Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Ваши проблемы!

Дата: 09 апреля 2011 в 22:00

Для того чтобы принять участие в банковской конференции, вовсе необязательно ехать в Москву – доказано издательским домом «Регламент-Медиа», выпускающем десяток специализированных банковских журналов. Сотрудники банков по всей стране виртуально присоединились к онлайн-трансляции практической конференции «Риск-ориентированный внутренний контроль в банке: обеспечение непрерывности деятельности и внедрение мер по снижению риска».

Зачем банку нужен внутренний контроль, «на пальцах» объяснил начальник отдела управления по организации инспекционной деятельности Банка России Виталий Зайцев. По его мнению, внутренний контроль – это вовсе не дань моде и не каприз регулятора, это суровая правда жизни. Чиновников, желающих давить и контролировать банки, сегодня в России около десяти мастей. Какой из контрольных органов может буквально за минуту росчерком пера остановить деятельность банка?

Налоговая инспекция? Вторая попытка. Банк России? Господь с вами, разве можно без веских на то оснований? А вот пожарные – запросто. Недосчитались огнетушителей и заклеили крест-накрест красивые банковские двери. И таких государственных служб, которые вроде и не имеют на деятельность банка реального экономического воздействия, но кровь пьют много и с удовольствием – достаточно и без пожарных. Эксперт уверен, что внутренний контроль должен избавлять банк от всех неприятностей, связанных с надзором.

Но при этом следует помнить, что проверка Банком России затевается вовсе не для того, чтобы почитать внутренние положения, под копирку переписанные с нормативных документов, ведь при желании всегда можно найти, к чему придраться. Внутренний контроль должен эффективно работать на собственника банка, а не существовать сам по себе ради галочки.

«Почему внутренний контроль в банках, несмотря на всю свою значимость, является пасынком? Остается неприятный осадок. Если посмотреть банковское законодательство, то главное – стабильность рубля и платежная система. А про внутренний контроль ни полслова, как и о миссии и роли права собственника в организации банковской деятельности», — заметил Зайцев.

Пока права банковского собственника не защищены, ему при банкротстве гораздо выгоднее растащить остатки активов, потому что в противном случае ему ничего не достанется, потому что он в очереди кредиторов самый последний. Между тем, законодательство любой страны ориентировано на защиту интересов собственника. И первый «Базель» на этом построен. Однако, по мнению чиновника из Банка России, тупо копировать зарубежный внутренний контроль и пересаживать его на нашу российскую почву нельзя. Ну, или можно, но с большими оговорками, как пальмы в Красноярске. Российская банковская система мала еще для таких экспериментов, которые развитые экономики давно уже почувствовали на своей шкуре. «Это все равно что дать пятилетнему мальчишке, который еще не вырос из коротких штанишек, взрослый костюм от Кардена», — резюмировал Виталий Зайцев.

В идеале служба внутреннего контроля в банке должна быть буфером между собственником кредитной организации и Центробанком. Основная задача внутреннего контроля – предупредить собственника о проблемах, чтобы он видел, что у него происходит не только под носом, но и на пару шагов вперед. И найти контакт с регулятором, исполняя роль третейского судьи. По мнению экспертов, чем больше у банка пересекающихся направлений деятельности, тем быстрее будут выявляться риски.

По мнению руководителя программы сертификации  и члена совета Института внутренних аудиторов Дениса Малыхина, работающего в Россельхозбанке, спасение утопающих – дело рук их самих. Он рекомендует банкам быстрее строить плоты и мосты, помня о том, что самоцелью является не контроль, а развитие бизнеса. У каждого банка свой путь, так зачем же слушаться указаний регулятора и делать систему внутреннего контроля одинаковой везде до мельчайших деталей?

«Россия  — не родина слонов в разработке систем внутреннего контроля. Мы не можем изобрести ничего нового, мы идем по уже открытому фарватеру развитых экономик и натыкаемся на те же пороги и мели, которые нормальные экономики уже прошли», — констатировал эксперт.

Заместитель директора департамента по консультационной практике компании ФБК Роман Кенигсберг рассказал свежий пример из практики, как буквально на днях один из банков потерял за полчаса полмиллиона рублей только потому, что заболело двое сотрудников. Речь идет о людях, которые всего лишь контролировали время обеденного перерыва. Без контроля клерки позволили себе обеденный перерыв на полчаса дольше обычного, и по его расчетам, это время стоило банку около 500 тыс. рублей.

Говоря о системах внутреннего контроля в региональных банках, эксперт привел еще один пример о том, что в одном из них есть даже план действий на случай падения уровня воды в местной реке. Основное занятие в той местности – лесосплав, и если «воды убыла», значит, у лесопромышленников не будет сбыта, и они задержат платежи по кредитам.

Член комитета по стандартам качества Ассоциации российских банков Юлия Чугуева предложила зайти на сайт АРБ и скачать там специально разработанный стандарт в сорок листов для внутреннего контроля. «Мы учли всю нашу нормативную документацию и всю международную практику и объединили в систему, которая будет эффективна для всех. Типового плана быть не может, но на основе этого стандарта каждый банк сможет создать именно то, что ему необходимо», — сообщила она.

Главное в стандарте – рубежи обороны, обеспечивающие непрерывность работы. Что бы ни случилось, есть меры экстренного реагирования на инцидент, и каждый сотрудник знает, куда ему в этом случае бежать, и в нештатной ситуации все действуют на автопилоте. А самое ценное – возможность формирования в банке «пожарной команды» на все случаи жизни, которая сможет в кризисной ситуации возглавить управление непрерывностью бизнес-процессов.

По сообщению сайта Банкир.ру