Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Вокруг цвета

Дата: 31 января 2013 в 10:53

В пространстве L.E.S. проходит выставка фотопроектов актуальных художников Елены и Виктора Воробьевых «Вокруг цвета. О социально-колористических отношениях». Работы творческого и семейного дуэта вряд ли украсят интерьер квартиры или офиса, однако благодаря меткому взгляду на реальность они уже давно и успешно представляют современное искусство Казахстана на международном уровне.

Проекты Воробьевых участвовали в двух Венецианских биеннале (в 2005 и 2009 году), работы художников находятся в коллекциях музеев современного искусства Антверпена, Прато, Москвы, а география их выставок простирается от стран СНГ и Европы до США и Австралии. Также широк и выбор техник, в которых работают Воробьевы – это живопись, графика, скульптура, объекты, фото, видео, инсталляции, акции… Театралы Алматы знают художников по декорациям к спектаклям театра «Артишок» – Back in the USSR и «Гагарин».

Выставка «Вокруг цвета» состоит из трех фотопроектов: «Казахстан. Голубой период», «Оранжевая эволюция» и «Забор». Социальную колористику художники открыли во время путешествия по провинциальным городам юга Казахстана. В 2002 году, участвуя в международном проекте «Нешелковый путь», они обратили внимание на декоративные барельефы с изображением голубых знамен, которые при Советском Союзе были красными. Это резкое перекрашивание бросалось в глаза, наглядно и ярко иллюстрировало смену эпох. Из более чем 100 фотографий, снятых в 2002–2005 годах, и родился проект «Казахстан. Голубой период». Первыми, в ковровой развеске на всю стену, его увидели посетители Венецианской биеннале. Казахстанская же премьера состоялась лишь сейчас – в весьма усеченном виде и спустя более 10 лет с начала работы над проектом. Подмеченное художниками повальное увлечение цветом «кок», которым окрашено все подряд, создает ощущение некого «проекта» в масштабе страны, а благодаря эффекту сравнения в совершенно неприметных фотографиях начинают читаться пласты смыслов. Елена Воробьева объясняет феномен популярности этого цвета подсознательным стремлением к ощущению общности и материализации «голубой мечты». Кстати, сейчас, как заметили художники, в Казахстане популярность набирает зеленый цвет, который считается цветом ислама. Социальная колористика может показаться чем-то метафизическим, однако примеры – налицо, при этом причины, по которым народ сам предпочитает тот или иной цвет, остаются загадкой.

Проект «Оранжевая эволюция» создан в 2008-м, в Тбилиси. Художники поймали момент, когда на площадь Руставели, где обычно проходят демонстрации, на «демонстрацию»-уборку вышли бабушки-дворничихи. При общем в мире дресс-коде дорожных рабочих, для нас привычней видеть в этой роли молодых мужчин, которые начинают с такой работы, а тут же, наоборот, почтенные бабушки – заканчивают. Надо сказать, что для Грузии, во многом благодаря знаменитой картине Пиросмани, дворник – фигура знаковая. Художники сделали увеличенные копии дворничих и устроили на площади перформанс с их картонными фигурами. Как сказала Елена Воробьева, сделав изображения черно-белыми и выделив только ярко-оранжевые жилеты, авторы пытались показать, как нивелирует личность такая работа. Наверное, каждый увидит свое, на мой взгляд, эти старые женщины олицетворяют квинтэссенцию прожитых ими лет даже в ч/б варианте, при этом обретая вид символов.

Художники называют себя ироническими реалистами. Самая лаконичная и говорящая работа в их стиле – «Забор». На окраине Алматы предприимчивый хозяин огородил свой двор щитами с изображением гербов республик Союза. Снимки 2003-го и 2012-го годов показывают перемены – где-то появилась ржавчина и хозяева подкрасили его, однако основа по-прежнему та же.

25 января прошла встреча с художниками в формате аrtist-talk. По их словам, в последние годы прервалось осмысленное развитие казахстанского контемпорари арт, нарушилась цикличность выставок, даже Бишкек в этом плане ушел гораздо дальше нас, однако есть надежда и желание эту ситуацию исправить. Выставка продлится до 13 февраля, вход на нее – свободный.

Что такое L.E.S.L.E.S. – это Local Experimental Society (местное экспериментальное сообщество). Под крышей этого пространства расположился целый креативный кластер, соединивший в себе коворкинг-центр (люди творческих профессий могут снимать здесь рабочее место), Фонд культурных инноваций, мастерские для художников, образовательный центр, тренинг-центр, библиотеку и антикафе (сюда можно прийти пообщаться и выпить кофе, не заказывая еду, а заплатив лишь за время пребывания). L.E.S. открылся в конце октября прошлого года и взял быстрый старт – события идут одно за другим. Огромный плюс пространства – расположение в центре города, на углу улиц Фурманова и Сатпаева.

По сообщению сайта КУРСИВъ