Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Некоторые вопросы смены руководителя юридического лица /Т. Культелеев, юрист юридической фирмы «AEQUITAS»/

Дата: 08 апреля 2011 в 14:00

Некоторые вопросы смены руководителя юридического лица

 

В данной статье автор юрист юридической фирмы «AEQUITAS» Т. Культелеев рассматривает порядок смены руководителя с учетом существующих регулятивных требований и обобщает некоторую правоприменительную практику.

 

Смена руководителя юридического лица… Казалось бы, что может быть проще, чем принять решение и выполнить ряд несложных действий? Однако непосредственно столкнувшись с этой процедурой, возникает ряд вопросов, на которые можно получить ответ, только зная действующее законодательство и практику его применения. Очевидно, что недостаточно серьезное отношение к этому вопросу может повлечь за собой многочисленные правовые риски. Цель данной статьи – помочь понять общий порядок смены руководителя с учетом изменений законодательства, имевшего место в 2009-2010 годах и показать, с чем придется столкнуться, и что необходимо иметь в виду, чтобы избежать ошибок. Вниманию читателей также предлагаются некоторые идеи по совершенствованию законодательства в этой сфере.

Смену руководителя юридического лица можно условно разделить на два основных этапа: во-первых, прекращение отношений (в том числе трудовых) с действующим руководителем; во-вторых, назначение на его место нового руководителя.

 

Прекращение отношений с действующим руководителем

 

Расторжение трудового договора с действующим (предшествующим) руководителем. Трудовым кодексом (№ 251-III от 15.05.2007 г.) предусмотрены как общие основания, применимые для досрочного расторжения трудового договора с любыми работниками, так и дополнительные основания, относящиеся только к членам исполнительного органа. К таким дополнительным основаниям относится решение собственника имущества юридического лица о досрочном прекращении трудовых отношений.

Поскольку нормы трудового законодательства не содержат ясного и конкретного порядка применения указанного основания, в этой части сложилась определенная правоприменительная практика, настоятельно поддерживаемая уполномоченным государственным органом по труду. Так, решение единственного участника или общего собрания участников юридического лица (собственника имущества), либо уполномоченного собственником лица (органа) о досрочном прекращении трудовых отношений с руководителем должно быть мотивированным. В качестве основных мотивов могут быть указаны как общие основания для расторжения трудовых отношений, применимые ко всем категориям работников, так и особые основания, которые безапелляционно определяют такую необходимость. В противном случае существует риск признания соответственного расторжения трудовых отношений незаконным и последующего восстановления руководителя в должности.

До расторжения трудового договора руководителю направляется письменное уведомление, с которым он должен быть ознакомлен под роспись с указанием даты ознакомления. Уведомление направляется, как правило, за два месяца до планируемого расторжения трудовых отношений, если иной срок уведомления не предусмотрен трудовым договором, заключенным с руководителем.

В соответствии с Трудовым кодексом (ст. 252) при досрочном расторжении трудовых отношений руководителю должна быть выплачена компенсация в размере, определяемом трудовым договором. При этом если в трудовом договоре отсутствует положение о размере такой компенсации, размер компенсации определяется соглашением сторон. Невыплата компенсации на практике часто является основанием для обращения работника в судебные органы с иском о незаконном увольнении.

По сложившейся судебной практике разрешения трудовых споров казахстанские суды чаще всего выносят решения в пользу работников.

Расторжение трудовых отношений с руководителем оформляется также приказом, вынесенным на основании решения собственника имущества. Приказ подписывается лицом, указанным в решении и уполномоченным на это специальной доверенностью, выданной от имени собственника имущества.

 

Назначение нового руководителя

 

Оформление трудовых отношений с новым руководителем. Для установления трудовых отношений с новым руководителем должно быть принято решение, на основании которого с директором заключается трудовой договор, и выносится приказ. Приказ подписывается лицом, указанным в решении и уполномоченным соответствующей доверенностью. Дата заключения трудового договора с новым руководителем не может предшествовать дате расторжения трудового договора с действующим руководителем. При этом допускается, что одним и тем же решением расторгаются отношения с действующим руководителем и назначается на его место новое лицо.

Если собственником имущества юридического лица является иностранная компания, и решение принимается за рубежом, то оно должно быть легализовано или апостилировано. Необходимость легализации решения обусловлена последующим его предъявлением в официальные органы РК. Если решение оформлено на иностранном языке, то оно должно быть переведено на государственный и русский языки, а перевод должен быть заверен в нотариальном порядке. При этом если руководителем назначается иностранный гражданин, в тексте перевода допускается не транслитерировать его имя.

 

Технические процедуры

 

Переоформление банковской карточки. По общему правилу руководитель имеет право первой подписи в банковских и финансовых документах. Данные полномочия предоставляются на основании учредительных документов либо приказов руководителя юридического лица, либо иных документов, на основании которых предоставлены такие полномочия (пункт 31 Правил открытия банковских счетов /1/).

Таким образом, если руководитель имеет право первой подписи в банковских и финансовых документах, необходимо переоформить банковскую карточку с образцом подписи нового руководителя и оттиском печати юридического лица и представить данные документы в соответствующий банк с пакетом иных необходимых документов, в том числе документов, удостоверяющих личность руководителя.

Необходимое количество экземпляров документов с образцами подписей и оттиска печати, представляемых клиентом для открытия счета, определяется банком (пункт 35 Правил открытия банковских счетов). Как правило, банки требуют две или три карточки.

Карточки подписываются в присутствии нотариуса и заверяются им. При свидетельствовании подлинности подписей должностных лиц на карточках с образцами подписей и оттиска печати юридического лица, представляемых в банк, нотариус проверяет правоспособность юридического лица, а также подлинность подписи и полномочия должностного лица на право подписи (пункт 264 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий /2/).

Таким образом, нотариусу предъявляется документ, подтверждающий полномочие назначаемого лица, его удостоверение личности или паспорт и регистрационные документы юридического лица. Все документы предоставляются в копиях с предъявлением подлинников для сверки.

Следует также отметить, что банковские карточки необязательно должны быть заверены казахстанским нотариусом. Они могут быть заверены нотариусом иностранного государства, однако в этом случае нотариальная подпись должна быть легализована или апостилирована. Исключения из этого правила составляют случаи, когда нотариальное действие совершается в одном из государств — членов Кишиневской конвенции /3/, по которой документы, заверенные гербовой печатью нотариуса, принимаются на территории другого государства без какого-либо специального удостоверения. Представляется целесообразным предварительно согласовать с банком возможность предоставления этих карточек.

Уведомление органов юстиции и налоговых органов. При смене руководителя юридического лица возникает необходимость уведомить об этом уполномоченные государственные органы. Эта обязанность не влияет на возможность осуществления им своих полномочий и носит уведомительный характер, который до недавнего времени заключался в уведомлении органов юстиции, статистики, а также органов налоговой службы.

На основании приказа министра юстиции о внесении изменений в Инструкцию по государственной регистрации юридических лиц /4/, в конце 2008 года была отменена обязанность по уведомлению органов юстиции о смене руководителя (исключен пункт 40 инструкции /5/).

Никаких разъяснений по этому поводу, по всей видимости, территориальным органам дано не было, так как в течение всего 2009 года имела место неразбериха в отношении процедуры уведомления соответствующих органов. Органы налоговой службы перекладывали обязанность по внесению сведений о новом руководителе в соответствующую базу данных на органы юстиции /6/ или даже ЦОНы, а те, в свою очередь, ссылаясь на исключение содержания в п. 40 инструкции, отказывались принимать документы.

Как следует из официального письма органов юстиции, по результатам рабочей встречи, проведенной в сентябре 2009 года между Министерством финансов и Министерством юстиции, было достигнуто понимание, что при смене руководителя должны уведомляться только органы налоговой службы /7/. Аналогичная позиция содержится в ответе председателя Налогового комитета, опубликованном на его блоге /8/.

Однако спустя некоторое время органы налоговой службы вновь отказывались принимать заявления о смене руководителя без предварительного получения письма из органов юстиции о внесении последними сведений о новом руководителе в единую государственную базу данных юридических лиц. Органы юстиции на удивление возобновили прием документов и выдачу соответствующих писем.

Как следует из официальных писем органов юстиции, с марта 2010 года о смене руководителя уведомляются только органы налоговой службы /9/. Как оказалось на практике, органы налоговой службы действительно больше не требуют получения писем из органов юстиции. Вместе с тем никаких нормативных инструкций по этому поводу до сих пор принято не было. Порядок уведомления так и остался не регламентированным.

Правовая основа необходимости уведомления налоговых органов заложена в Налоговом кодексе /10/. Так, согласно пункту 5 статьи 560 Налогового кодекса регистрационный учет налогоплательщика включает в себя постановку налогоплательщика на регистрационный учет, указанный в подпункте 2) пункта 3 указанной статьи, внесение изменений и (или) дополнений в регистрационные данные налогоплательщика, снятие налогоплательщика с соответствующего регистрационного учета.

Пунктом 2 статьи 563 Налогового кодекса определено, что изменение сведений об ответственном работнике по расчетам с бюджетом осуществляется на основании налогового заявления о постановке на регистрационный учет. Налоговое заявление для изменения регистрационных данных налогоплательщика представляется в налоговый орган по месту нахождения (жительства) налогоплательщика (налогового агента) не позднее десяти рабочих дней с момента возникновения изменений.

В соответствии с общим требованием Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» финансовая отчетность подписывается руководством и главным бухгалтером юридического лица (пункт 4 статьи 15 закона /11/). Принято считать, что руководитель является лицом организации, ответственным по расчетам с бюджетом, поэтому в случае смены такого лица (руководителя) возникает необходимость уведомления об этом налоговых органов.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях /12/ нарушение установленного законодательными актами РК срока подачи заявления о постановке на регистрационный учет в налоговом органе, кроме случая, предусмотренного частью второй указанной статьи, влечет штраф в размере, установленном данной статьей (пункт 1 статьи 205). Следовательно, за нарушение срока подачи заявления о постановке на регистрационный учет в налоговом органе (например, в случае смены лица, ответственного по расчетам с бюджетом) предусмотрены административные штрафы.

Для обращения в территориальный налоговый орган требуется заполнить налоговое заявление в двух экземплярах по форме 054 (до апреля 2009 года применялась форма 004) /13/, которое можно приобрести в любом налоговом органе. Заявление должно быть скреплено печатью юридического лица. Необходимо приложить решение учредителя, приказ с указанием положения о назначении лица, ответственного по расчетам с бюджетом. К заявлению также должна быть приложена копия удостоверения личности и РНН нового руководителя (при его наличии). Если руководителем назначается иностранный гражданин, то, соответственно, прилагается копия его паспорта с переводом на государственный и русский языки, а также доверенность на лицо, обратившееся с заявлением. После проверки документов налоговый инспектор ставит отметку на втором экземпляре заявления, который остается у заявителя, и вносит информацию о новом руководителе в ИНИС (интегрированную налоговую информационную систему). На этом уведомление налоговых органов считается завершенным.

Однако нельзя сказать, что этот механизм полностью отработан, поэтому не исключены последующие изменения законодательства в этом направлении.

Следует подчеркнуть, что согласно письму Департамента юстиции г. Алматы от 20 мая 2010 года сведения о первом руководителе в электронном регистре юридических лиц актуальны на момент государственной регистрации или перерегистрации. Это обусловлено тем, что с марта текущего года уведомления о смене первых руководителей принимаются районными налоговыми органами /14/. Таким образом, можно предположить, что сведения, поданные в налоговые органы о новом руководителе, не попадают в электронный регистр юридических лиц. Действительно, на практике происходит то, что надлежащим образом уведомив налоговые органы о смене руководителя, невозможно внести изменения в электронный регистр юридических лиц, который ведется органами юстиции. А производство корректировки электронного регистра в сведениях о первом руководителе юридического лица стало невозможным даже по письменному запросу в органы юстиции /15/. Выходом из этой ситуации была бы разработка системы, позволяющей синхронизировать данные, внесенные в базу данных органами налоговой службы с системами других государственных органов.

Уведомление органов статистики. С введением в действие в 2007 году статистических карточек нового образца надобность их замены в связи со сменой руководителя прекратилась, а уведомление органов статистики стало делом добровольным /16/. С вступлением в силу Закона № 258-IV /17/ с 16 апреля 2010 года действие статистических карточек на территории РК вообще прекратилось.

В настоящее время уведомление органов статистики остается добровольным. По желанию может быть подано уведомление о смене руководителя с приложением необходимых для этого документов (соответствующее решение, копия удостоверения личности и РНН руководителя, копия регистрационных документов и устава юридического лица и доверенность лица, подающего документы). После принятия документов в течение 3-5 дней орган статистики выдает официальное письмо, содержащее информацию о внесении в статистический регистр сведений о новом руководителе.

 

Полномочия руководителя и ограничение его компетенции

 

В соответствии с действующим законодательством основные полномочия руководителя предусматриваются в уставе юридического лица /18/. При этом на практике нередко аналогичные положения прописываются также в трудовом договоре с руководителем, либо в нем делается отсылка к учредительным документам юридического лица. Кроме того, следует иметь в виду, что должностные обязанности руководителя должны быть предусмотрены в соответствующей должностной инструкции либо соответствующим положением о руководителе.

Однако ограничения деятельности руководителя следует излагать в уставе юридического лица под риском недействительности в случае изложения их в ином документе. В обоснование этого довода можно привести статью 159 Гражданского кодекса /19/. Поскольку ограничения, как правило, вводятся собственником имущества юридического лица в отношении заключения исполнительным органом сделок от имени юридического лица, у собственника имущества юридического лица должна быть возможность признать такие сделки недействительными. В соответствии с положениями пункта 11 статьи 159 Гражданского кодекса «сделка, совершенная юридическим лицом, в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными настоящим Кодексом, иными законодательными актами или учредительными документами, либо с нарушением уставной компетенции его органа, может быть признана недействительной по иску собственника имущества юридического лица».

Поскольку именно устав является документом, с которым могут ознакомиться любые заинтересованные третьи лица, в интересах собственника имущества внести ограничения именно в устав. Таким образом, вместе с назначением нового руководителя собственник имущества юридического лица, если это необходимо, может ограничить его компетенцию и внести соответствующие изменения в устав юридического лица.

Изменения в законодательстве относительно регистрации внесенных изменений в устав. С 30 апреля 2010 года вступили в силу изменения в Инструкцию по государственной регистрации /20/. В частности, изменился порядок внесения изменений в учредительные документы юридического лица. Если ранее внесенные изменения подавались для регистрации в ЦОН, то по новому правилу в органы юстиции через их канцелярию направляется только соответствующее уведомление с приложением решения уполномоченного органа /21/. При этом изменения как в виде устава в новой редакции, так и в виде приложения к действующему уставу органы юстиции больше на регистрацию не принимают. Вместо этого при принятии документов на втором экземпляре уведомления ставится штамп «Внесено в электронный регистр».

Вместе с тем требование о том, что изменения в устав подлежат нотариальному удостоверению, осталось. В частности, в подпункте 4 пункта 35 Инструкции по государственной регистрации и в пункте 3 приложения № 1 к Правилам государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц – участников регионального финансового центра города Алматы /22/ указано, что если учредительные документы в соответствии с законом подлежат нотариальному удостоверению, то и вносимые в них изменения и дополнения должны быть удостоверены в нотариальном порядке.

На заседании «круглого стола» Департамента юстиции г. Алматы по вопросам упрощения государственной регистрации юридических лиц, прошедшего 18 июня 2010 года, было отмечено, что изменения были приняты для приведения Инструкции по государственной регистрации в соответствие статье 42 Гражданского кодекса. В статье 42 Гражданского кодекса указано, что в случае внесения изменений и дополнений в учредительные документы юридическое лицо извещает об этом регистрирующий орган в месячный срок. При этом регистрации таких изменений в соответствии с Гражданским кодексом не требуется. Согласно письму Комитета регистрационной службы, разъясняющему указанные изменения «легитимными поправками в устав, будут поправки, о которых юридическим лицом направлено соответствующее уведомление в регистрирующий орган без проставления штампа на изменениях» /23/.

Вместе с тем принятые изменения вызывают их непонимание со стороны заявителей. Например, остается непонятным, каким образом можно ограничить полномочия руководителя и внести изменения в устав. Если, например, новая редакция устава не имеет штампа юстиции, то как доказать различным контрагентам, банкам, нотариусам и другим организациям, что внесенные изменения легитимны. Известны случаи, когда нотариусы отказывались принимать измененный устав, не имеющий штампа органов юстиции даже при наличии соответствующего уведомления со штампом органа юстиции. Как отмечалось на «круглом столе», у населения остается психологический барьер, который, как ожидается, со временем пройдет. А органами юстиции будет проводиться работа по информированию населения, нотариусов, банков о внесенных изменениях.

В данной ситуации было бы правильным рассмотреть вопрос принятия поправок в законодательство. Например, будет уместной поправка, согласно которой заявитель по своему выбору либо уведомляет регистрирующий орган, либо подает изменения в устав юридического лица для их регистрации. Или возможно изменение, согласно которому устав, принятый в новой редакции, подлежал бы регистрации в органах юстиции, а о последующих изменениях, оформленных путем приложения, достаточно было бы только уведомить органы юстиции.

