Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

В единой базе данных. Ведение Единого реестра досудебных расследований (Б. Кибраев, помощник прокурора Илийского района Алматинской области, юрист 2-го класса)

Дата: 13 ноября 2014 в 13:49 Категория: Происшествия

В единой базе данных

 

Бауржан КИБРАЕВ, помощник прокурора Илийского района Алматинской области, юрист 2-го класса

 

C нового года вся правоохранительная система страны переходит на работу в условиях нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Одной из основных новелл является ведение Единого реестра досудебных расследований (ЕРДР).

Определение порядка приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения ЕРДР уголовно-процессуальным кодексом возложено на Генеральную прокуратуру. Генеральным прокурором утверждены Правила приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения ЕРДР. В разработке принимали участие представители всех правоохранительных органов, в проекте учтены все поступившие от них предложения и замечания.

 ЕРДР — это автоматизированная база данных, в которую вносятся сведения о сообщениях об уголовных правонарушениях, принятых по ним процессуальных решениях, произведенных действиях, движении уголовного производства, заявителях и участниках уголовного процесса. Основанием для работы в Системе является регистрация в ней, а также наличие электронной цифровой подписи на соответствующем носителе.

В соответствии с Законом РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» электронная цифровая подпись равнозначна собственноручной подписи лица и может использоваться должностными лицами при удостоверении электронных документов, издаваемых ими в пределах их полномочий.

На основании совместного приказа Генерального прокурора от 30.12.2013 г. № 124, Министра внутренних дел от 28.12.2013 г. № 758 и Председателя АБЭиКП от 28.12.2013 г. № 425 с прошлого года ведутся работы по поэтапному внедрению электронного заполнения и подписания учетных документов с помощью ЭЦП. Проведение этого пилотного проекта является одной из стадий перехода к работе в рамках нового УПК, так как этот порядок будет использован при ведении ЕРДР. В настоящее время электронный ввод внедрен во всех областях республики. Система представляет собой единую электронную систему для всех правоохранительных органов страны, которым будет предоставлен соответствующий доступ. Новая система и объем доступа к ней строятся на принципах присвоения пользователям ролей в зависимости от их компетенции, установленной УПК. Также органам, вернее, их техническим подразделениям будет предоставлено право ввода конкретных пользователей в систему на уже созданные роли — соответственно, дознавателей, следователей, начальников подразделений.

Доступ будут иметь и соответствующие руководители органов и подразделений для осуществления ведомственного контроля, так называемые аналитики. Соответствующий доступ будет иметься и у прокуроров для осуществления надзора. Как известно, законодатель отказался от стадии доследственной проверки и возбуждения уголовного дела путем вынесения соответствующего постановления, с которого начинается сейчас досудебное расследование.

Регистрация в ЕРДР и будет означать начало расследования. Исключением является проведение неотложных следственных действий. Однако даже в этом случае следователь или дознаватель обязаны одновременно принять меры по регистрации в ЕРДР. При регистрации сообщений, расследовании уголовного дела, при совершении каких-либо следственных действий и принятии процессуальных решений заполняется электронная форма, которая при сохранении автоматически подписывается ЭЦП сотрудника. Сам процесс регистрации и ведения ЕРДР аналогичен существующему порядку расследования, однако есть и различия. Поводами к началу досудебного расследования служат достаточные данные, указывающие на признаки уголовного правонарушения.

По ст.ст. 179, 180 нового УПК регистрации в ЕРДР подлежат только четыре вида заявлений и сообщений, являющихся поводами к началу досудебного расследования. Однако иные виды сообщений, в том числе сообщения по 102 или иным каналам экстренной связи (101, 112 и др.), новый УПК не позволяет регистрировать сразу в ЕРДР.

Следует отметить, что все телефонные сообщения изначально не дают оснований для определения наличия признаков уголовного правонарушения и требуют проверки. УПК определено, что заявления, по которым необходимо проведение финансовой, налоговой проверки, согласно ч. 5 ст. 181 УПК, также без регистрации в ЕРДР направляются в уполномоченный орган для проведения соответствующей проверки. Это в большей степени касается сообщений об экономических правонарушениях.

