономические планы. Таким образом, у Казахстана есть четкая повестка дня до 2030 года и подробно разработанный десятилетний социально-экономический план.

— Учитывая переизбрание президента Назарбаева на новый срок, планирует ли он внести какие-либо коррективы и новые элементы в стратегию экономического развития?

— Уже в поствыборный период президент объявил о программе модернизации Казахстана. В нее входят три точки измерения – экономическая, социальная и политическая. В экономическом плане существует четкая индустриально-инновационная программа развития, которая ставит целью диверсифицировать экономику страны. Известно, что Казахстан сегодня – это серьезный игрок в сфере нефти и газа, природного урана и горнорудной промышленности. Задача этой программы амбициозная – в ближайшие пять лет реализовать индустриальные проекты на сумму 50 миллиардов долларов. Фонд «Самрук-Казына» вовлечен в 50 процентов этой программы. За этот период будут модернизированы крупнейшие нефтегазовые и инфраструктурные объекты, новые заводы нефтехимии, металлургии и т.д. Также будут разрабатываться высокотехнологические промышленные проекты. В итоге Казахстан не только покажет себя серьезным игроком в сфере природных ресурсов, но и создаст много новых рабочих мест в целях экономического развития, а также для социального удовлетворения населения страны.

События на Ближнем Востоке подчеркнули важность второй составляющей развития Казахстана – программы социальной модернизации. Существует потребность в серьезных реформах в секторах здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения. Эти реформы должны способствовать социальному самочувствию населения страны. В рамках программы будет создано до полутора миллиона рабочих мест за ближайшие десять лет. В этом плане правительство будет четко работать с частным сектором. Эти реформы будут проводиться точечно, поскольку, несмотря на то что Казахстан – девятая по величине страна в мире, ее население достаточно небольшое – всего 16 миллионов.

Наконец, в планы президента входит политическая модернизация. Администрация президента и партии «Нур-Отан», совестно с другими партиями, будут разрабатывать реформу политического ландшафта. Я думаю, что предмет этот очень важный, и президент показывает свою приверженность последовательным демократическим реформам.

— Известно, что Европейский Союз является крупнейшим экономическим партнером Казахстана. Какие приоритеты ставит перед собой президент Назарбаев в ближайшее время?

— С момента получения независимости 20 лет назад Казахстан провозгласил внешнюю политику, которая соблюдает баланс в сотрудничестве с самыми крупными игроками. За это время в Казахстан было привлечено около 120 миллиардов долларов зарубежных инвестиций из Соединенных Штатов, Великобритании, ЕС, России, Китая и стран Ближнего Востока в основном в нефтегазовую и горнорудную промышленность.

С другой стороны, президент четко определяет приоритеты в международном экономическом сотрудничестве – а именно с Россией, с которой мы разделяем свыше 7 тысяч км общей границы. Вместе с Беларусью и Россией мы создали Таможенный союз, а сейчас идем по пути к созданию единого экономического пространства.

Второе важное направление – это сотрудничество с Китаем в рамках Шанхайской организации, где Россия также является членом. Ну и, конечно, сотрудничество с США и с ЕС. В частности, наш фонд «Самрук-Казына» взаимодействует с такими крупными западными нефтегазовыми компаниями, как «Шеврон», «Эксон Мобил», «Дженерал электрик» и рядом других. Таким образом, практика Казахстана показывает, что страна сотрудничает со всеми ведущими игроками на геополитической карте.

— Какую роль, на ваш взгляд, Казахстан играет в Центрально-азиатском регионе?

— Казахстан играет в регионе интеграционную роль. Вместе с Кыргызстаном и Таджикистаном Казахстан состоит в ЕврАзЭСе, мы также поддерживаем тесные двусторонние отношения. В целом Казахстан выполняет две основные роли в Центральной Азии. Как наиболее экономически развитая страна региона, Казахстан, во-первых, служит «драйвером» экономического роста. Мы готовы эту роль выполнять, поскольку это такая «win-win» стратегия, при которой все остаются в выигрыше. Во-вторых, мы представляем собой некую платформу стабильности, потому что социальное самочувствие и политическая стабильность в Казахстане находится на наиболее высоком уровне.

И когда, например, такие страны, как Кыргызстан, испытывают трудности, Казахстан служит платформой для стабилизации ситуации, а также платформой для международного сообщества для оказания помощи тем или иным странам. Мы понимаем важность того, чтобы ситуация у наших соседей была стабильной и предсказуемой, и присутствовал экономический прогресс, поэтому сегодня Казахстан является неким координатором взаимодействия, например, с Кыргызстаном.

Нурсултана Назарбаева вновь переизбрали на новый срок 95 процентами голосов. Однако на фоне такого высокого рейтинга действующего президента все чаще звучит вопрос о том, каким образом будет происходить трансформация власти в стране. Существуют ли, на ваш взгляд, механизмы для передачи власти в Казахстане, и не станет ли это источником нестабильности в стране?

— Давайте прежде всего пожелаем здоровья президенту, чтобы он как можно дольше руководил нашей страной. Я думаю, что этот вопрос чересчур политизируется. В течение всего периода независимости президент готовил и еще подготовит большое количество болельщиков новой волны – топ-менеджеров, руководителей национальных компаний, руководителей партии «Нур-Отан», различных государственных органов, министерств и ведомств. Наблюдается очень устойчивая подготовка ведущего звена менеджеров, которые являются соратниками и разделяют социально-экономические убеждения президента. Мы видим, что только благодаря его лидерству и видению, Казахстан действительно достиг больших успехов по сравнению с другими странами.

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба