Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

О ИМПРОВИЗАЦИИ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

Дата: 08 апреля 2011 в 13:20 Категория: Новости экономики

Юлиана Жихорь
Предсказуемость прибыли
Депутаты обеспокоены инвестиционным климатом в Казахстане. По мнению сенаторов, правительство страны отталкивает иностранных инвесторов непредсказуемостью налогового режима

На прошедшем вчера традиционном пленарном заседании сената депутат Михаил Бортник в очередной раз обратился к премьер-министру с просьбой объяснить странности исчисления нефтяного налогообложения. Сенатор уже спрашивал об этом правительство в конце прошлого года, но получил недостаточно внятный ответ.
«Ставка экспортной таможенной пошлины (ЭТП) 40 долларов «установлена расчетно», при этом никакой точной формулы ее определения не существует, когда и на какую величину будет изменена пошлина, неизвестно. Соответственно компаниям и акционерам неизвестна ключевая информация, позволяющая вести прогнозирование и планирование своей деятельности. О какой предсказуемости может идти речь?» — возмущался депутат ответом премьер-министра на свой декабрьский запрос.
Вопрос о предсказуемости более чем серьезен. Инвесторы предпочитают работать «в открытом поле», когда могут просчитать все доходы и расходы от своего бизнеса. В случае же отсутствия формулы расчета налогообложения для инвесторов возникает угроза недополучить прибыль, на которую они могут рассчитывать. Что в результате значительно снижает инвестиционную привлекательность отрасли и, как следствие, страны в целом.
«В своем ответе, — продолжил свое обращение к премьеру депутат, — вы делаете ссылки на систему налогообложения Российской Федерации, а также на ряд европейских, в том числе скандинавских, стран, хотя достоверно известно, что структура налогообложения и рычаги воздействия на недропользователей, к примеру, России и Казахстана несопоставимы, — недоумевает сенатор. — По оценкам независимых экспертов, в случае применения фискального режима Российской Федерации к условиям недропользователей Казахстана налоговая нагрузка на последних может превысить 90 процентов. И уж совсем непозволительным выглядит сравнение размеров экспортной пошлины в Казахстане и России при том, что в Казахстане существует рентный налог, привязанный к экспорту, а в России его просто нет».
«Следует признать, — говорится в депутатском запросе Михаила Бортника, — что у нас существует «механизм защиты» для недропользователей, работающих на низкорентабельных месторождениях с тяжелыми условиями добычи, хотя влияние данной «льготы» (снижение НДПИ) на налоговую нагрузку измеряется сотыми долями процента, в то время как введение новой экспортной таможенной пошлины, по расчетам независимых экспертов, дает рост в 9 процентов». «В таких условиях говорить об инвестиционной привлекательности отрасли не приходится», — резюмирует сенатор.
Данный вопрос актуален еще и тем, что в самом ближайшем будущем государство намерено выставить на продажу (так называемое «народное IPO») акции ряда национальных компаний, в том числе и сырьевых. И гражданам, пусть и миноритарным, но инвесторам, необходимо просчитать все выгоды от приобретения акций: «Не понимая, каким будет уровень налогообложения добывающих компаний, невозможно принимать решение о том, вкладывать в них свои сбережения или нет, покупать акции или нет».
Между тем данный вопрос носит принципиальный характер — гораздо важнее конкретных размеров пошлины или уровня налоговой нагрузки. Теперь, когда мы стоим накануне массового «народного IPO» национальных компаний, в том числе сырьевых, он затрагивает интересы большого количества людей, это касается их благосостояния.
В связи с этим депутат попросил премьер-министра дать ответы «по существу» на два важных вопроса. В первую очередь, каким образом правительство намерено выстраивать свою фискальную политику по отношению к добывающим компаниям с учетом предстоящего «народного IPO» национальных компаний, входящих в Фонд «Самрук-Казына»: «В частности, какие меры принимаются правительством, чтобы обеспечить предсказуемость фискального режима?»
И, что немаловажно, отслеживает ли правительство, «какое влияние на акции казахстанских компаний-недропользователей оказывают решения, касающиеся экспортной таможенной пошлины?» Сенатора заинтересовало, знает ли правительство, какое влияние такие решения оказывают на поведение институциональных инвесторов как иностранных, так и казахстанских в частности, накопительных пенсионных фондов? А также делался ли прогноз того, как влияет непредсказуемость отечественной фискальной политики в части ЭТП на реализацию Программы форсированного индустриально-инновационного развития, предусматривающей, в частности, привлечение значительного объема иностранного капитала? «Если такой прогноз существует, прошу его обнародовать», — потребовал депутат.

Астана

По сообщению сайта Новое поколение