В связи с этим, по аналогии с действующим КУЗИ (Книга учета заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, происшествиях) применен общий порядок приема и учета всех поступающих заявлений и сообщений в Книге учета информации, сведения в которую вносятся дежурной частью органов уголовного преследования либо лицами, ответственными за прием и учет таких сообщений (прокуратура, Министерство обороны, где нет дежурных частей). Это дает возможность фильтрации поступающей информации путем регистрации сообщений, не содержащих признаки уголовного правонарушения.

КУИ представляет собой автоматизированную базу данных, которая взаимосвязана с ЕРДР и, по сути, представляет собой единое целое. То есть, установив первичную регистрацию, можно будет отследить весь последующий процесс разрешения материала или расследования уголовного дела до приговора суда. Это сделано, во-первых, для учета и регистрации сообщений, которые не могут быть сразу зарегистрированы в ЕРДР, а также для того, чтобы сразу произвести регистрацию в ЕРДР при подтверждении сообщения и установлении криминальности факта, о котором сообщили по телефону.

При непосредственном обращении с письменным заявлением, при регистрации в КУИ, заявителю выдается талон установленного образца с уникальным номером, по которому он в дальнейшем может отследить судьбу своего заявления на портале. В системе будет реализован функционал, когда звонки, принятые ЦОУ, будут автоматически передаваться в дежурную часть и вноситься в КУИ, как это сделано сейчас в КУЗИ. Срок рассмотрения заявлений и сообщений 24 часа. То есть за это время сотрудник, которому поручена проверка, должен решить — это административное правонарушение или дисциплинарный проступок, сообщение подлежит списанию в номенклатурное дело как не содержащее данных о каком-либо правонарушении, либо заявление надо направить для проверки в налоговые органы.

После того, как дежурная часть примет заявление, выдаст талон и внесет сведения в Книгу учета информации, все материалы незамедлительно передаются под роспись ответственному руководителю следствия или дознания. Производится соответствующая отметка в книге-разноске. Ответственный руководитель, изучив материалы, принимает решение о регистрации в ЕРДР или о принятии иных мер. В случае регистрации в ЕРДР он передает материалы конкретному следователю для регистрации, о чем производит ввод сведений в форму на регистрацию в КУИ о том, что материал поручен конкретному следователю или дознавателю.

Только после этого у конкретного следователя или дознавателя появится доступ к данному материалу в Системе и он сможет заполнить форму на регистрацию в ЕРДР. При регистрации в ЕРДР сразу же производится квалификация деяния по соответствующей статье УК.

После регистрации в ЕРДР все электронные формы заполняются только следователем, дознавателем и прокурором. Особо хочу отметить, что формы подписываются ЭЦП должностного лица, которым принято процессуальное решение, а также для ведомственного контроля — ЭЦП начальника подразделения следствия или дознания. Прокурор подписывает ЭЦП, только когда сам принимает процессуальные решения, а также в случае передачи досудебного расследования по подследственности, так как согласно ст. 186 УПК передача производится через прокурора и при продлении срока расследования, который продлевает прокурор. Дальнейшее развитие данной системы предусматривает возможность формирования шаблонов процессуальных документов путем заполнения электронной формы, как это сделано в действующей системе при возбуждении уголовного дела и его приостановлении.

В последующем в электронной форме предлагается предусмотреть вложение электронных документов или сканированных копий, а также аудио — и видеофайлов. Такие файлы, как и текст процессуальных документов, предполагается хранить в шифрованном виде, с обеспечением к ним соответствующих прав доступа только уполномоченным должностным лицам. Также в последующем возможна привязка ЕРДР к возможностям СИО ПСО для получения необходимых сведений из различных баз данных.

Возможно предусмотреть доступ к ЕРДР посредством мобильных устройств. Внедрение ЕРДР требует не только технической и нормотворческой работы, но и организационных мер, большой подготовительной разъяснительной работы на местах.

 

 

 

По сообщению сайта Zakon.kz