Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Роскомнадзор намерен поставить онлайн-СМИ под автоматический контроль

Дата: 09 апреля 2011 в 16:41

Роскомнадзор намерен поставить онлайн-СМИ под автоматический контроль

 

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) объявила открытый конкурс на разработку и поставку программно-аппаратного комплекса контроля публикаций интернет-СМИ — стоимость проекта чиновники оценили в 15 миллионов рублей, сообщил РИА Новости помощник руководителя Роскомнадзора Михаил Воробьев.

Как пояснил Воробьев, система, которую ведомство рассчитывает внедрить в текущем году, создается для того, чтобы автоматически выявлять признаки нарушения российского законодательства как в публикациях зарегистрированных онлайн-СМИ, так и в комментариях читателей к этим публикациям, в том числе на форумах онлайн-СМИ.

По словам Воробьева, необходимость внедрения системы обусловлена положениями закона «О средствах массовой информации» и постановлением пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 года, согласно которому СМИ должны удалять или редактировать противоправные читательские комментарии только после их выявления Роскомнадзором и соответствующего обращения этого ведомства в редакцию. Без специальных программных средств осуществлять действенный контроль за текстами читательских комментариев, размещенными на страницах онлайн-СМИ, затруднительно, говорит Воробьев.

С внедрением новой системы Роскомнадзор, который в настоящее время осуществляет мониторинг онлайн-СМИ вручную (с использованием общедоступных инструментов интернет-поиска), рассчитывает повысить оперативность реагирования на нарушения действующего законодательства о СМИ.

По замыслу заказчика, программно-аппаратный комплекс контроля интернет-СМИ будет предоставлять Роскомнадзору автоматически сгенерированные отчеты о результатах круглосуточного автоматизированного мониторинга публикаций изданий, зарегистрированных в качестве онлайн-СМИ.

Используя обновляемые тезаурусы ключевых слов и выражений, система должна в реальном времени автоматически информировать операторов о признаках нарушения законодательства о СМИ на сайтах интернет-изданий. В число требований к системе, установленных техническим заданием, входит возможность обработки текстовых документов различных форматов, а также графических, аудио — и видеоматериалов. Предусмотрен контроль материалов на предмет соответствия формальным требованиям, ограничивающих их распространение — как, например, в случае контента, не предназначенного для детей.

Системе предстоит выявлять неочевидные признаки нарушения законодательства, а именно призывы к осуществлению террористической деятельности или насильственному изменению основ конституционного строя; материалы, возбуждающие расовую, социальную, национальную или религиозную рознь; материалы, препятствующие осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушающие тайну голосования; материалы, препятствующие законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений; материалы, пропагандирующие и публично демонстрирующие нацистскую атрибутику или символику; материалы с публичным заведомо ложным обвинением федеральных и региональных чиновников в совершении преступлений в период исполнения своих должностных обязанностей; материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости, и т.д. (Эти формулировки также взяты из технического задания).

Мало того, система должна будет отслеживать распространение в онлайн-СМИ информации о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств и психотропных веществ. Отдельной строкой упоминается распространение в средствах массовой информации при освещении контртеррористической операции сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей.

Программно-аппаратный комплекс должен также сообщать операторам об использовании в файлах и программах визуализации текстов, опубликованных в СМИ, «скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье». Как пояснил Воробьев, внедрение такого функционала обусловлено требованиями закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступит в силу 1 сентября 2012 года (а возможно, и 1 сентября 2011 года).

Согласно этому закону, любая информация, в том числе размещенная в интернете, должна иметь возрастную маркировку (знак информационной продукции) с целью оградить детей от материалов, способных травмировать психику. «Сейчас требования к знаку информационной продукции (маркировке) не определены. Это будет сделано соответствующим техническим регламентом. В связи с тем, что технический регламент не принят, в технические требования к программно-аппаратному комплексу для Роскомнадзора заложено максимальное количество возможных вариантов, чтобы избежать дорогостоящего обновления программного обеспечения после принятия регламента», — отметил Воробьев.

При выявлении признаков нарушения законодательства в результате анализа контента онлайн-СМИ с помощью обновляемых словарей ключевых слов и выражений система должна сформировать отчет, содержащий копию текста, его фрагмента, графического, аудио — или видеоматериала и (или) ссылку на данный материал. Оператор осуществляет первичный контроль, прочитывая отчеты системы, и направляет их специалистам для принятия решения о нарушениях действующего законодательства со стороны СМИ.

