Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Central Park имени Горького

Дата: 08 апреля 2011 в 17:10

Планы реконструкции московского Центрального парка культуры и отдыха, куда переедет галерея «Гараж», пока оставляют открытым вопрос, какой ЦПКиО нужен городу и какие москвичи подходят ему.

Известие о перемене в жизни одной из главных достопримечательностей Москвы, Центрального парка культуры и отдыха имени Горького, хорошо встроилось в цепь последних событий. Попытки что-то сделать с ВДНХ пока ограничились предложением Владимира Путина странам СНГ арендовать павильоны на ВВЦ за 1 руб. в год и общей стратегией развития. Но началась масштабная реконструкция Политехнического музея и заканчивается – Планетария. Состоялось освоение «Красного Октября» на Стрелке, «Винзавода», «Гаража» Мельникова и других индустриальных объектов. Впечатления от результата могут быть разными, но одно очевидно: осознание того, что в Москве не хватает вменяемых общественных пространств, которые были бы городскими достопримечательностями.

В ряду этих событий ЦПКиО имени Горького все же стоит особняком. Проект может стать началом создания доступных и продуманных общественных пространств – таких, которые последовательно уничтожались все последние годы. Настоящей уличной жизни – того, что испанцы называют словом «мовида» – в городе сегодня нет. Улицы предназначены для прохода по маршруту работа – магазин – дом, дворы перегорожены решетками, культурные памятники отданы учреждениям и закрыты для входа без пропуска. Карикатура в виде Арбата, фланирование на Манежной и лавочка в Александровском или на Болотной – набор времяпрепровождения под открытым небом в центре весьма ограничен. Общественная жизнь сосредоточилась в кафе, культурных центрах, но главным образом – в мегамоллах: именно тут встречаются, общаются, проводят время.

Правда, что именно нужно делать, чтобы изменить ситуацию с ЦПКиО – пока никто доподлинно не знает.

Еще только предстоит создание полноценных концепций и проведение конкурсов, заниматься этим будет Институт дизайна и архитектуры «Стрелка» и созданный при нем общественный совет. Уровень, как это принято в последнее время, сразу заявлен международный: новый директор ЦПКиО Сергей Капков сообщил, что уже встречался с архитектором Рэмом Колхасом. Он же произнес главное: проект не предполагает возврата инвестиций, это социальные вложения. Вскоре создателям концепций предстоит объединить в множестве разнородных элементов историческое и советское наследие, удовлетворить потребностям города и при этом отдать должное укоренившейся привычке москвичей – влюбленных парочек, десантников, роллеров, толкиенистов, любителей «культурно отдохнуть» с семечками, истосковавшихся по свежему воздуху яппи – считать Парк культуры и Нескучный сад своим, народным достоянием.

Так же неведомым пока творцам концепций, а вмести с ними и городской власти, предстоит ответить на главный московский вопрос: зачем нужно место, на котором нельзя заработать деньги?

Воспитание нового человека

Советской власти Парк культуры был нужен со вполне определенной целью – даже на свежем воздухе и в выходные дни ковать нового человека. Поэтому создание Центрального парка культуры было включено в основные положения будущего Генплана столицы в 1931 году, наравне с Дворцом советов, метро, каналом «Москва-Волга», прорубанием проспектов, строительством мегастадиона в Измайлово и озеленением города. Тем парадоксальнее, что Парк Горького оказался наименее пафосным предприятием по сравнению со всеми перечисленными проектами. Колоннада, чем-то напоминающая Бранденбургские ворота из покоренного Берлина, была достроена намного позже, уже после войны, Юрием Щуко, равно как и фигурная решетка и ограда амфитеатром, а символами парка долго оставалась скромная вышка для прыжков с парашютом. Уже с 30-х годов парк прочно ассоциировался с веселыми аттракционами, купанием в речке, катанием на лодках и вечерами в беседках.

Аллеи уставлены обыкновенными лавочками, плац свободен для прогулок: в основе распределения пространства было понимание того, что единственным шансом достигнуть культуры отдыха было не портить отдых.

В это время появились огромные массы молодых людей – «чистых листов» для культурных проектов. Одним из главных врагов индустриализации с ее поточными методами были дрожащие запойные руки, и привить культуру отдыха было государственным делом. Важно было создать место, где люди могли свободно отдыхать от коллектива, официоза, не прячась дома с бутылкой или идя «стенка на стенку». Парк у реки, спорт, девушки и закаты – модная альтернатива. В целом проект удался.

При развитом социализме традиция продолжилась. Парк был «городом развлечений целого дня», рассказывает начальник отдела рекламы ЦПКиО Лариса Серегина: десятки тысяч людей посещали расположенные в парке читальни, шахматные и шашечные клубы, детские и взрослые театры. Но шашки не меняли главной цели – массового политического воспитания молодежи в духе социализма. Книжные базары и лектории были практически полностью подчинены требованиям идеологии, вся развлекательная программа «литовалась» в художественном совете, весь репертуар согласовывался, а перед мероприятиями приезжала специальная комиссия, которая отсматривала номера и утверждала их только после устранения вынесенных замечаний. Это приносило пользу.

«Не было такого, чтобы отовсюду, из каждого угла звучала своя музыка», – сказала замдиректора по творчеству Людмила Козловская.

Не чуждой руководству была и определенная терпимость: в парке можно было услышать и симфонический оркестр, и современную музыку: например, Сергей Минаев начинал карьеру на танцплощадке, которая располагалась рядом с набережной. Выступал в Зеленом театре и Иосиф Кобзон.

Страницы: Воспитание нового человека | На развалинах империи | Москва для москвичей? | Централ-парк имени Горького

По сообщению сайта Газета.ru