 

Получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы

 

В заключение необходимо отметить, что если на должность руководителя будет назначен иностранный гражданин, то до подписания с ним трудового договора юридическое лицо должно получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (ст. 26 Трудового кодекса). Однако это правило не распространяется на руководителей филиалов и представительств иностранных юридических лиц (пп. 1 пункта 3 Правил выдачи разрешений /24/).

В том случае если руководитель является иностранным гражданином (кроме граждан Российской Федерации и ряда других стран СНГ), ему потребуется также получить рабочую визу на осуществление своей деятельности, которая выдается на основании разрешения органов занятости. Кроме того, иностранному гражданину в период нахождения в РК необходимо зарегистрироваться в органах внутренних дел в порядке, предусмотренном казахстанским законодательством /25/.

Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что произошедшие за последнее время изменения в законодательстве призваны способствовать упрощению различных уведомительных процедур в данной сфере. Вместе с тем ряд проблем остается и требует своего скорейшего разрешения на законодательном уровне. Для этого необходимо, чтобы юридическое сообщество присоединилось к дискуссии с целью выработки оптимальных и жизнеспособных решений.

 

Литература

 

1. Правила открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов в банках РК, утв. пост. правления Нац. Банка РК от 02.06.2000 г. № 266.

2. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий нотариусами в РК, утв. приказом Министерства юстиции РК от 28.07.1998 г. № 539.

3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7.10.2002 г.). Ратифицирована Законом РК от 10.03.2004 г. № 531-II.

4. Приказ министра юстиции РК от 13.10.2008 г. № 273. Приказ вступил в силу с 16.12.2008 г.

5. Инструкция по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, утв. приказом министра юстиции РК от 12.04.2007 г. № 112.

6. Письмо Налогового комитета РК от 27.08.2009 г. № НК-06-20/8169.

7. Письмо Комитета регистрационной службы РК от 18.09.2009 г. № 11-02-15/ЮР-1601.

8. Ответ Председателя Налогового комитета РК от 7.10.2009 г. на вопрос от 22.09.2009 г. № 19705 (e.gov.kz).

9. Письмо Деп. юст. г. Алматы от 20.05.2010 г. № 03-10/16-21712-10 и письмо 03-10/16-29225-10 от 09.07.2010 г.

10. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008 г. (Налоговый кодекс).

11. Закон РК от 28.02.2007 г. № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

12. Кодекс РК об административных правонарушениях от 30.01.2001 г. № 155-II.

13. Приложение 17 Заявление о постановке на регистрационный учет к Приказу Министерства финансов РК от 30.12.2008 г. № 634. Приказ вступил в силу с 10.04.2009 г.

14. Письмо Департамента юстиции г. Алматы от 20.05.2010 г. № 03-10/16-21712-10.

15. Там же.

16. Рекомендации Агентства РК по статистике от 8.07.2008 г. № 10-03/675-и «О порядке выдачи стат. карточки».

17. Закон РК от 19.03.2010 г. № 258-IV ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной статистики и налогообложения».

18. Например, в соответствии со ст. 53 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» порядок деятельности единоличного исполнительного органа товарищества и принятия им решений определяется уставом товарищества, а также правилами и иными документами, принятыми общим собранием участников.

19. Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 27.12.1994 г.

20. Приказ Министерства юстиции РК от 24.02.2010 г. № 63 вступил в силу с 30.04.2010 г.

21. Однако в случае смены местонахождения юр. лица из одного района города в другой район в пределах города документы подаются в канцелярию органов юстиции, в случае смены местонахождения из одной области в другую (городов Астана и Алматы), из района в район одной области — документы подаются через ЦОН.

22. Правила государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц — участников регионального финансового центра города Алматы, утв. приказом Председателя Агентства РК по регулированию деятельности РФЦА от 02.07.2007 г. № 02-02/158а.

23. Письмо Комитета регистрационной службы от 02.07.2010 г. № 11-02-11/ ЮР-1219.

24. Правила определения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в РК, утв. пост. Правительства РК от 19.07.2001 г. № 836.

25. Стандарт оказания государственной услуги по регистрации иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих в РК, утв. пост. Правительства РК от 14.12.2009 г. № 2105 и Правила въезда и пребывания иностранных граждан в РК, а также их выезда из РК, утв. пост. Правительства РК от 28.01.2000 г. № 136.

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz