Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года и вопросы формирования конституционного правосознания граждан /У. Кудайбергенов, профессор Университета имени Д.А. Кунаева/

Дата: 09 апреля 2011 в 16:20 Категория: Новости науки

Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года

и вопросы формирования конституционного правосознания граждан

 

Автор профессор Университета имени Д.А. Кунаева У. Кудайбергенов в целях формирования конституционно-правового сознания предлагает внедрить в сознание наших граждан научно-теоретический, богатый идеологический и политико-правовой потенциал Конституции Республики Казахстан

 

В концепции, исключительно важном программном документе, определены назревшие и неотложные задачи системного обновления и развития всех звеньев правовой системы страны, особенно ведущих отраслей законодательства и правоприменительной практики. Концепция содержит немало новых идей, которые дают мощный импульс углублению научных юридических исследований для выработки необходимых теоретических и практических рекомендаций по всесторонней модернизации правовой системы Казахстана. Главная цель концепции, по существу, состоит в том, чтобы создать в стране отвечающий современным требованиям высокоэффективный механизм правового регулирования общественных отношений и научить наших граждан умению цивилизованно использовать правовые средства в их повседневной жизни и деятельности. По смыслу концепции важным условием для этого является глубокое понимание и грамотное использование всеми фундаментальных правовых идей и принципов, заложенных в тексте Конституции. Лейтмотивом концепции, на мой взгляд, служат следующие положения: «Усилия государственных и общественных институтов должны быть сконцентрированы на претворении в жизнь созидательного потенциала Основного закона страны, который содержится во всех конституционных установлениях… Важнейшей задачей является полнокровная реализация принципов и норм Конституции, обеспечение как прямого действия Конституции, так и реализацию ее потенциала через текущее законодательство и правоприменение».

Столь масштабная задача, пожалуй, поставлена впервые перед всем нашим обществом. Это говорит о том, что до настоящего времени на всех этажах общества остро не хватает должного умения (а может быть, и желания) жить по Конституции, нет должного понимания того, что все демократические, социально-экономические, политические преобразования в стране происходили и будут происходить в дальнейшем на основе норм действующей Конституции, и от этого зависит в немалой степени и престиж страны в международном сообществе.

С другой стороны, ясно, что от того, насколько принципы и нормы Конституции усвоены, признаны и поддерживаются не только официальными государственными институтами, но и самыми широкими слоями населения, рядовыми гражданами, зависит и действенность самой Конституции. И если исходить из такого понимания проблемы, то нужно прямо признать, что уровень и качественное состояние массового правосознания, в том числе конституционного, не выдерживает никакой критики. В сознании и поведении наших граждан сплошь и рядом можно наблюдать дремучее правовое невежество (особенно если иметь в виду сельское население), искаженные правовые представления, отсутствие должного знания людьми своих конституционных прав, свобод и обязанностей и умения их правильно реализовать. Распространены проявления нигилистического, антиправового сознания и поведения у граждан, сознательного игнорирования юридических ценностей и процедур среди чиновничества. Трудно ожидать от рядовых граждан уважительного отношения к законам в то время, когда они видят грубейшие нарушения требований законов со стороны даже ответственных государственных служащих, подрывающих тем самым высокий авторитет закона и единый для всех принцип законности. Все это обуславливает остроту и сложность формирования как общего, так и конституционного правосознания у наших граждан. Если попытаться теоретически осмыслить место и роль конституционного правосознания в нашей жизни, его особенности, то нужно отметить, что его главная особенность определяется особенностями самой Конституции как Основного закона страны, теми идеями и принципами, на которых она построена и действует.

Это известные положения о том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, правовым, социальным и светским государством, что высшей ценностью для государства является человек, его жизнь, права и свободы, что основополагающими принципами деятельности республики являются общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами; это положения о том, что источником власти является народ, который осуществляет свою власть через органы законодательной, исполнительной, судебной властей, что обеспечивается свобода предпринимательской деятельности, основанной на частной собственности, гарантируется свобода общественных объединений, многопартийная политическая система с идеологическим многообразием, что республика уважает принципы и нормы международного права, что в стране обеспечивается верховенство Конституции и закона. Эти положения есть фундаментальные ценности нашей Конституции. Эти ценности имеют глубокое мировоззренческое, философское значение. Они затрагивают глубинные основы организации жизни и государства и человека в демократическом обществе. Глубокое понимание смысла и значения этих ценностей, отношение к ним как к незыблемой основе жизнедеятельности государства и каждого человека и гражданина составляют ядро конституционно-правового сознания. Естественно, в конституционно-правовом сознании, как и в общем правосознании, налицо как обыденное, так и научно-теоретическое восприятие положений Основного закона, присутствуют и психологический и идеологический компоненты. Но ведущим, доминирующим компонентом выступает научно-теоретический, идеологический компонент. Другая важная особенность конституционно-правового сознания состоит в том, что в нем, как ни в одной другой форме общественного сознания, органически переплетены общечеловеческие, политические и правовые идеалы. Цель формирования конституционно-правового сознания именно в том, чтобы внедрить в сознание наших граждан научно-теоретический, богатый идеологический и политико-правовой потенциал Конституции Республики Казахстан. Каким образом целесообразно реализовать эту задачу? Можно отметить несколько подходов к ее осуществлению.

1. Совершенно очевидно, что для зрелого конституционного правосознания недостаточно только знакомства с текстами Конституции и конституционных законов. Это знание должно быть обогащено опытом участия граждан в различных конституционно-правовых отношениях. Принято считать, что Конституция в демократическом обществе есть своеобразный договор между населением и государством по взаимной защите своих интересов. В этом ключе гражданину важно понимать, что он находится с государством в постоянных правовых отношениях, чтобы он осознавал себя субъектом различных конституционно-правовых отношений, в рамках которых происходит реализация его конституционных прав и свобод, обязанностей, что тем самым он вовлечен в процесс реализации норм и принципов Конституции, что на нем лежит высокая ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу своей страны. Так, формированию конституционного правосознания благоприятствует участие граждан в референдумах, в избирательных кампаниях по выборам Президента, депутатов Парламента, маслихатов в качестве избирателя или члена различных избирательных комиссий, когда они, как члены гражданского общества, отстаивают в суде свои права и свободы, когда они используют свое конституционное право на участие в управлении делами государства и т.д.

2. Другой важный путь – это глубокое понимание широкими слоями населения того, что основные права и свободы согласно Конституции принадлежат человеку от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов, и, следовательно, имеют независимое от государства значение, что любое нарушение их кем бы то ни было есть нарушение Конституции, а их беспрепятственное использование гражданами должно быть гарантировано государством. Нужно, кстати, подчеркнуть, что принцип прямого действия Конституции относится прежде всего именно к ее нормам о правах и свободах личности.

3. В Казахстане несколько миллионов учащихся школ, колледжей и студентов. Важнейший путь приобщения их к конституционно-правовым знаниям заключается во внедрении в учебные программы школ, колледжей и вузов всех видов предмета «Основы конституционного права РК», или до 50% часов учебного времени по предмету «Основы государства и права» отводить на изучение основ конституционного права РК. В советское время для всех учебных заведений было обязательным изучение «Основ марксизма-ленинизма». В наших современных условиях необходимо, чтобы во всех учебных заведениях изучались «Основы конституционного права РК». Это вытекает из задач строительства в стране демократического правового государства и зрелого гражданского общества. В связи с этим представляется весьма актуальным вопрос о введении в практику периодическую проверку знания Конституции всеми без исключения преподавателями школ, колледжей и вузов. Без этого не будет должного понимания значения Конституции не только учащимися, но и преподавателями. Решением правительства во всех школах страны вводится предмет «Основы религиоведения». Думается, предмет «Основы конституционного права РК» будет иметь не меньшее значение в воспитании целеустремленного и ответственного гражданина страны.

4. Должен быть создан действенный механизм распространения юридических знаний среди широких слоев населения. У нас дело это поставлено неудовлетворительно. Кто больше всех должен быть заинтересован в том, чтобы все соблюдали законы? Конечно, государство. Ведь для этого оно содержит целую «армию» полицейских, прокуроров и прочих контролеров! Государство должно постоянно заботиться о том, чтобы его граждане знали законы страны. Ведь действует презумпция знания закона! В 1995 году был принят хороший Указ Президентом РК «О правовом всеобуче». Там были предусмотрены конкретные формы и методы организации правового всеобуча. Судьба этого указа сегодня неизвестна. За прошедшие 15 лет произошли кардинальные изменения в жизни страны, обновилось и усложнилось действующее законодательство. Значение правовых знаний для населения в этих условиях многократно возросло. Сегодняшняя ситуация требует разработки и утверждения специальной государственной программы правового просвещения населения, рассчитанной на ближайшие 5-6 лет. Или необходимо учредить общереспубликанскую массовую бесплатную газету под названием «Правовые знания каждому», где выступали бы ученые-юристы и юристы-профессионалы с научно-популярными статьями, с комментариями к новым законам, со статьями, показывающими на конкретных примерах положительные результаты применения действующих законодательных норм, с ответами и разъяснениями на вопросы читателей на юридическую тематику и т.д. Такая газета, безусловно, сыграла бы большую роль в формировании и правовой культуры населения. В этом смысле хорошим примером можно назвать казахстанскую медицинскую научно-популярную газету «Эксперт здоровья», которая выходит два раза в месяц тиражом 200 тысяч экземпляров и распространяется бесплатно через аптечные сети.

Значение зрелого конституционного правового сознания трудно переоценить. Оно служит важнейшим идеологическим источником права республики, мощным фактором повышения качества и эффективности действующего законодательства, реализации принципа верховенства Конституции и законов в деятельности всех субъектов права. Огромна роль конституционного правосознания в процессе применения норм Конституции и текущих законов, особенно при толковании их.

И официальное, и доктринальное толкование норм законов тогда достигает цели, когда оно осуществляется исходя из идей, принципов Конституции. В этом отношении исключительно велико значение толкования норм Конституции конституционным советом. В нормативных постановлениях конституционного совета конституционное правосознание находит свое концентрированное выражение. Жаль только, что нормативные постановления конституционного совета, его правовые позиции доводятся до сведения публики совершенно недостаточно. Я поддерживаю мнение профессора С.Ф. Ударцева, который предложил («Юридическая газета», 09.09.2009 г.) увеличить число субъектов, имеющих право обращаться к Конституционному совету, включив Уполномоченного по правам человека и Ассамблею народа Казахстана. Если такое предложение будет принято, то это позволит получать от Конституционного совета значительно больше официальных толкований норм Конституции, чем в настоящее время, что, в свою очередь, способствовало бы более широкому распространению знаний об Основном законе республики. Значение конституционного правосознания также огромно, как мощный идеологический фактор, способный консолидировать все слои населения, обеспечивать социально-политическую стабильность, межэтническое и межконфессиональное согласие и сотрудничество в условиях, когда допускается политическое и идеологическое многообразие в обществе. Конституционное правосознание поможет всем гражданам, независимо от их социального, религиозного, служебного положения, политической и национальной принадлежности, единообразно понимать и соблюдать нормы Конституции. В этом смысле конституционное правосознание можно считать важным компонентом национальной идеи Казахстана. Как мы уже отметили, в формировании и упрочении конституционного правосознания велика роль положений Конституции, которыми закрепляются основы конституционного строя республики. Эти положения служат политико-правовым фундаментом всех других разделов Конституции, нормы которых не могут противоречить основам конституционного строя, определяющим смысл и предназначение всей Конституции. В нашем Основном законе, к сожалению, положения, относящиеся к основам конституционного строя, обозначены понятием «Общие положения», что совершенно не соответствует содержанию и значению Конституции. Это все равно, как если бы Национальный технический университет имени К.И. Сатпаева назвать профтехучилищем имени Сатпаева. Понятие «Общие положения» применимы только к текущим законам. Между тем понятие «конституционный строй» четыре раза использовано в тексте Основного закона страны.

Так, ст. 5 гласит: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение Конституционного строя». В ст. 12 сказано: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно … посягать на конституционный строй и общественную нравственность». В ст. 20 говорится: «Не допускается пропаганда или агитация насильственного изменения Конституционного строя». И, наконец, в ст. 39 указано: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя». И систематический, и телеологический, и функциональный анализ текста Конституции республики приводит нас к логическому выводу о том, что раздел 1 Основного закона следовало бы назвать «Основы конституционного строя». Такое понимание содержания 1-го раздела Основного закона позволит более адекватно, более содержательно понимать место и значение Конституции в жизни и общества, и государства, и каждого гражданина, что очень ценно для формирования и упрочения конституционного правосознания.

Кстати, понятие «основы конституционного строя» было использовано в Конституции РК 1993 года. Непонятно, какими высокими соображениями руководствовались составители ныне действующей Конституции, отказавшись от указанного фундаментального для Основного закона понятия.

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz