Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Система защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами: вчера и сегодня /Н. Шаповалова, юрист/

Дата: 11 апреля 2011 в 13:40

Система защиты прав на объекты

интеллектуальной собственности

таможенными органами:

вчера и сегодня

 

В связи с началом функционирования ТС появилась возможность защиты объектов интеллектуальной собственности на уровне ТС, однако для этого правообладатели должны позаботиться об охране своих объектов интеллектуальной собственности в России, Казахстане и Белоруссии одновременно. Юрист Н. Шаповалова обосновывает свою точку зрения.

 

Защита прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами является очень важной, поскольку позволяет избежать выпуска товаров, нарушающих исключительные права, в гражданский оборот, последующее изъятие которых связано со значительными затратами со стороны государства и правообладателя. Система защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами действует в Республике Казахстан более семи лет, и с момента ее введения она значительно изменилась.

Первые значительные изменения системы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности были приняты Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Республики Казахстан» от 8 декабря 2009 г. (введен в действие 25 декабря 2009 г.). Второй этап изменений указанной системы, который мы проходим в настоящий момент, связан с началом функционирования Таможенного союза между Казахстаном, Белоруссией и Россией и приведением систем защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными мерами стран-участниц в соответствие с Таможенным кодексом союза. В настоящий момент в Казахстане система защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами регламентируется, помимо таможенного законодательства ТС, также введенным 1 июля 2010 г. Кодексом РК «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 30 июня 2010 г. № 296-IV.

В настоящей статье мы проведем сравнительный анализ трех систем защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами: 1) действующей до введения в действие закона, 2) действующей в соответствии с Таможенным кодексом РК от 5 апреля 2003 г. № 401-II с изменениями, внесенными законом, и 3) действующей в соответствии с Кодексом о таможенном деле и таможенным законодательством ТС. А также кратко опишем, какие действия в настоящий момент должен предпринимать правообладатель объекта интеллектуальной собственности, чтобы воспользоваться таможенными мерами защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

Прежде всего необходимо определить, что в настоящий момент считается контрафактным товаром. Если в соответствии с редакцией Таможенного кодекса, действующей до введения в действие закона, контрафактным товаром назывались товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, созданные и (или) перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан с нарушением прав правообладателя. В последующем закон изменил это положение, и до введения в действие Кодекса о таможенном деле контрафактными считались только товары, незаконно произведенные, т.е. закон исключил преследование т.н. «параллельного импорта». В настоящий момент ни Кодекс о таможенном деле, ни Таможенный кодекс союза не содержат прямого указания о преследовании параллельного импорта, имеет место следующая достаточно размытая формулировка: «Если при совершении таможенных операций … таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается…». Такие признаки нарушения прав интеллектуальной собственности ни Кодекс о таможенном деле, ни Таможенный кодекс союза не расшифровывают. Однако, поскольку нет прямого ограничения на преследование параллельного импорта, полагаем, что Кодекс о таможенном деле предусматривает, что контрафактным товаром является как незаконно произведенный товар, так и незаконно ввезенный. Отметим, что отдел по контролю за объектами интеллектуальной собственности Комитета таможенного контроля РК подтвердил, что товарами с нарушением прав интеллектуальной собственности являются как незаконно произведенные, так и незаконно ввезенные товары. Казахстану пришлось вернуться к старой системе определения контрафактного товара прежде всего потому, что создание ТС предполагает унификацию нормативно-правовых актов, а в других странах ТС, в частности, в России, параллельный импорт преследуется.

Следующий вопрос – защита каких объектов интеллектуальной собственности находится в компетенции таможенных органов РК. Первоначально, до принятия закона, таможенные органы защищали все объекты интеллектуальной собственности. Закон же ограничил круг объектов интеллектуальной собственности товарными знаками, объектами авторского права и смежных прав. Эта линия была поддержана Кодексом о таможенном деле. Ранее трудности вызывал контроль за перемещением товаров, содержащих, например, права на изобретение, полезную модель или селекционное достижение, поскольку в данном случае по внешним признакам определить, нарушает ли товар права интеллектуальной собственности или нет, нельзя. В отношении таких товаров можно бороться только с несанкционированным ввозом.

После вступления в действие закона таможенные органы в деле защиты прав на объекты интеллектуальной собственности получили право приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, независимо от того, внесены такие товары в Таможенный реестр товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности или нет. Так называемый режим «ex-officio». Указанное полномочие таможенных органов остается и в соответствии с Кодексом о таможенном деле. Указанный режим предполагает, что приостановление выпуска товаров, потенциально нарушающих права интеллектуальной собственности, может иметь место независимо от того, внесены ли товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, в Таможенный реестр или нет. Однако после того как правообладатель объектов интеллектуальной собственности, чьи права предположительно нарушены, будет уведомлен об имевшем место приостановлении, указанный должен в течение определенного времени начать процедуру внесения товаров в Таможенный реестр. В ином случае таможенный орган отменит решение о приостановлении выпуска товаров и произведет таможенное декларирование товаров.

Отметим, что описанный режим «ex-officio» достаточно сложен в применении. Это связано с тем, что первоначальное приостановление выпуска товаров основано на сравнении декларируемых товаров с признаками оригинальных товаров, которые представлены правообладателем объектов интеллектуальной собственности при внесении товаров в Таможенный реестр. Описание признаков оригинальных товаров из общедоступных источников получить практически невозможно. В некоторых случаях производитель использует также и скрытые признаки отличия от контрафактной продукции, т.к. нарушители научились искусно подделывать товары.

Даже при ограниченном списке товаров, который подлежал проверке, можно было говорить о некоторых трудностях в работе системы таможенной защиты прав интеллектуальной собственности в Казахстане, поскольку процесс выявления контрафактного товара является достаточно сложным. Режим «ex-officio» будет эффективен в борьбе с товаром с нарушением прав интеллектуальной собственности, который имеет очевидные признаки. Например, спортивные товары, маркированные товарным знаком «Adibas», вместо «Adidas», или DVD-диски, на которых записано 10 фильмов сразу, что обычно не делают правообладатели аудиовизуальных произведений.

В связи с этим правообладатели не должны полагаться исключительно на таможенные органы даже в том случае, когда товар внесен в Таможенный реестр. Правообладатели должны продолжать отслеживать случаи нарушения своих прав и сообщать о таковых таможенным органам, чтобы последние были более внимательны при осуществлении таможенного оформления.

Отметим, что с вступлением в ТС Казахстан принимает меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (объекты авторского права, смежных прав и товарные знаки), не только внесенные в Таможенный реестр Казахстана или охраняемые на территории Казахстана (в соответствии с режимом «ex-officio»), но также внесенные в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств – членов ТС, так и не внесенные в него.

Единый таможенный реестр не является реестром, который включает в себя таможенные реестры государств – участников ТС. В него вносятся товары независимо от национальных таможенных реестров. Особенность его состоит в том, что в Единый таможенный реестр включаются объекты интеллектуальной собственности, подлежащие охране в каждом из государств – членов ТС, т.е. одновременно в Казахстане, Белоруссии и России.

Открытым остается вопрос, будут ли защищаться, например, в Казахстане объекты интеллектуальной собственности, охраняемые в России и Белоруссии, но не охраняемые в Казахстане. Ни Таможенный кодекс союза, ни Кодекс о таможенном деле не дают на этот вопрос однозначного ответа. Этот вопрос возникает в связи с формулировкой п. 2 ст. 436 Кодекса о таможенном деле: «Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза, а также не включенные в такие таможенные реестры». Не включенные в Единый таможенный реестр объекты интеллектуальной собственности, но охраняемые на территории всех стран – членов ТС будут охраняться таможенными органами РК, т.к. они потенциально могут быть внесены в Единый таможенный реестр. Что же в отношении объектов интеллектуальной собственности, охраняемых, например, только в России? Они и не могут быть внесены в Единый таможенный реестр. Полагаем, что такие будут защищаться только российскими таможенными органами, а казахстанские таможенные органы не будут распространять свою защиту на объекты, которые не охраняются в Казахстане.

Таким образом, страны – члены ТС отказались от применения схемы, предусмотренной ст. 10 Правил таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, утвержденных решением Совета глав правительств СНГ 28 сентября 2001 г., которой предусмотрено: «По соглашению между центральными таможенными органами Сторон таможенные органы одной Стороны могут осуществлять в рамках своей компетенции защиту прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, внесенные в Реестр центрального таможенного органа другой Стороны». Указанные правила не предусматривают, что право на объект интеллектуальной собственности должно действовать и в государстве, в котором дополнительно испрашиваются таможенные меры защиты.

Если говорить о процедуре внесения товаров в Единый таможенный реестр. Заявление о внесении товаров в Единый таможенный реестр подается в центральный таможенный орган одного из государств – членов ТС. Перечень документов, который необходим для включения объектов интеллектуальной собственности в Единый таможенный реестр, унифицирован с перечнем документов, которые требуются, в частности, для внесения в Таможенный реестр Казахстана (смотрите такой перечень ниже). Отличается только страховая сумма договора страхования ответственности правообладателя объектов интеллектуальной собственности за причинение имущественного вреда декларанту. Она должна быть не менее 10 000 (десяти тысяч) евро. И предоставляется такой договор в течение одного месяца после принятия решения о включении товаров в Единый таможенный реестр, а не при подаче документов для внесения товаров в Единый таможенный реестр.

Теперь вернемся к Таможенном реестру Казахстана. Что касается порядка включения в него товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, процедуры приостановления выпуска товаров, внесенных в Таможенный реестр, процедуры приостановления выпуска товаров, не внесенных в Таможенный реестр (по сравнению между Кодексом о таможенном деле и изменениями внесенными законом) – они не изменились.

Так, для включения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в Таможенный реестр Казахстана необходимо следующее, помимо заявления о защите прав на объекты интеллектуальной собственности:

— информация об объектах интеллектуальной собственности (с приложением нотариально удостоверенных документов, подтверждающих право интеллектуальной собственности или право пользования объектами интеллектуальной собственности (например, лицензионный договор);

— описание товаров (позволяющее таможенным органам выявить товары с нарушением прав интеллектуальной собственности);

— обязательство заявителя о возмещении вреда декларанту и иным лицам, а также таможенным органам, который может возникнуть в связи с приостановлением выпуска товаров, в отношении которых предполагается, что они являются товарами с нарушением прав интеллектуальной собственности;

— договор страхования гражданско-правовой ответственности заявителя за причинение вреда другим лицам, страховая сумма которого не может быть менее 1000-кратного месячного расчетного показателя, или 1 314 000 (одного миллиона триста четырнадцати тысяч) на сегодняшний день;

— образцы оригинальных товаров (предоставляются по возможности).

Если говорить о приостановлении выпуска товаров, которые предположительно нарушают права интеллектуальной собственности, включенные в Таможенный реестр, то в случае если таможенные органы обнаружили признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 рабочих дней. Это срок может быть продлен еще на 10 рабочих дней. По истечении срока приостановления выпуска товаров выпуск таких возобновляется, за исключением случаев, если таможенному органу предоставлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо определение судьи о возбуждении гражданского дела по иску о нарушении прав интеллектуальной собственности. При представлении определения судьи о возбуждении гражданского дела по иску о нарушении прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности сроки приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, продлеваются до вступления в законную силу решения суда по иску.

Кодексом о таможенном деле, к сожалению, не предусмотрена упрощенная процедура признания перемещаемого через таможенную границу товара контрафактным и при согласии собственника – его уничтожения. В Европейском союзе, например, предусмотрена упрощенная процедура признания и уничтожения контрафактного товара при условии, что правообладатель предоставил письменное согласие собственника товара на уничтожение оформляемого последним товара, а также все признаки контрафактности налицо. Упрощенная процедура применяется и в том случае, если уничтожение товара производится за счет и под ответственность правообладателя, с сохранением таможенными органами экземпляров уничтоженного товара.

Приостановление выпуска товаров, в отношении которых есть подозрение, что они нарушают права интеллектуальной собственности, если такие не внесены в Таможенный реестр, происходит следующим образом. Таможенные органы, приостановив товар, в течение 24 часов предпринимают попытки по поиску места нахождения правообладателя. Если в течение этого периода таможенные органы не смогут найти правообладателя, то решение о приостановлении товара подлежит отмене. Правообладатель объектов интеллектуальной собственности после получения уведомления в течение трех рабочих дней с момента приостановления товара должен представить письменный ответ о принимаемых им мерах в отношении декларанта, а также письменное заявление о продлении срока приостановления выпуска товаров до 10 рабочих дней. В течение указанных 10 рабочих дней правообладатель должен предоставить таможенным органам следующие документы:

— определение судьи о возбуждении гражданского дела по иску о нарушении прав на объекты интеллектуальной собственности;

— обязательство о возмещении вреда декларанту и иным лицам, а также затрат таможенных органов, которые могут возникнуть в связи с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, – в случаях если решением суда будет определено, что товары не являются товарами с нарушением прав интеллектуальной собственности;

— письменные доказательства, подтверждающие обращение правообладателя в таможенные органы о включении указанных товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в Таможенный реестр.

В случае предоставления указанных документов таможенные органы приостанавливают выпуск товаров до вступления решения суда в законную силу. В ином случае таможенный орган отменяет решение о приостановлении выпуска товаров и производит таможенное декларирование товаров. При этом затраты, связанные с приостановлением выпуска товаров до десяти рабочих дней, возлагаются на правообладателя объектов интеллектуальной собственности.

Описанная процедура приостановления выпуска товаров, в отношении которых есть подозрение, что они нарушают права интеллектуальной собственности, в случае если такие объекты интеллектуальной собственности не внесены в Таможенный реестр, практически повторяет процедуру, описанную в Регламенте Европейского союза № 1383/2003 от 22 июля 2003 г. «О действиях таможенных властей в отношении товаров, подозреваемых в нарушении определенных прав интеллектуальной собственности, и мерах, подлежащих принятию против товаров, нарушающих такие права».

Отметим, что товары вносятся в Таможенный реестр Казахстана на срок не более двух лет, однако не более срока охраны объекта интеллектуальной собственности или не более срока договора страхования гражданско-правовой ответственности. В Казахстане страховые компании, занимающиеся страхованием ответственности правообладателя интеллектуальной собственности, заключают договоры страхования только на один год, следовательно, включение товаров в Таможенный реестр Казахстана осуществляется только на один год с последующим неограниченным продлением (учитывая только срок охраны объекта интеллектуальной собственности).

 

Изменение правового регулирования системы защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами

 

 Показатель/нормативно-правовой акт

Кодекс о таможенном деле

Таможенный кодекс РК от 5.04.2003 г. с поправками, внесенными законом

Таможенный кодекс РК от 5.04.2003 г. в редакции, действующей до введения в действие закона

Определение контрафактного товара

Произведенный и ввозимый без разрешения правообладателя товар

Произведенный без разрешения правообладателя товар

Произведенный и ввозимый без разрешения правообладателя товар

Режим «ex-officio»

Предусмотрен

Предусмотрен

Не предусмотрен

Защищаемые объекты интеллектуальной собственности

Товарные знаки,

объекты авторского права,

объекты смежных прав

Товарные знаки,

объекты авторского права,

объекты смежных прав

Все объекты интеллектуальной собственности: товарные знаки,

объекты авторского права,

объекты смежных прав,

изобретения,

полезные модели, промышленные образцы,

селекционные достижения

Процедура внесения товаров в Таможенный реестр

Без изменений

Процедура приостановления

Предусмотрена для двух режимов: в случае, когда товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, внесены в Таможенный реестр, а также когда такие не внесены

Предусмотрена для двух режимов: в случае, когда товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, внесены в Таможенный реестр, а также когда такие не внесены

Предусмотрена только для режима, когда товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, внесены в Таможенный реестр

Максимальный срок защиты

Без изменений, максимум 2 года (однако с учетом срока охраны объекта интеллектуальной собственности или срока действия договора страхования)

 

Делая вывод об особенностях действующей в настоящий момент системы защиты интеллектуальной собственности таможенными органами, следует отметить следующее.

Вновь преследуется параллельный импорт.

Сохранился режим приостановления выпуска товаров, в отношении которых есть подозрение, что они нарушают права интеллектуальной собственности, в случае если такие объекты интеллектуальной собственности не внесены в Таможенный реестр. Сохранился перечень объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых применимы таможенные меры защиты интеллектуальной собственности. В связи с началом функционирования ТС, появилась возможность защиты объектов интеллектуальной собственности на уровне ТС, однако для этого правообладатели должны позаботиться об охране своих объектов интеллектуальной собственности в России, Казахстане и Белоруссии одновременно.

 

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz