Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

На V съезде судей Республики Казахстан /М. Алимбеков, председатель Верховного суда Республики Казахстан/

Дата: 08 апреля 2011 в 17:41

На V съезде судей Республики Казахстан

 

Председатель Верховного суда Республики Казахстан М. Алимбеков озвучил достижения казахстанского правосудия за прошедший период и перспективы создания в республике правосудия эффективного, справедливого, соответствующего общепринятым в мире стандартам правового государства

 

Уважаемые участники съезда и гости!

 

Разрешите поприветствовать вас на очередном форуме судейского сообщества страны и выразить признательность всем гостям.

Казахстан со дня обретения независимости добивался создания в стране эффективного и справедливого правосудия, соответствующего общепринятым в демократическом государстве стандартам. Начиная с 1991 года мы являемся свидетелями последовательных позитивных изменений в судебной системе страны, которые являются логическим итогом реализации концептуальных программных установок главы государства.

Сегодня на конституционном уровне урегулированы вопросы организации деятельности судов и статуса судей, порядка отбора и назначения судейских кадров, а также вопросы финансирования и материально-технического обеспечения деятельности судов, что подчеркивает конституционную самостоятельность и независимость судов при принятии решений.

Создана единая судебная система во главе с Верховным судом, эффективная законодательная база, регламентирующая деятельность судов. Образованы специализированные экономические, административные, военные суды, суды по делам несовершеннолетних и финансовый суд города Алматы. Запланировано создание специализированных судов по рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей, обсуждаются вопросы введения налоговых судов.

Суды с участием присяжных заседателей подтвердили свою жизнеспособность, позволили широким слоям населения принимать непосредственное участие в процессе отправления правосудия и выносить вердикты по наиболее сложным категориям уголовных дел.

Наработана определенная практика по применению судами меры пресечения в виде ареста.

Укреплены социальные гарантии независимости судей. Значительно улучшилось материально-техническое и финансовое обеспечение судебной деятельности. Достаточно отметить, что объем ее финансирования в 2009 году достиг 20 с лишним миллиардов тенге в год, что почти в 50 раз превысило сумму затрат в 2000 году.

Внедрены в деятельность судов новейшие достижения информационных технологий. Автоматизированный электронный документооборот, присутствие Верховного и областных судов в интернет-пространстве, использование видеоконференц-связи в судебных процессах, установление в судах информационных киосков, электронного наблюдательного производства, когда участник процесса, не приходя в суд, по Интернету может знакомиться с движением своих документов в суде, – это тоже реалии сегодняшнего дня судебной системы.

Реализация названных мер за прошедший после последнего съезда период способствовала обеспечению эффективной деятельности судебной системы как определяющего фактора развития подлинно демократического государства.

Но главное – процессы совершенствования судоустройства и судопроизводства позволили обеспечить обозначенный Вами, уважаемый Нурсултан Абишевич, стратегический курс на сохранение стабильности в обществе и стабильности институтов, обеспечивающих в государстве верховенство права. Ведь взвешенные судебные решения – это не только результат цивилизованного разрешения конфликтов и надежный инструмент защиты прав и свобод граждан, но и действенный механизм в решении возникающих проблем и предупреждении социальной напряженности в обществе.

Однако динамичное развитие государства, вхождение его в мировое экономическое и правовое пространство выдвигают новые требования. Если в 90-е годы прошлого века предметами судебных разбирательств в основном были в большом количестве уголовные дела и иски о банкротстве предприятий, то сегодня наиболее актуальные и сложные – это споры о праве собственности на недвижимое имущество, связанные с оспариванием сделок, обжалованием решений и действий органов власти и организаций, то есть коренным образом изменился предмет судебных споров.

Поэтому современные фактические тенденции требуют системных мер, обеспечивающих поступательное развитие национального законодательства и стабильность всей правовой системы, что нашло отражение в Концепции правовой политики на период с 2010 по 2020 годы. В контексте ее реализации необходим переход к четкому государственному регулированию правовых отношений посредством определенных и совершенных законов. На сегодня ряд проблемных вопросов и судебных ошибок во многом обусловлен именно недостаточным законодательным их урегулированием.

Как отметил Нурсултан Абишевич, действительно в судах увеличилось количество дел, связанных с защитой права собственности, в частности, по корпоративным спорам и так называемому рейдерству, а также лжепредпринимательству.

Судебная практика свидетельствует, что излишне либеральные условия создания и функционирования хозяйствующих субъектов приводят к тому, что добросовестные участники договорных отношений заключают миллионные контракты с фирмами-однодневками, а впоследствии обращаются в суды с исками к виртуально существующему в природе субъекту. В связи с этим необходимо на уровне нормативных правовых актов утвердить достаточные размеры уставного фонда при образовании товариществ, чтобы стороны при заключении договоров имели ясное представление о последствиях любой совершаемой ими сделки и возможности возмещения убытков, не порождая судебные тяжбы.

К примеру, в Германии при создании общества с ограниченной ответственностью необходим первоначальный уставный капитал в сумме не менее 25 тысяч евро. При заключении контрактов на большую сумму сторона, объявляя неплатежеспособность, берет обязательство нести ответственность другим имуществом. Схожая практика и в других европейских странах.

Очевидно, что без разработки и принятия закона о корпоративных конфликтах, где конкретно будут отражены возможные субъекты правоотношений, предмет спора, ответственность государственного органа за вмешательство в деятельность коммерческой организации, появление судебных споров не уменьшится.

Таким образом, для того чтобы суд стал наиболее эффективным механизмом, обеспечивающим надежную защиту прав и свобод граждан, интересов хозяйствующих субъектов, общества и государства, нужен комплексный подход в решении правовых вопросов, в том числе путем своевременного принятия новых и обновления действующих законодательных актов. То есть правовое реагирование на вызовы времени должно быть адекватным.

Рост числа поступающих в суды гражданских дел, расширение и обновление категорий споров влекут и увеличение нагрузки на судей. Эта проблема в основном решалась простым увеличением штатной численности судей, что, в свою очередь, приводило к увеличению затрат государства на судебную систему.

Необходимо менять подходы в решении указанных вопросов, поскольку постоянные корректировки только количественных критериев не могут продолжаться бесконечно. В этом плане характерна наработанная международная судебная практика по упрощенному судопроизводству, и нам необходимо ее перенимать.

Это и дальнейшее расширение специализации судов и судей, внедрение непубличного порядка рассмотрения споров, совершенствование установленного порядка рассмотрения бесспорных конфликтов, широкое распространение примирительных процедур и медиации, о которой говорил глава государства.

В условиях внедрения современных технологий это также постепенный отказ от составления судебных протоколов на бумажном носителе, тогда как имеет место цифровое сопровождение судебных процессов, где полно и четко отражается ход судебного процесса, что может породить уменьшение количества жалоб, дисциплинировать участников процесса и снизить судебную бюрократию.

Названные меры способствуют более эффективному использованию кадровых ресурсов и позволят существенно снизить бремя финансового обеспечения судебной деятельности.

Анализ судебной практики по уголовным делам свидетельствует об актуальности курса на дальнейшую гуманизацию в уголовно-правовой сфере, декриминализацию отдельных составов преступлений, например, дел частного обвинения. Ведь очевидно, что степень общественной опасности этих преступлений несоизмерима с последствиями судимости для человека. Только за 2008 год и девять месяцев 2009 года в стране по делам этой категории осуждено около полутора тысяч человек. Между тем основная цель правосудия – это охрана и восстановление прав и свобод человека, а не воспроизводство уголовного контингента.

Императивно-карательные нормы необходимо сохранить в отношении тяжких и особо тяжких преступлений, по остальным определяющим должен стать ориентир на восстановительное правосудие, применение примирительных процедур и посредничества в уголовном процессе, что успешно действует практически во всех европейских странах и доказало правильность в нашем правовом пространстве.

Также необходимо законодательно предусмотреть и смелее применять альтернативные лишению свободы виды наказания, к примеру, адекватную и кратную имущественную компенсацию причиненного преступлением ущерба, привлечение к принудительному труду в определенных местах. Аналогичные меры наказания существовали в юридической практике.

В судопроизводстве есть предпосылки к переходу от субъектного определения подсудности к предметному. С этой позиции, исходя из положений Концепции правовой политики, дела об административных правонарушениях следует отнести к подсудности общих уголовных судов. Это обусловлено как переводом в условиях декриминализации некоторых составов преступлений в сферу административных правонарушений, так и усилением карательных начал в административном законодательстве.

Споры, вытекающие из публичных правовых отношений, должны рассматриваться в специализированных административных судах, где бремя доказывания должно быть возложено на государственный орган – участник процесса. Опыт ряда европейских стран в этом вопросе, в частности, в Германии, подтверждает эффективность отправления правосудия по таким делам.

Назрели определенные проблемы и в вопросах организационного и материально-технического обеспечения судебной деятельности.

Отмечая важную роль Комитета по судебному администрированию и его органов на местах в ресурсном обеспечении судебной системы, нельзя не сказать, что концентрация властных полномочий, организационных, материальных и финансовых активов на местах в одном органе в лице администратора судов привела к чрезмерному повышению их роли, а в отдельных случаях и к злоупотреблениям. Об этом свидетельствует огромное количество фактов, когда к уголовной ответственности привлекаются судебные исполнители и бремя ответственности в целом возлагается на судебную систему.

Многообразие функций – финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение, вопросы исполнения судебных актов, организационное и методическое руководство судебными исполнителями и приставами, ведение судебной статистики – в итоге привело к распылению ресурсов, а главная обязанность администраторов по организации деятельности судов практически отошла на второй план. В результате председатели судов и судьи вынуждены сами заниматься многими организационными вопросами, отвлекаясь от своих конституционных обязанностей.

В целях улучшения данной ситуации в рамках действующего законодательства на первоначальном этапе нами пересмотрена роль канцелярий областных судов путем объединения их с соответствующими отделами администратора судов и возложением на них функций по организационному и документационному обеспечению деятельности суда, ведению судебного мониторинга по качеству отправления правосудия, статистики и кадровой работы. Тем самым мы исключили дублирование функций двух органов.

Должность заведующего канцелярией преобразована в руководителя канцелярии в лице заместителя администратора судов, курирующего вопросы организации деятельности судов. Предполагается, что на данном этапе канцелярии возьмут на себя решение всех организационных мероприятий судебной деятельности и освободят председателей и судей областного звена от выполнения не свойственных им функций, что в полной мере согласуется с нормами Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей» и будет соответствовать принципам организации работы Верховного суда. В перспективе канцелярии районных судов предполагается преобразовать аналогичным образом.

Изучается вопрос о передаче функций материально-технического обеспечения в РГП при Комитете по судебному администрированию, как это поставлено в Верховном суде. Таким образом, обеспечивается исключение дублирования функций, правосудие – суду, организационные вопросы – аппарату суда, а материально-техническое обеспечение – хозяйствующему субъекту.

Уважаемый Нурсултан Абишевич! На прошедшем IV съезде судей Вами были даны поручения касательно повышения качества работы судов, оптимизации и упрощения судопроизводства путем максимального сокращения надзорных судебных инстанций. Все они приняты к неуклонному исполнению.

Качество отправления правосудия сохраняется на стабильно высоком уровне. Достаточно отметить, что по итогам девяти месяцев этого года 95 процентов решений по гражданским делам, 80 процентов по уголовным и 97 процентов по делам об административных правонарушениях не обжалованы ни одной из сторон и не опротестованы прокурором, что свидетельствует о законности и обоснованности вынесенных судами первой инстанции решений и приговоров. Сведены до минимума нарушения процессуальных сроков рассмотрения дел. Если в 2005 году таких дел было 311, то по итогам девяти месяцев этого года установленные законом сроки нарушены по девяти делам.

Законом о внесении изменений и дополнений в процессуальное законодательство по вопросам разграничения подсудности, принятым в 2005 году, сделан первый шаг на пути к упрощению судопроизводства, когда из подсудности Верховного суда было исключено рассмотрение уголовных дел по первой инстанции и сокращена надзорная инстанция.

Как логическое продолжение данной концепции разработанный Верховным судом законопроект, направленный на дальнейшую оптимизацию судебной системы и предусматривающий упразднение апелляционной инстанции в Верховном суде, первой и надзорной инстанций – в областных судах с одновременным усилением роли районных судов, в настоящее время находится на завершающей стадии принятия. Таким образом, одна надзорная инстанция остается только в Верховном суде.

Вместе с тем полагаем, что в дальнейшем институт судебного надзора как пережиток прошлой советской эпохи должен быть полностью исключен из системы судопроизводства страны, уступив место апелляционному и кассационному порядку пересмотра судебных актов, что согласуется с действующими международными правовыми нормами.

В условиях растущих требований к профессиональному и морально-нравственному облику судьи по-прежнему актуальными являются вопросы формирования профессионального судейского корпуса страны.

В Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» внесены поправки, которыми определена целостная система мер по усилению требовательности к профессиональным качествам судьи и повышению его ответственности за соблюдение законности при отправлении правосудия. Предусмотрено, что при освобождении от должности по отрицательным мотивам судьи лишаются всего пакета льгот, установленных законом.

Постоянное внимание уделяется формированию достойного кадрового резерва судей. Кандидатуры для зачисления в резерв утверждаются на пленарных заседаниях судов, что обеспечивает соблюдение принципов гласности и демократичности при их отборе. В настоящее время списки всех претендентов на судебные должности вывешиваются в областных судах, объявляются в местной печати, чтобы по ним было проведено широкое обсуждение.

Функции по отбору кандидатов на должности судей переданы в ведение Высшего судебного совета, что повысило его роль как независимого органа, отвечающего за подбор квалифицированных кадров для судебной системы.

Основное пополнение судейский корпус получает изнутри системы. Оправдывают надежды и выпускники магистратуры Института правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

Вместе с тем мы не застрахованы от попадания в нашу систему случайных людей, которые дискредитируют высокое звание судьи и своими действиями, поведением наносят непоправимый урон имиджу всей судебной системы. Об этом свидетельствуют результаты работы дисциплинарно-квалификационных коллегий, комиссий по судейской этике и судебного жюри, а также имеющие место факты привлечения судей к уголовной ответственности.

Для оценки качества работы и выявления судей, имеющих низкие показатели отправления правосудия, Верховым судом на постоянной основе запущена система антикоррупционного механизма в форме мониторинга судебной деятельности, исключающая элементы субъективизма, пересмотрены методы работы пленарных заседаний областных судов и судебного жюри.

Одновременно в рамках реализации Стратегии судебного образования на 2009-2011 годы принимаются меры по повышению профессионального уровня судей.

Судейское сообщество и далее будет жестко пресекать любые факты коррупционных проявлений в судейской среде, решительно избавляться от неквалифицированных кадров и тех, кто не соответствует высоким требованиям. Об этом свидетельствуют судебные приговоры последнего времени, когда за получение взятки мы назначали судьям срок лишения свободы в десять лет и выше этого.

Судья должен стремиться к установлению высших стандартов поведения и следовать им, чтобы укреплять независимость суда, как Вы отметили, Нурсултан Абишевич, и уважение к нему, при этом не забывать, что в своем лице он представляет государственную власть. В этом контексте хочу отметить, что правосудие – это публичная сфера деятельности и суд должен стать действительно открытым и доступным органом.

Сегодня на официальных сайтах Верховного и областных судов можно получить информацию о месте и времени рассмотрения дела, ознакомиться с текстами судебных решений и приговоров, получить ответы на интересующие вопросы.

В судах работают координаторы по связям со средствами массовой информации, открыты пресс-центры. Динамика взаимоотношений судов с медийным сообществом позитивна, информационный обмен достаточно интенсивный.

Тем не менее необходимы дополнительные меры по повышению уровня взаимодействия судебной системы со средствами массовой информации, что мы уже и начали делать, придать этой работе системный характер. Цель этого – общество должно получать объективную информацию о деятельности судов, а суды – справедливую оценку.

Уважаемые коллеги! Уважаемые судьи! Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев говорил, что человеческое единство – это первооснова стабильности. Именно эта мысль заложена в универсальной концепции главы государства о стабильности в обществе и государстве. Отправляя правосудие, каждый из нас должен помнить об этом и соизмерять принимаемые решения с этой мыслью.

Качество отправления правосудия – определяющий фактор демократического развития страны. Сегодня казахстанское правосудие является эффективным правовым механизмом защиты прав и свобод граждан. Тем не менее стремление соответствовать общепризнанным международным стандартам не позволяет нам стоять на месте, происходящие во всех сферах жизнедеятельности государства перемены требуют совершенствования правовых институтов, в том числе и судебной системы.

Здесь я хотел бы привести одно латинское изречение: «Правосудие должно быть свободным, ибо нет ничего более несправедливого, чем продажное правосудие, полным, ибо правосудие не должно останавливаться на полпути, скорым, ибо промедление есть вид отказа». Данное изречение как нельзя лучше отражает суть предлагаемых мер со стороны главы государства по дальнейшему совершенствованию судебной системы страны.

Надеюсь, высказанные замечания и предложения найдут отражение в рекомендациях съезда в целях дальнейшей проработки вопросов по их реализации.

Полагаю, что выражу общее мнение: судейское сообщество в целом и персонально каждый судья в полной мере осознают свою ответственность перед страной, ее гражданами за соблюдение их конституционных прав на судебную защиту прав и свобод. Спасибо за внимание.

 

Всего три года назад в республике были образованы специализированные экономические, административные, военные суды, суды по делам несовершеннолетних и финансовый суд в г. Алматы. Запланировано создание специализированных судов по рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей. Судья специализированного финансового суда г. Алматы Д. Шипп отметил специализированный финансовый суд г. Алматы как часть судебной системы Республики Казахстан. В частности, он сказал.

 

Уважаемый Президент! Уважаемый председатель! Делегаты!

 

Судебная система республики живет и развивается по объективным законам вместе с другими институтами государства и казахстанского общества в целом. Год от года растет техническая оснащенность, строятся новые здания судов, повышается профессиональная квалификация судей, что следует из четкой тенденции к уменьшению количества судебных ошибок. Указанное свидетельствуют о планомерной и выверенной работе по осуществлению судебной реформы.

17 августа 2006 года, уважаемый Нурсултан Абишевич, вашим указом создан специализированный финансовый суд г. Алматы, уполномоченный рассматривать в соответствии с процессуальным законодательством гражданско-правовые споры участников Регионального финансового центра города Алматы. Создание данного суда продиктовано необходимостью обеспечения наиболее эффективного функционирования и развития финансового центра, соответствует общей тенденции реформирования судебной системы, выражающейся в узкой специализации отдельных судов на конкретных задачах и отраслях права. На четвертом съезде судей главой нашего государства была высказана мысль о том, что повышению качества отправления правосудия будет способствовать дальнейшее развитие специализации судов. Так, уже созданы экономические суды, рассматривающие преимущественно хозяйственные споры, впоследствии были учреждены и на текущий момент вполне оправдывают свое предназначение административные суды, рассматривающие дела об административных правонарушениях, созданы и функционируют ювенальные суды, рассматривающие дела с участием несовершеннолетних в Астане и Алматы. Подобный подход гарантирует глубокое овладение судьями отдельными отраслями права и категориями дел, обеспечивает чистоту и профессионализм при их разрешении, что в конечном итоге позитивно сказывается как на качестве отправления правосудия, так и на сокращении сроков рассмотрения конкретных дел.

Здесь следует сказать, что одной из важнейших задач судебной системы является обеспечение законного рассмотрения спора именно в суде первой инстанции, не рассчитывая, что ошибочное решение будет исправлено вышестоящим судом.

При создании финансового суда г. Алматы законом была определена его подсудность, а именно судом рассматриваются дела об обжаловании участниками Регионального финансового центра города Алматы действий (бездействия) должностных лиц и органов Регионального финансового центра города Алматы, другие гражданские дела, если одной из сторон является участник Регионального финансового центра города Алматы, дела о реструктуризации банков.

То есть подсудность определена по субъектному принципу.

В то же время, если исходить из целей создания названного суда, подсудность дел следует определять по субъектно-предметному принципу, что позволит действительно сконцентрировать в специализированном финансовом суде споры, связанные с финансовыми инструментами, инвестициями, налогообложением и таможенными платежами.

Кроме того, дела, рассматриваемые финансовым судом, не ограничиваются территорией одного только города Алматы, а охватывает весь Казахстан: в производстве суда были дела в отношении как алматинских компаний, так и крупных производственных предприятий Актобе, Восточно-Казахстанской области, г. Астаны и других регионов Казахстана.

В настоящее время имеется реальная необходимость и возможность в городе Алматы на базе действующего финансового суда создать специализированный суд по рассмотрению налоговых и таможенных споров, а также споров, связанных с финансовыми инструментами, определив подсудность в зависимости от категорий, подлежащих рассмотрению гражданских дел, основанных на отношениях в названных отраслях права.

Аналогичный суд возможно организовать и в Астане.

Специализированный финансовый суд входит в единую судебную систему Республики Казахстан, что обеспечивает единообразие судебных процедур, одинаковую силу судебных актов и обязательность их исполнения всеми субъектами права на территории республики.

Учитывая специфику интернационального состава участников финансового центра и инвесторов-игроков фондового рынка, а также нацеленность государства на интеграцию с зарубежными финансовыми институтами, законом предусмотрено, что судопроизводство в специализированном финансовом суде может производиться как на государственном и русском, так и на английском языках. Данное обстоятельство также отвечает задаче максимально защитить права участников финансового центра, создав им наиболее привычные и удобные условия работы, обеспечивая безопасность для инвестирования и вложения капиталов в казахстанскую экономику.

В соответствии с предъявляемыми законом требованиями судьи суда владеют английским языком, что способствует выполнению одной из задач, заложенных в постановлении четвертого съезда судей: продолжить международные контакты с судейскими сообществами других стран с целью пропаганды достижений Республики Казахстан по созданию независимой судебной системы. Судьи финансового суда в составе различных делегаций выезжали в зарубежные командировки, где достойно представляли судебную систему республики, получили богатый опыт общения с судьями и представителями юридической общественности других стран и политических систем.

Важное значение для всех судей, и судей нашего суда в особенности, имеет постоянно проводимая работа по совершенствованию профессиональных знаний как путем общих образовательных мероприятий, так и индивидуально.

В соответствии с достигнутыми договоренностями и подписанным председателем Верховного суда РК меморандумом во время визита в Великобританию судьями финансового суда проделана определенная работа, направленная на создание Англо-казахстанской юридической ассоциации. В настоящее время благодаря скоординированным усилиям как финансового суда, так и Союза адвокатов РК, данная ассоциация создана и функционирует в соответствии с утвержденными планами.

В соответствии с уставом Союза судей республики судьями финансового суда образован собственный филиал Союза судей, самостоятельно выполняющий общие задачи союза.

Подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить готовность судей финансового суда к качественному отправлению правосудия, участию в жизни всего судейского сообщества и открытость к дальнейшим изменениям судебной системы.

 

Реализация положений Концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010-2020 годы, утвержденной главой государства, является важнейшим условием для дальнейшего судебного реформирования. Председатель специализированного межрайонного экономического суда г. Астаны, к.ю.н. М. Балкен особо остановился на этом вопросе.

 

Уважаемые участники съезда!

Рад приветствовать всех на этом знаменательном для нашего судебного сообщества форуме, на котором мы можем подвести некоторые итоги проделанной работы и обозначить новые задачи в стратегии дальнейшего развития судебной системы страны.

Благодаря поддержке главы государства и реализации его инициатив Верховным судом и членами судейского сообщества в стране удалось создать независимую судебную систему, поднять на высокий уровень качество отправления правосудия.

Вместе с тем, в условиях постоянного развития общественного и политического устройства страны, имеется насущная необходимость дальнейшего совершенствования судебной системы. И в этом плане реализация положений утвержденной главой государства Концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010-2020 годы является важнейшим условием для дальнейшего судебного реформирования.

 

1. Вопросы модернизации гражданского процессуального законодательства

 

Нужно признать, что сегодня казахстанская судебная система нуждается в модернизации гражданского процессуального законодательства.

В первую очередь в законодательстве необходимо поднять вопрос о повышении требований к добросовестному участию и состязательности сторон в гражданском процессе, создать условия для честной и эффективной состязательности.

Злоупотребление сторонами в процессе своими правами существенным образом затрудняет отправление правосудия и нарушает интересы остальных добросовестных участников.

Следует предусмотреть ответственность сторон за ложные объяснения суду по примеру ответственности за лжесвидетельство. Ложные объяснения сторон в суде являются на сегодняшний день одним из самых распространенных и серьезных препятствий для осуществления правосудия. Ведь прежде всего именно стороны и их представители обязаны давать в суде правдивые и полные объяснения.

Обеспечение своевременности совершения процессуальных действий. Для улучшения организации судебного процесса следует ограничить во времени осуществление стороной права на изменение предмета и основания своего требования, а также права на заявление встречного иска.

В настоящее время стороны в суде имеют возможность бесконечно и бесконтрольно менять предмет и основание своих исков, заявлять встречные иски вплоть до ухода суда в совещательную комнату для принятия окончательного решения по делу. Злоупотребление правами всегда преследует главную цель – воспрепятствовать суду в своевременном восстановлении прав и законных интересов добросовестных участников процесса.

Возможность изменения исковых требований и заявления встречного иска необходимо ограничивать в законе стадией подготовки дела к разбирательству либо моментом поступления в суд отзыва противоположной стороны на первоначальные требования и возражения. Все запоздалые действия в последующем следует допускать с разрешения суда и с согласия второй стороны.

Нам также стоит пересмотреть в законодательстве подход к стадии подготовки дел к судебному разбирательству. Время показало, что качественное и своевременное разрешение споров главным образом зависит от степени подготовленности дела. В этой связи в действующем законе необходимо пересмотреть базовый семидневный срок подготовки дела в сторону его увеличения до одного месяца, как минимум. Ведь в благоприятных условиях подготовки дела заинтересован не только суд, но и сами стороны, которым также требуется время для ознакомления с материалами дела, подготовки доводов и возражений.

На примере опыта европейских судов в нашем законодательстве можно было бы ввести институт раскрытия доказательств, предусмотрев обязанность сторон по полному предоставлению суду всех имеющихся у них доказательств на подготовительной стадии процесса. Суду необходимо предоставить возможность отклонять несвоевременно представленные сторонами доказательства при отсутствии уважительных причин.

Отнесение публично-правовых споров к подсудности административных судов. Сегодня можно заявить, что казахстанская судебная система уверенно встала на путь развития судебной специализации. В стране созданы и успешно действуют различные специализированные суды.

Специализация внедрена также между судьями в каждом отдельно взятом суде. И все это положительно сказывается на качестве отправления правосудия. Вместе с тем развитие судебной специализации еще не утратило своей актуальности, в особенности в отношении публично-правовых споров.

Хотелось бы отметить, что число заявлений, поступающих в суды, по оспариванию действий/бездействий государственных органов, ежегодно растет.

В данное время публично-правовые споры разрешаются районными, а также специализированными межрайонными экономическими судами. Вместе с тем созданные в стране административные суды занимаются рассмотрением дел по обжалованию постановлений об административных нарушениях, которые обычно характеризуются своей несложностью и бесспорностью. В связи с этим, учитывая особую специфику публично-правовых споров и социальную значимость их качественного разрешения, можно было бы использовать резервы административных судов, передав им из подсудности экономических судов дела об оспаривании действий/бездействий государственных органов. Тем самым мы логически завершим решение вопроса о специализации по административным делам.

Введение принципа объективной истины при разрешении публично-правовых споров. Наверное, стоит также отметить, что разрешение публично-правовых споров нуждается в особом процессуальном регулировании. Обычные правила ведения гражданского процесса в таких случаях не всегда оказываются приемлемыми. По делам об обжаловании действий/бездействия государственных органов необходимо применять принцип объективной истины, а не чистой состязательности. Именно в отношении этой категории дел необходимо возлагать основное бремя доказывания на государственный орган или должностное лицо, действие которого оспаривается. Это связано с тем, что в таких спорах стороны, в частности, заявители (граждане, субъекты малого предпринимательства), изначально находятся в неравном положении по доступу к доказательствам, знаниям действующего закона.

 

2. Снижение судебной нагрузки посредством альтернативных способов разрешения споров. Досудебный порядок разрешения административных споров

 

Одной из серьезных проблем казахстанской судебной системы становится увеличение судебной нагрузки, что есть следствие повышения деловой активности и правовой грамотности населения.

Увеличение нагрузки на суды отрицательно сказывается на качестве правосудия и состоянии кадров в судах.

В этой связи постоянно возникает потребность в расширении судейского корпуса. Является ли этот подход единственно правильным? На наш взгляд, нет.

Вопрос снижения нагрузки на суды может быть разрешен в первую очередь путем развития практики применения альтернативных способов разрешения споров.

В условиях дальнейшего реформирования системы государственного управления и усиления контроля за соблюдением гражданских прав и свобод, можно было бы усовершенствовать подход к существующему порядку обжалования действий государственных органов и должностных лиц путем разработки обязательной досудебной процедуры коллегиального рассмотрения в апелляционных комиссиях при государственных органах административных жалоб с возможностью личного участия заявителей в заседаниях таких комиссий.

Необходимо в полном объеме использовать имеющиеся профессиональные ресурсы государственных органов по устранению своих собственных ошибок и восстановлению нарушенных прав в досудебном порядке. Для этого также необходимо усилить контроль и ответственность за совершение различного рода нарушений в сфере государственного управления.

Качественное досудебное разрешение административных споров в апелляционных комиссиях при государственных органах:

— ускорит процесс восстановления нарушенных прав, исключив необходимость прохождения дела через все судебные инстанции;

— в конечном счете повысит доверие населения к институтам государственной власти.

В целом, подводя итог сказанному, хотелось бы подчеркнуть, что современное казахстанское общество как никогда ранее нуждается в развитии независимой, сильной и эффективной судебной власти, в которой нет места непрофессионализму, коррупции и волоките. В свою очередь мы, члены судейского сообщества, благодаря поддержке главы нашего государства полны решимости достичь этой цели и добьемся ее нашими общими усилиями.

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz