Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Производителям горячительного не до веселья

Дата: 16 апреля 2014 в 11:09

Производителям горячительного не до веселья

Индустрия алкогольных напитков продолжает снижать обороты: производство водки за 4 месяца текущего года снизилось на 40%, число активных производителей крепкой спиртосодержащей продукции к апрелю 2014 года упало на 35% — до 17. Рынок России для них по-прежнему закрыт. Спрос на пиво также падает.

В индустрии горячительных напитков из года в год ужесточают правила игры. 15 февраля 2014 года вступило в силу очередное нововведение. Правительство повысило минимальную розничную цену 1 литра крепких спиртосодержащих напитков с 640 до 1120 тенге. Цена вырастет до 1300 тенге в 2015 году и 1600 тенге в 2016 году. Как отреагировали рынки крепкого алкоголя и пива? Помочь найти ответ на этот вопрос помогли президент Ассоциации добросовестных производителей и продавцов алкогольной продукции «КазАлко» Амиржан Калиев и президент ТОО «Carlsberg Kazakhstan» Виктор Семак.

По данным «КазАлко», производство этилового спирта и водки с начала 2014 года снизилось на 15% и 40%, соответственно. Будучи знакомы с планами государства по повышению акцизных сборов, производители подготовили запас товара по старым акцизам в конце 2013 года. Пивного производства повышение акцизов не коснулось. Судить о косвенном влиянии нововведения на этот сегмент рынка можно будет не раньше окончания летнего сезона. В стоимостном выражении содержания чистого спирта водка по-прежнему удерживает позиции более доступного напитка в сравнении с пивом.

Согласно внутренней оценке пивного рынка, проведенного ТОО «Carlsberg Kazakhstan», в 2013 году его размер, вопреки ожиданиям, уменьшился по ряду основных причин. Во-первых, падение продаж через канал DIOT (разливное пиво на вынос) в связи с дождливой весной и прохладным летом 2013 года. Во-вторых, смещение вкусовых предпочтений младшей демографической группы потребителей пива в пользу энергетиков, слабоалкогольных коктейлей и виски под влиянием моды. В-третьих, законодательные ограничения, в числе которых запрет на продажу алкогольной продукции после 23.00 и запрет на производство алкогольной продукции в ПЭТ (пластиковая тара). В-четвертых, структурное изменение расходов потребителей, а именно: увеличение затрат на непродовольственные товары и рост кредитного рынка.

Количество предприятий по производству крепких напитков неуклонно снижается. Из зарегистрированных в 2007 году 52 предприятий по производству этилового спирта и водки к 2013 году осталось 39, из которых функционировали лишь 25-26. За 4 месяца 2014 года этот показатель снизился до 17–18 предприятий с загрузкой производственных мощностей 30-35%. Однако влияние цен на этот факт лишь косвенное. Основной причиной остается односторонняя торговля с Россией и изменение вкусовых предпочтений казахстанцев в пользу слабоалкогольной продукции. С 2007 по 2014 годы объем производства пива вырос в 2 раза при 30%-ном снижении производства крепкого алкоголя. Ожидается, что рост популярности слабоалкогольных напитков будет расти, и повышение акцизов на ликероводочную продукцию выступит катализатором процесса.

Превалирующая часть продаж алкогольной продукции проходит через канал офф-трэйд, включающий в себя крупные торговые сети и небольшие магазины. Реализация продукции и пивных, и ликероводочных заводов происходит преимущественно на внутреннем рынке. Однако если первые добровольно выбирают это направление, то вторые сетуют на убыточность из-за закрытости соседних рынков.

Увеличение минимальной цены на алкоголь является шагом на пути к гармонизации акцизов внутри ТС. Особенно если учитывать жалобы российской стороны, где минимальная цена 1 литра водки 2000 тенге. Казахстан поднимает акцизы постепенно, так как при их резком увеличении до уровня соседей по ТС, резко увеличится и теневой рынок, сведя на нет усилия по борьбе с производством и потреблением контрафакта. По данным «КазАлко», объем импорта водки и ликероводочной продукции из России за 2010–2014 годы вырос в 5 и 10 раз, соответственно. Спрос на казахстанский алкоголь в России есть из-за соотношения цена-качество. Однако, ввиду бюрократических проволочек и деятельности приграничных «челноков», перевозящих алкоголь через границу мелкими партиями, водка поступает на соседний рынок не вполне легально. Действующая в России Единая государственная автоматизированная информационная система учета алкогольной продукции требует таможенную декларацию и уплату российских акцизов, что упразднено нормами ТС. Таким образом, казахстанский продукт без названных процедур становится в России контрафактом.

Процесс унификации нормативного регулирования в алкогольной индустрии стран ТС для пивного рынка Казахстана также неоднозначен. С одной стороны вероятность отмены запрета на производство пива в пластиковой таре снизит затраты на производство и удешевит конечный продукт. С другой, повышение акцизов на пиво до уровня российских приведет к увеличению цены для потребителя и снижению спроса на пивную продукцию.

Объема теневого рынка в «КазАлко» измеряют, сравнивая емкость рынка Казахстана в период существования СССР, где в условиях плановой экономики отсутствовал импорт и, предположительно, теневой рынок, и после обретения независимости. В 1990 году максимальная емкость ликероводочного рынка составляла 113,7 млн. л против официальных 89,6 млн. л в 2012 году. Разница в 24,1 млн. л. (или 21,2%) между показателями условно определена как теневой рынок. Принимая во внимание возможные погрешности в методике, «КазАлко» определяет максимальный объем неформального рынка сегодня как 25-30% и считает заявления о 60%-ном теневом рынке не соответствующими действительности.

В настоящее время в Мажилисе Парламента РК рассматривается проект о внесении изменений и дополнений в существующее законодательство о регулировании алкогольного рынка. Среди прочего, планируется определить минимальный процент использования производственной мощности на 2015 г. – 20%, 2016 г. — 30% и 2017 г. – 40%, при минимальном объеме готовой продукции в 100 тысяч декалитров. Кроме того, в несколько раз планируется увеличить штраф за продажу алкоголя лицам моложе 21 года. Сейчас штрафы составляют 5 МРП для физических лиц и 40 МРП для средних и крупных торговых точек.

Автор: Аяжан АБЖАНОВА


По сообщению сайта Zakon.kz