Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

В Мангистау встретили Казахский Новый год

Дата: 14 марта 2016 в 08:40 Категория: Новости культуры

С 14 марта мангистаусцы отмечают праздник Амал. Это начало нового года и начало праздника равноденствия. Важно отметить, что народный праздник Амал является исконно казахским праздником, не приобретенным как, к примеру персидский Наурыз или арабские праздники появившиеся после распространения ислама.

По старой календарной системе рода Адай исчисление недель в нем велось девятками, а начинается он с 22 декабря. Девятки дней группировались в четыре температурных цикла, совпадающих с четырьмя сезонами года (весна-лето-осень-зима). Начало нового года считалось от зимнего солнцестояния, после которого начинает увеличиваться продолжительность дня. Зимние холодные девять девятидневок, время «рождения» и «умирания» мороза, отсчитывались с 23 декабря по 14 марта. С 14 марта наступает весна — время «взросления» листьев. Следом за началом весны на девятый день празднуется весеннее равноденствие. 

Не секрет, что земля Мангистау богата уникальным наследием прошлого. Здесь сосредоточено более 80 процентов памятников древней истории и культуры нашей страны. Но по традиции последних лет пик всех празднеств, связанных с Амалом принято встречать на самой высокой точке региона горе Отпан, на высоте 532 метров над уровнем моря. Именно здесь зажигается традиционный огонь Единства.

Когда-то гора Отпан тау служила сигнальной башней. На ее вершине зажигали огонь, предупреждая весь Мангистау о надвигающейся опасности. Сейчас его зажигают только на праздник Амал. Сейчас обряд зажжения огня — символа единства, как правило, проходит ночью, накануне праздника. А в древние времена, как гласит предание, увидев сигнал, сюда со всех концов спешили батыры, для того чтобы дать отпор захватчикам, сохранить родную землю в неприкосновенности.

Поэтому возведенный здесь историко-культурный комплекс «Отпан тау» стал данью памяти далеким предкам и воплотил стремление к духовному единству народа через обращение к своим истокам, корням.

Величественный белоснежный комплекс, поблескивающий позолотой куполов, можно увидеть уже издалека. «Отпан тау» включает несколько объектов, центральное место в которых, на вершине горы, занимает мемориал Адай-Ата.

Адай-Ата является родоначальником адайцев, жил приблизительно в 15 веке. В память о его славных сыновьях Келимберды и Кудайке с двух сторон от главного мемориала построены башенки с куполами. Вблизи мемориала установлены дерево желании и фигура волка — символа силы и свободы духа. Чуть ниже, на расстоянии 455 метров, открыт музей Аксарай. А рядом сооружен памятник матери — колыбели жизни, родоначальнице жизни, хранительнице домашнего очага. Образ дополняют луна — символ лица, солнце — символ сердца, две птицы, обозначающие сына и дочь, которым мать передает лучшие человеческие качества — свободолюбие, сплоченность, братство. Ниже музея расположен уникальный культурный комплекс в форме юрты «Карашанырак». Для казахов понятие «карашанырак» имеет большой смысл – так называют отцовский дом, самый почитаемый дом рода, племени. В середине комплекса в качестве символа символ достатка и благополучия народа установлен тайказан высотой 1,65 метра и диаметром 2,35 метра. Неподалеку от ансамбля захоронен великий акын-жырау Калнияз Шопыкулы. Необходимо отметить, что в мае 2015 года останки акына были перевезены из Таджикистана и перезахоронены на родной земле. В скором времени рядом с могилой поэта планируется возведение небольшой мечети и высадка парка.

Накануне днем на горе Отпан раскинулись около сотни белоснежных юрт, которые гостеприимно распахнули свои двери гостям, прибывших со всего Казахстана и зарубежья. Проведены масштабные культурные мероприятия. Ночью на самой вершине состоялся традиционный обряд — церемония разжигания священного огня. Традиция несет в себе духовно-нравственный смысл – отдать дань памяти предков, а также дать молодежи возможность прикоснуться к наследию великого прошлого и провести связующую нить патриотизма между веками. После был организован грандиозный салют.

Основное действо пройдет 14 марта. Театрализованное представление, гала-концерт, состязания кокпар, аламан байга — эти и другие мероприятия ожидают гостей праздника Амал 14 марта. Организаторы потомки народного батыра Косай Ата которым выпала честь провести данные мероприятия также наградят гостей, которые носят имена Қосай и Ер Қосай.

14 марта люди встают очень рано, идут друг к другу в гости, обнимаются, здороваются, справляются о здоровье друг друга, просят друг у друга прощения, младшие по возрасту заходят к старшим, пожимая руки, а взрослые дают свое благословение. По традиции, за весь световой день следует обойти всех родственников и друзей, обязательно постучаться в 40 дверей. За одной из них обязательно встретишь Кыдыр-ата, который одарит счастьем в новом году. С Новым годом!

P.S. Кстати необходимо отметить, что после того как наступила ночь, множество людей прямо над кесене Адай-Ата при свете полумесяца заметили как явственно проступил сложенный из облаков символ рода – наконечник стрелы. Не знаю, может это было массовый обман зрения, или что-то еще, но сфотографировать его не удалось, впрочем как и снять на камеру.  

По сообщению сайта Новости пресс-служб