Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Даулет Ергожин: К единой базе и международным стандартам

Дата: 08 апреля 2011 в 18:00

К единой базе и международным стандартам

 

Деловая неделя

Платить налоги – дело святое, считают одни, другие добавляют, что очень трудное, в чем они конечно, правы. На протяжении нескольких лет, можно сказать, со времени подписания «контрактов века» на заре казахстанской независимости так и не утихают дискуссии о выгодности условий и достаточности уровня налоговой нагрузки, а также адекватности выполнения принятых обязательств по реализации проектов. Технологии морской добычи новые для нас и сложные, не все получается по написанному. Но по тем, кто работает на суше, полагают, что объемы поступлений, перечисляемых такими компаниями в бюджет, недостаточны и не справедливы, с другой, недропользователи считают, что налогов у них много. Как же обстоит дело на самом деле и почему одни платят 20% в виде налогов в бюджет, а другие все 50%, а то и 60% и откуда происходят такие различия? С вопросами об этом «ДН» обратилась к председателю Налогового комитета Министерства финансов РК Даулету Ергожину.

 

Даулет Едилович, в последние годы высказываются разные мнения о коэффициенте налоговой нагрузки для предприятий, работающих в секторе недропользования. Расскажите, по какой методике осуществляется расчет КНН в Казахстане?

Что касается методики определения уровня коэффициента налоговой нагрузки, то для служебного пользования мы определяем КНН, как отношение уплаченных в бюджет налогов, входящих в компетенцию налоговых органов, к размеру полученного дохода, согласно данным налоговой отчетности. В настоящее время на Портале Налогового комитета Минфина РК размещена информация об уплаченных налогах по организациям публичного интереса в разрезе налогов за последние 5 лет (Главная страница Юридические лица). В Поиск налогоплательщиков Интерактивные сервисы ближайшее время будет размещена информация по всем юридическим лицам, работающим в республике.

 

 Если в Налоговом кодексе нет понятия КНН, то почему количество публикуемых данных сокращено?

 

 Не смотря на то, что в Налоговом Кодексе нет понятия КНН, большинство информации, за исключением уплаченных налогов является налоговой и коммерческой тайной охраняемой законом. Если собственник согласен то мы готовы ее представить.  

 

 Если объемы оборота добывпющей компании являются коммерческой тайной, то как же говорить тогда о необходимости прозрачности в недропользовании?

 

Мы это понимаем, поэтому сейчас на сайте Министерства финансов РК открыт такой сервис, где каждый может посмотреть сумму уплаченных налогов любым юридическим лицом Казахстана.  

Хотел, был отметить, что практически все недропользователи являються участниками программы ИПДДО, которая, по мимо прочего, так же показывает прозрачность взаимоотношений государства и налогоплательщиков в этой сфере.

 Вы имеете в виду депозитарий, где нужно знать РНН налогоплательщика и информация идет по одной компании?

 

— Депозитарий финансовой отчетности к Налоговым органам отношения не имеет, у нас свои информационные системы. Для получения более полной информации о налоговой нагрузке компании, ее динамике на протяжении нескольких лет, конечно, нужно воспользоваться услугами разных сайтов. РНН, например, не является тайной, вы можете его найти к примеру если это публичная компания на сайте КАSЕ.

 

 Как повлияло возвращение к ЭТП на уровень налоговой нагрузки при существующей методике расчета КНН?

 

После ввода экспортной таможенной пошлины на сырую нефть и нефтепродукты сейчас уровень налоговой нагрузки составляет свыше 40-50%.Если говорить о предприятиях горнорудной отрасли, то у них налоговая нагрузка стала выше 20% (горнорудные компании ЭТП не платят).

 

 Это, если считать КНН по отношению к прибыли?

 

— Да, конечно, если объем уплаченных за год налогов будет относиться к объему полученной прибыли компанией, а не к общему объему полученных доходов от реализации продукции. Если считать, как у нас принято – от общего объема оборота компании, то и у компаний, работающих в нефтегазовом секторе средний уровень налоговой нагрузки получается 25-30%. Поэтому при существующих разных методиках определения среднегодового уровня налоговой нагрузки на компанию каждый налогоплательщик может преподносить такую информацию, исходя из собственных интересов.  

Если по нашей методике считать – 25-30%, а по другим получится и 50%, и 60% и даже больше можно сделать, в зависимости от методов. При этом, думаю, что когда любая компания предоставляет сведения о своей налоговой нагрузки на суд общественности, она должна указать используемый ею метод расчета: уплаченной суммы налогов от объема доходов или от прибыли. И в СМИ принимать такие цифры во внимание нужно с учетом выбранных методов. Их немало и они, как видите, дают разный результат. Еще можно приметить метод используемый при макро расчетах в соотношении к ВВП, но только макро, т.к. у каждой индустрии свои реалии и соответственно и доходность. Хотел бы заметить, что для аналитики есть и другие более сложные расчеты налоговой нагрузки.

 

 При восстановлении ЭТП, меняется ли ставка рентного налога на экспорт? Для тех, кто платит роялти, предусматривалась лишь уплата разницы между ставкой ЭТП и роялти, но меняется ли что-либо при ЭТП $40 за тонну?

 

— На сегодняшний день Налоговым кодексом, не предусматривается снижение ставок рентного налога при уплате ЭТП. При введении ЭТП 40 долларов за тонну, также никаких изменений в Налоговом кодексе на данный момент не предусмотрено.