Техническое задание Роскомнадзора предусматривает наличие в программно-аппаратном комплексе «хранилища спорных текстов, графических и аудио-, видеоматериалов, размещенных в интернет-СМИ и (или) ссылок на источники размещения данных материалов, а также хранилища признанных нарушающими законодательство аналогичных материалов и (или) ссылок на них».

При принятии специалистами решения об отсутствии в публикации или комментарии признаков нарушения законодательства Российской Федерации, копия текста, фрагмента текста, графического или аудио-, видеоматериала помечается специальным маркером, который в дальнейшем учитывается системой мониторинга.

Поделиться подробностями о работе системы Воробьев отказался, заявив, что детали реализации проекта зависят от конкретных предложений участников конкурса.

По мнению Льва Матвеева, генерального директора российской компании-разработчика средств информационной безопасности SearchInform, создание системы мониторинга онлайн-СМИ для Роскомнадзора не составит большого труда. Однако использование подобных систем с целью выявления на сайтах онлайн-СМИ признаков нарушения законодательства представляется Матвееву не слишком эффективным, поскольку приведет ко множеству ложных срабатываний (например, когда слово «насилие» употреблено в контексте, не содержащем призывов к насилию) и не сможет значительно снизить объем «ручной» работы по мониторингу интернет-изданий.

Сумму в 15 миллионов рублей, которую Роскомнадзор готов заплатить разработчикам программно-аппаратного комплекса, Матвеев назвал «более чем достаточной» за подобный продукт, но отметил, что его оценка может измениться в зависимости от детализации заказчиком требований к проекту.

«Принять участие в этом конкурсе мог бы «Яндекс», у которого есть технические возможности для разработки такой системы, но он вряд ли будет этим заниматься», — заявил Матвеев, добавив, что, возможно, в конкурсе поучаствует и SearchInform.

Конкурсная документация должна быть предоставлена участниками конкурса до 15 апреля 2011 года, а 21 апреля Роскомнадзор подведет итоги рассмотрения заявок. Роскомнадзор планирует получить от заказчика готовую систему мониторинга онлайн-СМИ до 15 августа 2011 года, а до 15 декабря закончить ее тестирование.

По данным ведомства, в России к настоящему времени насчитывается 5,3 тысячи зарегистрированных онлайн-СМИ.

 

Дмитрий Родин

 

 

1. Основные понятия, используемые в настоящих технических требованиях.

В настоящих технических требованиях используются следующие основные понятия:

программно-аппаратный комплекс контроля информационно-коммуникационной сети Интернет (ПАК) – автоматизированный программно-аппаратный комплекс, предназначенный для круглосуточного контроля интернет-СМИ и информационной продукции размещенной в информационно-коммуникационной сети Интернет на предмет соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации;

интернет-СМИ – зарегистрированные средства массовой информации, распространяемые в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

информационная продукция – информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

заказчик – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

исполнитель – определяется по результатам открытого конкурса.

 

2. Постановка проблемы

2.1. Актуальность выполнения проекта

Предметом государственного контракта является разработка и поставка в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций программно-аппаратного комплекса контроля информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее ПАК).

Обеспечение требований к оперативности реагирования на нарушения действующего законодательства Российской Федерации, при расширении возможностей сферы массовых коммуникаций и информационных технологий, приводит к необходимости значительного увеличения контролируемых информационных источников, в том числе интернет-СМИ, и оперативной обработки большого объема информации.

Законодательная основа выполнения проекта:

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации»;

Положение «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», утвержденное постановлением Правительство Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228;

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

 

2.2. Цели и задачи

2.2.1. Разработка и поставка ПАК для автоматизированного круглосуточного контроля интернет-СМИ и информационной продукции на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации.

Своевременная и качественная подготовка и представление информационных отчетов о результатах контроля, с целью осуществления возложенных на Роскомнадзор функций контроля и надзора в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций.

2.2.2. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

поставка ПАК;

доработка систем ПАК в соответствии с частным техническим заданием для обеспечения автоматизированного круглосуточного контроля интернет-СМИ и информационной продукции;

обеспечение функционирования и техническая поддержка ПАК.

