Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Эксперт: Мы должны научиться заставлять власть отвечать и уважать себя

Дата: 08 апреля 2011 в 19:10 Категория: Новости науки

Официальный сайт совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека опубликовал Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении». Политтехнолог и методолог социального проектирования Валерий Солодкий в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM отметил, что в случае принятия Программы неизбежно возникнут вопросы вроде следующих: Может ли страна как проживающие в ней сейчас «люди», как население этой страны (других связей — в отличие от народа, гражданского общества, — они с историей и с культурой не имеют) отвечать за действия предшествующего по времени населения или за действия прошлой власти? Может ли государство, конкретная современная власть брать на себя эту ответственность (в данном случае — для власти, для государства — ответственность юридическую, экономическую, политическую) и разделять конкретные обременения, связанные с этой ответственностью, с нынешним населением своей страны — особенно если период действий, связанных с этой ответственностью, временем никак не ограничен (вплоть до крымской или кавказской войны или до времён киевской Руси или ещё раньше) — тем более, когда трактовки истории разнообразны? И не возникнет ли в связи с вопросами об ответственности современной власти за преступления власти других периодов вопросов по действиям данной государственной власти сейчас, в более подходящий как зона её ответственности период? Не возникнет ли расхожих среди оппонентов оценок действий власти как геноцида уже в последние десятилетия — с требованиями определения конкретной меры ответственности данной современной власти (как предварительного условия для рассмотрения ею ответственности другой по времени власти и ответственности власти вообще)? Может ли власть, как государственный аппарат, а не как часть гражданского общества, ответственная за его развитие, отвечать за что-либо «морально» или по деятельностной позиции или это не её вопрос, а её ответственность другого рода — в первую очередь, профессиональная, административная и уголовная? С другой стороны — может ли за что-то в прошлом отвечать население по предложению власти? Или отвечать за прошлое, причём только по собственной инициативе, может только народ, только само гражданское общество, — причём главным образом потому и затем отвечать, что оно озабочено опять-таки будущим своим состоянием, своей идентичностью («кто мы такие» — «здесь и сейчас», какими себя видим, признаём на будущее, какими нам быть — в этом содержание ответственности) и развитием в будущем? И если отвечает не население, а народ и общество — то их ответственность и покаяние в чём? — разбить лоб в покаянных поклонах и поторговаться с богами о прощении, как мифологизированные язычники? Или определиться — как верующим и (или) мыслящим — что они как народ считают в прошлом своими ошибками, сделавших их ущербным не-народом, не гражданами, не обществом, позволяющим себя топтать и мордовать, допускать у власти всё? Определиться, что могут и чего не могут позволить себе на будущее — в том числе — не позволить как-то действовать (над собой) власти? И не станет ли главным актом такого покаяния (просвещения и веры) такого народа недопущение хотя бы малых элементов тоталитаризма в нынешней и будущей жизни? Не должен ли будет стать главным и первым элементом достигаемого так понимания устранение произвола нынешней власти, а то и её самой как таковой?

Валерий Солодкий выразил мнение, что вопросы, которые возникают в разных слоях общества в связи с данной инициативой, могут вызвать настороженное отношение не только к обсуждаемому проекту, но и к его инициаторам. С точки зрения собеседника, даже если инициатива Программы не принадлежит Кремлю, власть позволила выставить себя как субъекта сомнительных политтехнологий, с попытками решать следующие задачи:

1) Сформировать одну из повесток дня — актуализируемую взамен неконтролируемых повесток дня, исходящих из реальности или от других субъектов политических процессов. Привлечь различные аудитории к нужной тематике и отвлечь от ненужной.

2) Погрузить привлекательным образом Президента в контекст тематики, выносимых оценок и принимаемых решений.

3) Формирование и уплотнение действий групп лидеров мнений, объединяющихся вокруг президента по этой и по другим тематикам. Подготовка позиции совместного выбора решения населением и президентом, делегирование исполнения народной воли нужному кандидату.

4) Достижение нужных расстановок акцентов в сравнении позиций по теме двух наиболее вероятных кандидатур на президентство.

По мнению эксперта, текст написан, видимо, и профессионалами в социальной философии, и «мемориал-активистами». «В части текста, написанной профессионалами, понимание поставленных вопросов присутствует. К «пострадавшим мемориал-активистам», при всём сочувствии и вере в их искренность, есть вопросы по части возможного невольного обслуживания интересов лиц, желающих разным образом нажиться на проблеме и на конкретных формах её «решения» и вопросы по части грамотности осмысления важных социальных проектов. Вопрос об ответственности нужно обращать к будущему, к себе и к власти. А не позволять разыгрывать цирк с покаянными поклонами. Тем более, что наклонять собираются нас. А в роли руководящих представлением полуграмотных клоунов предлагают выступать нашей власти. Которую мы должны научиться не только заставлять отвечать, но и уважать, — так же, как и себя. Но — не за опущенную покаянно голову — как у нашкодившего, признавшего вину, но на будущее по-прежнему невменяемого подростка», — считает Валерий Солодкий.

По сообщению сайта REGNUM