Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

ДОРОГАМИ ПАРМЫ: Северо-Екатерининский канал. Экспедиция отчаянных.

Дата: 08 апреля 2011 в 19:31

Оказаться в тайге, где на несколько сотен километров ни одной живой души — это ли не счастье

К слову сказать, канал построен около 200 лет назад. Длиной почти 20 км, а общая протяженность около 40 км – и все это делалось в течение 38 лет, руками крепостных!!! Он был частью торгового пути из Балтики в Черное море. Через 16 лет его закрыли, как не оправдавший государственного значения.

Место крайне затерянное, мало известное и уж совсем не туристическое. Именно поэтому группа отважных собралась покорить прикамские дали. Продумывали маршрут: пешком, на лодке, на машине, на вертолете, на вездеходе. Оказалось, что не мы одни интересуемся этими местами.

Серьезная исследовательская работа была проведена членами Пермского географического клуба, к которым мы и обратились за помощью. Узнали, как можно туда добраться, проработали план действий, чтобы потом, как водится, полностью от него отказаться. Нам даже был выделен проводник, Михаил Петрович Савельев, организатор «Белкомур-трофи», бывалый походник. Про него можно было бы снимать русскую версию «Рэмбо» — бывший пограничник, служивший на Дальнем Востоке. 

10 августа 2007 года нас сильных смелых и не вполне понимающих, во что ввязываемся, собралось 7 человек, в том числе 2 девушки, одна из которых дальше школьных турслетов в леса не заходила. Под присмотром проводника веселая компания двинулась в сторону Чердыни – перевалочного пункта. Время когда, до канала можно было доплыть, а это 1,5 месяца в году, мы упустили. Поэтому планировали сесть на гусеничный вездеход и на нем доехать до канала. Но… В общем, нет вездехода. Затягиваем потуже шнурки, разгружаем рюкзаки, потому что решили идти пешком. В Чердыни двое ребят, знакомых Савельева, решают нам помочь и проводить на машине до… до куда она сможет доехать.

УАЗ «буханка» отчаянно пыхтел, выплевывал глушителем воду, но ехал. То мы на нем, то он на нас. По пути до Купчика пришлось вытягивать машину раз десять. Перед одной из грязевых луж мы подумали, что УАЗику надо либо приделать крылья, чтоб летал, либо мотор, чтоб плавал – иначе никак. И отпустили водителя обратно. Чердынским провожатым так с нами понравилось, что они решили составить компанию. Мы уже тогда поняли, на сколько ценное это было приобретение, в виде еще двух пар рук. Кроме того, они оказались отличными ребятами.

К вечеру этого дня нам надо было добраться до Пильвы (это деревня и рядышком колония-поселение вместе с лесопилкой). Было две возможности – по узкоколейной железной дороге, верхом на транспортном средстве неподдающемся классификации или по размытой дороге пешком. Уехать не успели, поэтому около 30 километров мы шли, пели, шутили. Это заняло почти пять часов. Шальному волку сто верст не околица! За это время притирка коллектива прошла успешно.

Первый серьезный переход обозначил все проблемы и недостатки, допущенные в организации экспедиции. Недостаток питьевой воды, неправильно уложенные рюкзаки, неудобная обувь и что самое главное – неизвестность впереди. Навигатор показывал речки, а под ногами мы видели только грязь. Жаль, что не запомнили название той речушки в трех километрах от Пильвы — вода холодная, вкусная. Уходить от сюда не было желания и необходимости. Заночевали прямо у источника.

Утром авангард отправился в Пильву на прием к начальнику колонии. Впереди больше ста километров и помощь в транспортном вопросе нам была просто необходима. Ее оказал начальник Пильвенской зоны полковник Хадисов. На грузовике, в котором обычно перевозят огромные стволы деревьев, у которого колеса по пояс человеку среднего роста, мы преодолели около 40 километров. Впереди было еще больше 60. На берегу одной из речек, которая скорее походила на болото, нам пришлось попрощаться с Валентином, так звали водителя. Твердая, то есть жидкая валюта, которой мы расплачивались, давала нам серьезный повод надеяться, что он уехал, но обещал вернуться. Следующее свидание с ним было назначено на вечер 16 августа. В тот же час, в том же месте.

Прощание с лесовозом произошло километров за десять до реки Лопья. За всю экспедицию было только два раза страшно – именно когда переходили этот мост. Точнее несколько подпорок, на которые кое-как были навалены ветки. Крутые склоны и торчащие колья придавали экстрима.

На другом берегу разбили лагерь. Конечно же, молодежи не спалось: за неимением лучшего чокались простой водой, пели песни, рассказывали анекдоты – все как в обычном походе.

Несмотря на то, что подъем назначен на 8 утра, спать легли не раньше 3. Но, видимо, воздух в уральской тайге бодрящий — силы появляются ниоткуда. Мы на работу так бодро не подскакивали, как по зову дежурного.

Утром решили разделиться на авангард и инвалидов. В хвосте все вялоплетущиеся, впереди наши сайгаки. Благо в пределах нескольких километров возможна связь по рации. Третий день экспедиции оказался самым тяжелым. У кого-то лопнули мозоли на ногах, кому-то кроссовки копчик натерли, потому, что неудачно были уложены в рюкзак.

На полпути нашли охотничий домик вблизи ручья. К счастью сила воли и азарт позволили нам двинуться дальше, а не остаться здесь на отдых, которого, как оказалось, нам было не видать еще долгое время.

Стоит выразить благодарность отделу метеорологии в небесной канцелярии. Почти все дни температура воздуха была не ниже 25 градусов и сухо. С одной стороны многие походники нам бы позавидовали, но все речки и ручейки, обещанные местными жителями и специалистами географами, пересохли. От жажды спасали леденцы, жвачка и черника. Привалы стоило делать подольше. Чернику даже искать не надо было. Приляжешь под деревце и вот она, прямо под руками, только бери и ешь.

Как говорится, в России нет дорог, только направления, но и тут направления зарастают, мосты разваливаются в труху, реки и болота высыхать.

Именно отсутствие дорог нам вскоре и начал выдавать навигатор. Дороги, по которой мы шли, не было ни на одной карте. Ближе к ночи, посреди болота мы поняли, что идем совсем не туда. В паре часов ходьбы была заброшенная зона Светлый, а канал остался правее километров на 10, но дороги к нему не было. Идти по лесу невозможно, все заросло.

Продвигаться вперед нет смысла, в сторону нет возможности. Пришлось возвращаться. Это был наш самый экстремальный ночлег. На бревнах лежневки посреди болота мы поставили палатки. Обеззараживали и кипятили болотную воду. Но потом опять до утра чокались ею за успех экспедиции. Кто-то спал, кто-то смотрел на звезды. Пару метров в сторону от костра и я уже ежик в тумане, у которого медвежонок спрашивает: «Ну, кто кроме тебя со мной звезды-то считать будет?» А я до стольки и считать не умею, сколько там звезд. Ой, это же млечный путь! А вот падает звезда!

Продолжение следует...

По сообщению сайта Аргументы и Факты