Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Для чего в госорганах созданы службы безопасности?

Дата: 11 января 2017 в 14:15

Во многих госорганах сегодня действуют собственные службы безопасности. Зачем они нужны, каковы их цели, оправдывают ли они свое существование, как упорядочить их деятельность? Об этом camonitor.kz беседует с государственным советником юстиции 3-го класса, судьей в отставке, кандидатом юридических наук Мухамеджаном Пакирдиновым.
– Мухамеджан Ахмедияевич, когда и с какой целью были созданы эти службы?
– Службы безопасности государственных органов, именуемые в ряде случаев службами внутренней (собственной) безопасности, сегодня стали обыденным явлением. Начало их деятельности восходит к моменту обретения нашей страной независимости, так что сегодня они вправе отметить своеобразный юбилей.
С какой целью были созданы эти службы и оправдывают ли они свое предназначение? Безусловно, главной задачей каждой из них является обеспечение безопасности деятельности госоргана, ее сотрудников, выявление и предотвращение нарушений государственной дисциплины, в том числе коррупционных правонарушений. Как правило, эти службы подотчетны первым руководителям госорганов. В одних ведомствах они действуют в виде отделов и управлений, в других, прежде всего центральных, им придан статус департаментов, что, впрочем, не гарантирует эффективности их деятельности. Полезность данных служб определяется, главным образом, качеством их работы. С учетом все возрастающего количества нарушений государственной дисциплины со стороны чиновников и совершаемых ими коррупционных преступлений существование таких служб является вполне оправданным.
– Каким образом определяется эффективность работы служб безопасности?
– Она определяется количеством выявленных ими фактов нарушений государственной дисциплины и коррупционных правонарушений, а в идеале – отсутствием таковых в конкретном ведомстве. Зачастую эти службы возглавляют бывшие сотрудники правоохранительных органов. Думается, нет необходимости вдаваться в методы их работы, однако следует отметить, что общими для таких служб являются применение современных информационных технологий, начиная с пропускных пунктов и использования видеокамер; соблюдение правил внутреннего распорядка и режима работы с секретными документами; предупреждение недоз­воленных контактов с посторонними лицами на служебном месте; выявление схем, порождающих либо способных породить правонарушения. Также не секрет, что сотрудники этих служб взаимодействуют с работниками правоохранительных органов в целях получения информации о недостойном поведении госслужащих, находящихся под их контролем. В отдельных случаях подобное «сотрудничество» является формальным, то есть правоохранительные органы позволяют работникам служб подключиться к операции по задержанию коррумпированного госслужащего только на заключительной стадии и при условии, что данная информация останется конфиденциальной. Такое практикуется при задержании сотрудника правоохранительного органа, и делается это для того, чтобы показать «принципиальность» службы в борьбе с коррупцией в своем ведомстве.
– Какие проблемы и упущения имеются в деятельности служб безопасности?
– На мой взгляд, главная проблема связана с правовой стороной их работы. Дело в том, что раньше вопросами соблюдения госслужащими трудовой дисциплины, привлечения их к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений занимались кадровые службы ведомств и предприятий. Понятие «коррупция» на законодательном уровне появилось только в 1998 году, а до этого подобного рода правонарушения охватывались формулировкой «злоупотребление служебным положением». И только после обретения страной независимости как грибы после дождя стали появляться службы безопасности – в государственных организациях, правоохранительных и судебных органах, в квазигосударственном секторе экономики, предпринимательских структурах.
Вопрос заключается в следующем. Если деятельность госоргана регулируется законами, (например, «О прокуратуре Республики Казахстан», «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и т.д.), то деятельность служб безопасности не регламентирована ни законами, ни иными нормативно-правыми актами. Отсюда и разнобой в полномочиях, а также в методах их работы.
Общеизвестно, что при оценке эффективности деятельности госорганов и нацкомпаний во главу угла ставится состояние антикоррупционной дисциплины. В частности, стало модным публиковать в СМИ рейтинги уровня коррупциогенности госорганов. Однако их достоверность часто вызывает сомнения ввиду субъективности принимаемых за основу показателей.
На сегодняшний день службы безопасности руководствуются в своей работе Конституцией республики, Трудовым кодексом, законами «О государственной службе», «О противодействии коррупции», ведомственными этическими кодексами, приказами и т.д. Между тем назрела необходимость в принятии отдельного закона о службах безопасности либо соответствующего нормативного постановления правительства. Это, безусловно, упорядочило бы их деятельность.

По сообщению сайта Tobolinfo

Читайте также