3. Общие требования

3.1. Общие требования к составу поставляемого оборудования и системного программного обеспечения ПАК

3.1.1. Оборудование, входящее в состав ПАК, должно быть работоспособным и обеспечивать предусмотренную производителем функциональность. В состав поставляемого оборудования должно быть включено необходимое для работы сертифицированное программное обеспечение.

3.1.2. Оборудование ПАК должно соответствовать техническим требованиям данной конкурсной документации или превосходить их. Предлагаемое решение должно интегрироваться с существующими у заказчика информационными системами.

3.1.3 В состав оборудования ПАК в том числе должно входить:

рабочее место администратора;

2 (два) рабочих места операторов;

оборудование обеспечения бесперебойного питания.

3.1.4. Поставляемое в составе ПАК оборудование и программное обеспечение, должно быть сертифицированным и лицензионным, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.1.5. Подготовка выделенных помещений, монтаж оборудования ПАК и пусконаладочные работы осуществляются после согласования с заказчиком состава оборудования и места его размещения.

3.1.6. ПАК должен быть обеспечен следующими эксплуатационными документами:

§         формуляр либо технический паспорт (с указанием гарантийных обязательств и порядка гарантийного обслуживания);

§         рабочая документация;

§         эксплуатационная документация (включая руководство по эксплуатации);

§         программа и методика испытаний.

3.1.7. Эксплуатационные документы должны быть выполнены на бумажном и электронном носителях, на русском языке. Не допускается поставка документации в виде ксерокопий.

ПАК должен удовлетворять следующим требованиям:

3.2.1. ПАК должен состоять из следующих систем:

система постановки задач на проведение контроля интернет-СМИ и информационной продукции;

система контроля интернет-СМИ и информационной продукции;

система анализа выявленных материалов на соответствие действующему законодательству Российской Федерации;

система формирования отчетов;

система работы со словарями и базами данных.

3.2.2. Оповещение оператора об обнаружении материалов интернет-СМИ с признаками нарушения действующего законодательства Российской Федерации должно проводиться в реальном масштабе времени. Форма представления обнаруженных материалов и отчетов согласовывается с заказчиком.

§         3.2.3. Система работы со словарями и базами данных должна позволять вносить изменения и дополнения в базы данных, словари, хранилища материалов, применяемые в ПАК.

3.2.4. Система формирования отчетов должна автоматически формировать отчеты об обнаруженных материалах, сохранять информацию о найденных материалах в личных папках операторов и общих базах данных ПАК.

3.2.5. ПАК должен обеспечивать режим работы без ограничения количества одновременно работающих операторов, в том числе с использованием удаленного доступа к ПАК через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

3.2.5. Контроль материалов интернет-СМИ и информационной продукции должен предусматривать возможность обработки текстовых документов различных форматов, графических и аудио-, видеоматериалов, в том числе возможность анализа информационной продукции на предмет соответствия требованиям по ее маркировке и распространению, а также технологических, программных и лингвистических параметров интернет-сайтов.

 

3.2.6. Система постановки задач на проведение контроля интернет-СМИ и информационной продукции должна позволять вести контроль материалов интернет-СМИ и информационной продукции, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в заданный промежуток времени.

3.2.7. Система постановки задач на проведение контроля интернет-СМИ и информационной продукции должна позволять на рабочем месте оператора ПАК формировать персональные дополнительные категории поиска для анализа обнаруженных материалов.

3.3.1 Техническая поддержка ПАК оказывается исполнителем для обеспечения круглосуточного бесперебойного функционирования ПАК.

3.3.2. Оборудование и программное обеспечение, входящие в состав ПАК должны гарантированно обеспечивать работоспособность ПАК.

3.3.3. Техническая поддержка оказывается в рабочие дни с 9:00 до 18:00 (время московское).

 

4. Требования информационной безопасности

 

ПАК не должен являться информационной системой персональных данных.

Доступ к функциональным возможностям ПАК должен быть ограничен правами доступа. Права доступа должны делиться на 3 (три) категории:

администратор ПАК;

оператор ПАК;

пользователь ПАК.

Права доступа должностным лицам устанавливает администратор ПАК.

Администратор ПАК должен иметь доступ ко всем системам ПАК, в том числе к возможности вносить изменения в словари и базы данных.

Оператор ПАК должен иметь доступ ко всем системам ПАК, кроме возможности вносить изменения в словари и базы данных.

Пользователь ПАК должен иметь доступ к просмотру отчетов.

 

5. Назначение и специфические требования к системе контроля интернет-СМИ и информационной продукции

 

5.1. Выявление материалов размещенных в интернет-СМИ, содержащих признаки нарушения действующих требований законодательства Российской Федерации, а именно:

распространение материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм;

распространение материалов, содержащих призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации;

распространение материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную рознь;

распространение материалов, пропагандирующих исключительность, превосходство либо неполноценность человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

распространение материалов, нарушающих права, свободы и законные интересы человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

распространение материалов, препятствующих осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушающих тайну голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

распространение материалов, препятствующих законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

распространение материалов, пропагандирующих и публично демонстрирующих нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

распространение материалов с публичными призывами к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

распространение материалов с публичным заведомо ложным обвинением лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, являющихся преступлением;

распространение материалов, содержащих подстрекательство к осуществлению указанных деяний;

распространение других экстремистских материалов;

распространение материалов, пропагандирующих порнографию;

распространение материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости;

распространение в средствах массовой информации, сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганды каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;

распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена;

распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами;

распространение в средствах массовой информации при освещении контртеррористической операции сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей;

использование в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

5.2. Система контроля интернет-СМИ должна включать в себя:

базу данных интернет-СМИ;

словари, содержащие слова и выражения, которые могут послужить основанием для квалификации нарушений законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации;

хранилище спорных текстов, графических и аудио-, видеоматериалов, размещенных в интернет-СМИ и (или) ссылок на источники размещения данных материалов;

хранилище текстов, графических и аудио-, видеоматериалов и (или) ссылок на источники размещения данных материалов, признанных нарушающими требования законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Система контроля интернет-СМИ должна круглосуточно, в режиме реального времени, проводить анализ материалов интернет-СМИ, находящихся в базе данных интернет-СМИ, при помощи словарей, содержащих слова и выражения, на предмет выявления признаков нарушения действующего законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

При выявлении ПАК признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации, формируется отчет, содержащий копию текста, фрагмента текста, графического или аудио-, видеоматериала и (или) ссылку на данный материал.

Оператор обрабатывает поступающие отчеты и направляет материалы специалистам для принятия решения о наличии в них нарушений действующего законодательства Российской Федерации.

При принятии специалистами решения о наличии факта нарушения требований законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, копия текста, фрагмента текста, графического или аудио-, видеоматериала помещается в хранилище текстов, графических и аудио-, видеоматериалов, размещенных в интернет-СМИ, признанных нарушающими требования законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

При принятии специалистами решения об отсутствии факта нарушения требований законодательства Российской Федерации, копия текста, фрагмента текста, графического или аудио-, видеоматериала помечается специальным маркером, исключающим повторное направление данного материала специалистам для принятия решения.

При направлении материалов в хранилище спорных текстов, графических и аудио-, видеоматериалов размещенных в интернет-СМИ, ПАК сравнивает материалы с отмаркированными материалами признанными не нарушающими законодательства, для исключения таких материалов из хранилища спорных текстов, графических и аудио-, видеоматериалов.

При формировании отчетов, ПАК сравнивает материалы с материалами, содержащимися в хранилище текстов, графических и аудио-, видеоматериалов, размещенных в интернет-СМИ, признанных нарушающими требования законодательства и при совпадении материалов формируется отчет содержащий имена доменов, на которых размещены материалы.

ПАК должен обеспечивать быстрый поиск по хранилищам текстов, графических и аудио-, видеоматериалов, формирование отчетов с выходными данными СМИ, именами доменов на которых размещены материалы, выделенными фрагментами текстов, иметь возможность сортировать выявленные материалы по видам нарушений.

ПАК должен взаимодействовать с информационной системой ЕИС Роскомнадзора с целью поддержания в актуальном состоянии базы данных интернет-СМИ и передачи отчетов, содержащих сведения об интернет-СМИ, материалы которых признаны нарушающими действующее законодательство Российской Федерации.

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz

Читайте также