 

— К какому сектору относится экспорт металлов: добывающему или обрабатывающему? Какие налоговые стимулы должны привести к сокращению экспорта концентратов металлов и созданию предприятий по обработке металлов, производству изделий из них?

 

Можно освободить от всех налогов, а результата не добиться.

Здесь много вопросов не налогового характера, которые сейчас решаються. К примеру, для производства продукции металлургии необходима дешевая электроэнергия, а значит тут нужны, новые источники энергии, ТЭЦ, ГРЭС и т.п., для развития отдельных отраслей экономики нужны долгосрочные государственные контракты, а налоги это величина расчетная, грубо говоря, как «приправа к готовому блюду». По всем этим направлениям Правительство проводит работу.

 

— Раньше была 15% ставка пошлины на экспорт алюминия. Как теперь ситуация складывается по этому металлу, который экспортируется в Россию?

 

 Во взаимной торговле стран, входящих в Таможенный союз, экспортной пошлины нет, так как с 1 июля 2010 отменено таможенное оформление и меры нетарифного регулирования.

 

— Как будет решаться вопрос уплаты НДПИ по металлам — в зависимости от роста ценовых котировок или иначе? Будет ли вводиться ЭТП на экспортируемые металлы, по которым произошел резкий рост ценовых котировок?

— В настоящее время в соответствии с Налоговым кодексом уплата налога на добычу полезных ископаемых производится в зависимости от биржевых цен на металлы, следовательно, в случае роста цен увеличиваются и поступления от НДПИ. В целом же хотел бы напомнить, что вопрос установления вывозных таможенных пошлин к компетенции Налогового комитета Минфина РК не относится.

 

 В Казахстане у разных недропользователей есть и разные льготы, но делается ли вычет при расчете КНН по этим льготам из объема доходов или прибыли?

 

— Нет, не делается.

— Какой подход в определении КНН считаете наиболее справедливым и что он должен отражать, в стране, где добывающий сектор является бюджетообразующим?

 

— В международной практике существуют различные методики расчета КНН. Есть множество методик определения налоговой нагрузки на компании. Мы, например, рассматривали восемь различных методов, но важно, чтобы базис один для всех использовался.

 

— ЭТП вводили вместо какого-то налога, но некоторые недропользователи считают, что стали больше терять, а в контрактах ТШО или КРО проямо так и оговорено, что компания не должна платить ЭТП или это субъективное трактование?

 

— На сегодняшний день ЭТП уплачивают все экспортеры нефти, за исключением недропользователей, у которых в соглашении о разделе продукции, прошедшем обязательную налоговую экспертизу, прямо предусмотрено освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин на сырую нефть. ТОО «Тенгизшевройл» и Карачаганак Петролеум Оперейтинг уплачивают экспортную таможенную пошлину на вывоз сырой нефти.

 

— В отношении контрактов СРП, в частности, о правомерности включения некоторых положений в них, уже высказывались замечания. Какие сомнения еще остаются, и что делается для приведения их в соответствие с законом?

 

— Как всем известно, с января 2009 года в соответствии с налоговым законодательством страны Республикой Казахстан гарантирована стабильность условий налогообложения в СРП, прошедших обязательную налоговую экспертизу.  

По результатам проведенных работ установлено, что на момент заключения отдельных СРП законодательство Республики Казахстан не содержало требований о прохождении обязательной налоговой экспертизы, соответственно, таким недропользователям направлены уведомления об устранении нарушений налогового законодательства и переход на общеустановленный порядок налогообложения.

Также мы понимаем, что перевод недропользователей на общеустановленный порядок налогообложения необходимо осуществлять с обязательным сохранением первоначального экономического баланса сторон СРП. Правительство Казахстана рассчитывает решить этот вопрос с недропользователями в ходе переговорного процесса.

 

— В нынешней ситуации, когда в нефтедобывающих арабских странах происходят столкновения и некоторые ТНК несут потери, то в Казахстане вряд ли могут не реагировать на это. Встречаете ли вы понимание и готовность у иностранных компаний привести контракты, подписанные в период 1993 – 1998 годов в соответствие с нынешними реалиями? Если нет, то кто более всего против предложений правительства РК и почему?

Понимание у инвесторов есть, было и уверен будет. Изначально при подготовке Налогового кодекса, в котором стабильность была сужена до стабильности активов и прав на недропользование, подготовка решений о ставках не проходило за закрытыми дверями государственных органов. Мы привлекли все крупные бизнес ассоциации, и буквально просчитали каждый контракт на недропользование и только потом когда был найден баланс экономических интересов сторон, т.е. увеличение поступлений в бюджет при сохранении уровня рентабельности при заключении контракта, было принято решение о новом налоге НДПИ и размерах его ставок.

С принятием нового налогового кодекса, с 1 января 2009 года все недропользователи должны исчислять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством, действующим на момент возникновения обязательств по их уплате, то есть по текущему законодательству. При этом, дополнительных переговоров и подписание дополнительных соглашений не требуется.  

Исключение составляют уже подписанные до 1 января 2009 года Соглашения о разделе продукции и контракт, утвержденный Президентом РК, для которых стабильность налогового режима в отношении сторон контракта сохраняется.

Также мы понимаем, что перевод таких СРП на общеустановленный порядок налогообложения необходимо осуществлять с обязательным сохранением первоначального экономического баланса сторон СРП.  

С остальными ведутся консультации и соответствующие переговоры

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz