Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Игры с алкоголем: Как подавляют производителей или как купить право на существование?

Дата: 11 апреля 2017 в 10:04 Категория: Новости экономики

Tazabek — Алкогольная промышленность Кыргызстана — одна из бюджетообразующих отраслей экономики страны. Однако сфера производства алкогольных товаров на данный момент находится в сложной ситуации. Причиной формирования подобного положения отрасли является ряд факторов, в том числе вступление Кыргызстана в ЕАЭС, делегирование функций от одних ведомств другим, а также внедрение новых видом контроля.

По словам главы Ассоциации производителей, экспортеров и импортеров алкогольной продукции Акылбека Кунакунова, в период адаптации алкогольной отрасли к условиям функционирования в рамках ЕАЭС наиболее эффективной представляется модель регулирования алкогольного рынка страны, где государство поддерживает отечественного производителя и ведет тесное с ним сотрудничество.

«Но сегодня существует непонимание между этими двумя институтами», — сказал он.

Налоговые посты: Контроль или тормоз для развития?


Как рассказал А.Кунакунов, одной из проблем отрасли является вопрос четкого, стратегически направленного регулирования сектора, однако ряд нововведений не доведен до логического завершения.

Ранее Государственная налоговая служба вводила несколько контрольных мер за производством и оборотом алкогольной продукции. Но установленные средства видеонаблюдения не функционируют, потому что отсутствует сервер по сбору информации. Кроме того, функции по развитию алкогольного рынка переданы Министерству сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации.

«В то же время, на заводах-производителей действуют налоговые посты, которые также направлены на контроль за передвижением алкогольной продукции. Такие шаги являются расточительными, требующими огромных средств, но не доведены до конца. В этой связи, новому уполномоченному органу необходимо довести до конца уже имеющиеся контрольные механизмы, а не придумывать новые способы контроля», — сказал он.

Еще одним возможным барьером для развития отрасли в силу своей финансовой затратности может стать Единая государственная автоматизированная информационная система. По закону КР установка такой системы должна происходить за счет средств государства, так как осуществление госконтроля за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не допускается.

«Если наше государство в состоянии внедрять столь дорогостоящую систему, то это только поддерживается, но заставлять производителей и предпринимателей неприемлемо. Кроме этого, такой шаг однозначно приведет к вымиранию некоторых игроков алкогольного рынка, не способных позволить себе установку подобной аппаратуры», — сказал он.

По его мнению, Минсельхозу следует проработать вопрос создания благоприятных условий для экспорта продукции отечественных производителей на основе межгосударственных соглашений, в том числе со странами ЕАЭС.

Депутат Дастан Бекешев (СДПК) также высказался против подобной инициативы, назвав ее дорогостоящей и несоответствующей возможностям предпринимателей.

«Корни растут из Российской Федерации. Из некоторый наших коллег кто-то может хочет этот рынок подмять. Если мы эту систему внедрим, то будут сложности с продажей алкоголя официально, потому что система дорогостоящая и компании выгоднее продавать «с рук», — сказал он.

Депутат добавил, что магазины не готовы оплачивать такую систему и об этом надо говорить откровенно. Кроме того, в случае перехода на эту систему обслуживание оборудования будет производится в России. В связи с этим лучше использовать систему фискального контроля, подобную действующей в Армении.

«В Армении установили фискальные аппараты, фиксирующие данные при покупке алкоголя, которые затем уходят в налоговые органы. Доступ к аппарату есть и у предпринимателя, и у налогового органа, это позволяет отслеживать данные на расстоянии. Использование фискальной машины выгодно даже самому предпринимателю. Он делает все отчеты, формирует счет-фактуры, у предпринимателя будет автоматизированная бухгалтерская система», — сказал он.

«Сухой» закон: Табу на рекламу


Инициативы по контролю и регулированием алкогольного рынка на данных предложениях не заканчиваются. Министерство экономики предложило внести изменения и дополнения в закон «О рекламе», направленные на запрет рекламы алкогольной продукции в интернет-ресурсах, порталах и социальных сетях.

«Являясь бюджетообразующей областью среди отраслей экономики Кыргызстана, производители алкогольной продукции не освобождены от уплаты акцизного налога в тех пределах, которые устанавливаются законами. Необходимо говорить о пищевом характере алкогольной продукции, которая официально не запрещена законодательством и пользуется спросом. Такая продукция нуждается в рекламе для повышения внимания к качественному и новому сегменту в данной области. Реклама ориентирует потребителей на качественную продукцию и выбор, повышая конкурентоспособность субъектов предпринимательства, а не вовсе направление населения на бесконтрольное потребление», — считает он.

Говоря о механизме рекламирования, он добавил, что в социальных сетях и интернет-пространстве давно практикуется авторизация пользователей, которым в случае не достижения совершеннолетия не будет доступна такая реклама.

Мощности: Объемы производства


Несмотря на количество барьеров, в 2016 году объемы производства водки в Кыргызстане составили 7 млн 371,9 тыс. литров. Если в первые 3 квартала объем продукции оставался на одном уровне, то в конце года объем значительно увеличился — на 48-54%, так как предприятиями было произведено почти 2,5 млн литров.

Оборот производства этилового спирта составил порядка 4 млн 505 тыс. литров, созданных всеми предприятиями Кыргызстана. Самый низкий уровень производства был зафиксирован в I квартале 2016 года — 375,6 тыс. литров. Во II квартале объемы увеличились в 3 раза, в III — в 3,4 раза, в IV — в 4,4 раза.

По данным Государственной налоговой службы, в 2016 году алкогольными предприятиями было произведено 746,5 тыс. дал или 746,5 млн литров водки. В целом, объем производства алкогольной продукции, в том числе спирта, коньяка, вина, пива, составил 3 млн 931,6 тыс. дал или 3 млрд 931,6 млн литров.

По данным, объем производства алкопродукции по сравнению с 2015 годом сократился на 11% или 492,5 тыс. дал, в том числе водки на 16% или на 143,6 тыс. дал (143,6 млн литров), спирта — на 11,5% или 62,6 тыс. дал.

Глаз да глаз или борьба с контрафактом

 

Для наилучшего контроля за оборотом алкогольной продукции в 2015 году Государственной налоговой службой была начата работа по внедрению специализированной систему слежения за объемом производства. На предприятиях начали устанавливать расходометры и оборудование для видеонаблюдение с передачей информации в онлайн-режиме в налоговый орган.

К концу 2015 года расходометры были установлены у 4 предприятий, видеонаблюдение с передачей информации в онлайн-режиме — у 8 производителей.

Видеонаблюдение было внедрено на 4 водочных заводах: ОсОО «Столичный винно-водочный завод», ОсОО «Кыргызский водочный завод «Кристалл», ОсОО «Бишкек Алко Пром», ОсОО «Балыкчи Алко Трейд», на двух спиртовых заводах — ОсОО «Кыргыз коньягы» и ГП «Карабалтинский спиртовый завод», а также на двух заводах по производству пива — ОАО «Арпа» и ОсОО «Абдыш-Ата».

Кроме того, расходомеры установлены на 2 спиртовых заводах («Кыргыз коньягы» и «Карабалтинский спиртовый завод») и 2 заводах по производству пива («Арпа» и «Абдыш-Ата»).

Однако несмотря на внедрение новых технологий на производстве остается опасность появления контрафактной продукции на рынке.

Согласно сведениям ГНС, по результатам рейдового налогового контроля и контрольных закупок в 2016 году из незаконного оборота изъято 533 тыс. 222 бутылки алкогольной продукции на сумму 39 млн 798,95 тыс. сомов.

Ранее сообщалось о нескольких случаях изъятия сотрудниками Налоговой службы и ГСБЭП сомнительной алкогольной продукции:

— на посту «Сосновка» Жайылского района была остановлена грузовая автомашина с алкогольной продукцией производства ОсОО «СВВЗ» и ОсОО «Алтын шампаны» в количестве 9 тыс. 609 бутылок;

— при осмотре грузового отсека автомашины «Рено», принадлежащей ОсОО «Столичный винно-водочный завод», обнаружено 9 тыс. 936 бутылок с приклеенными на них акцизными марками, не соответствующими емкости тары (0,25 л на таре 0,5 л). Продукция принадлежала ОсОО «СВВЗ» и ОсОО «Алтын шампаны»;

— изъято 18 тыс. бутылок ОсОО «КВЗ Кристалл». Акцизные марки емкости 0,25 литра наклеены на бутылки емкостью 0,46 литра. Из 18 тыс. бутылок алкогольной продукции 12 тыс. бутылок оказались водкой «Эркекче», 6 тыс. — водкой «Сары Озон»;

— установлен факт реализации ОсОО «Арарат Ала-Тоо» импортной алкогольной продукции без соответствующей лицензии на розничную реализацию и хранения 2 тыс. 504 бутылок в складском помещении.

О наличии контрафакта на рынке Кыргызстана говорит и депутат ЖК Дастан Бекешев (СДПК). По его мнению именно это явление стало причиной для спада уровня деятельности в сфере алкогольной продукции, а не только экономический кризис.

«Где-то у нас присутствует контрафакт. Имеющиеся официальные данные могут быть не корректными. Я, как депутат, оцениваю рынок через поступление налогов. Если идет спад поступлений в этой отрасли, то следовательно в самой отрасли идет спад продаж. Это взаимозависимые вещи», — сказал он.

Также депутат прокомментировал свое предложение об увеличении стоимости лицензий на продажу алкоголя. На данный момент приобрести лицензию можно за сумму от 300 до 1 тыс. сомов.

«Ее может покупать маленький магазинчик или крупный магазин. Это может быть ресторан, который продает дорогой элитный алкоголь или небольшая столовая. Все они покупают лицензий за 300-1 тыс. сомов», — сказал Д.Бекешев.

Он пояснил, что в других странах с помощью лицензий регулируется потребление на рынке. При необходимости сокращения потребления алкогольной продукции потребителями стоимость лицензии увеличивается. Кроме того, лицензии — способ борьбы с контрафактной продукцией.

На вопрос о том, не спровоцирует ли подобная мера уход бизнеса в подполье, депутат ответил, что компаниям сложно находится в тени, так как это затратно с финансовой точки зрения.

«На самом деле это накладно. Практика показывает, что компаниям и магазинам лучше платить официально и продавать продукцию, прибыль то у них хорошая. Тем более сейчас для наших производителей правительство создало условия, импортеры должны оплачивать депозит», — добавил он.

На дно или насколько упали налоги алкопроизводителей?


В 2015 году, несмотря на ряд мер, принятый для поддержания сектор алкотоваров, отчисления производителей в бюджет значительно сократились. Численные показатели говорят о сокращении сумм платежей в 700-1,5 тыс раз по сравнению с показателями 2014 года.

ОсОО «Аю» заплатило 259,5 тыс. сомов (2015 год) вместо 550 млн сомов (2014 год), Кыргыз Алко Трейд» — 102,2 тыс. сомов вместо 177,4 млн сомов, «Бишкекалкопром» — 34,7 тыс. сомов вместо 14,7 млн сомов.

Показатели 2016 года позволяют говорить о некотором оживлении сектора алкогольного производства. Размеры отчислений данных компаний значительно увеличились по сравнению с 2015 годом, но остались ниже показателей 2014 года.

Тем не менее, по словам Президента Ассоциации производителей, экспортеров и импортеров алкогольной продукции Кунакунова А.М., следует отметить то, что производители в каждый отчетный год обязаны выполнять минимальные объемы производства водки в 50 тысяч дал, а производители спирта 200 тысяч дал в год. Это законодательно закреплено квалификационными требованиями в Законе Кыргызской Республики «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Но только водочные заводы ОсОО «Аю» и ОсОО «Кыргыз Алко Трейд», и спиртовые заводы «Аю» и «Токмок Буллс» выполняют вышеупомянутые минимальные объемы производства. Казалось бы, для остальных заводов, не выполнивших такие объемы должны быть предусмотрены соответствующие меры, к примеру, в виде отзыва лицензии на производство. Но, такой отзыв лицензии невозможен в связи с тем, что отзыв должен может производиться за несоблюдение лицензионных требований, содержащихся в другом Законе «О лицензионно-разрешительной системе», среди которых такого требования в виде обязательного выполнения минимальных объемов производства нет. Это показывает о еще одной существующей проблеме в алкогольной отрасли, как наличие пробелов в законодательстве.

Кроме того, участникам алкогольного рынка запрещают продажу продукции я некоторых населенных пунктах в связи с религиозными убеждения граждан.

Таким образом в список запрещенных точек продаж попали 40 сел северной части страны и 50 сел южной:

— северная часть Кыргызстана: 7 — в Кочкорском районе, 4 — в Ат-Башинском, 7 — в Кочкорском, 11 — в Тонском, 5 — в Жетиогузском, 7 — в Тюпском,9 — в Иссык-Кульском, и по 1 — в Кеминском, Иссык-Атинском, Чуйском и Нарынском;

— южная часть Кыргызстана: 4 — вблизи города Ош, 14 — в Лейлекском районе, 11 — в Ноокатском, 5 — в Кара-Суйском, 3 — в Базар-Коргонском районе, 2 — в Сузакском, 2 — в Токтогульскорм районе, 1 — в Жайылском, 4 — в Кара-Кульджинском, 1 — в Куршабе, 1 — в Узгенском, 1 — в Кадамжайском.

На данный момент также рассматривается вопрос введения запрета на торговлю алкогольной продукцией еще в 7 северных селах страны.

С учетом как негативных, так и благоприятных факторов влияния на развитие сектора в число лидеров алкогольного рынка вошли компании с 6-значными суммами.

В ТОП-5 компаний-производителей водки и спирта по размеру отчислений вошли, млн сомов:

Говоря о производителях водки, следует отметить, что лидерами являются компании «Аю», «Кыргыз Алко Трейд» и «Столичный вино-водочный завод», в секторе производства спирта основными позиции занимают «Кыргыз конъягы», ГП «Кара-Балтинский спиртовый завод» («Алкоинвест») и «Аксууйский спиртзавод».

В целом, предприятия по производству водки и спирта в 2016 году заплатили в бюджет 630 млн 698 тыс. сомов (без учета предприятий «Балыкчи Арагы» и «Тегирмен-Алко Плюс».

Рейтинг по отчислений в бюджет компаний-производителей водки и спирта с указанием владельцев:

Предприятие

Отчисления 2016 год

Отчисления 2015 год

Отчисления 2014 год

Адрес

Учредители и руководители

Производство водки

ОсОО «Аю»

392 млн 930 тыс. 184,31 сома

259 тыс. 503,36

550 млн 82 тыс. 813,13

с. Сокулук, ул. Краснодарская, 1

Руководитель — Жапаров Ырысбек Турдаалиевич;

Учредители: Исаева Айгул Абдыкеримовна, Абдыкеримова Ырысбубу

Перерегистрация: 28.01.2014

ОсОО «Кыргыз Алко Трейд»

72 млн 974 тыс. 830 сомов

102 тыс. 265,13

177 млн 496 тыс. 48,36

г. Кара-Балта, ул. Кожомбердиева, 88

Руководитель — Токтогонов Таалайбек Мухамбетбердиевич;

Учредители: Абдыкеримова Ырысбубу, Искаков Эрнест Шаршенбаевич;

Перерегистрация: 04.01.2016

ОсОО «Столичный вино-водочный завод»

52 млн 176 тыс. 351,16 сома

Нет данных

56 млн 98 тыс. 111,14

г. Бишкек, ул. Профсоюзная, 140/2

Руководитель — Кадыров Эрнис Эмилбекович;

Учредители: Койчиева Калима Дуйшалиевна, ОсОО «Кварта» (руководителем ОсОО «Кварта» является Койчиева Калима Дуйшалиевна, учредителями — Койчиева Калима Дуйшалиевна, Сманова Зулихат)

ОсОО «Бишкекалкопром»

11 млн 647 тыс. сомов

34 тыс. 713

14 млн 755 тыс. 662,60

г. Бишкек, пер. Каарманский, 42

Учредитель — Кирсанова Светлана Александровна;

Руководитель — Бекназар Айбек;

Перерегистрация: 11.06.2013

ОсОО «Кара-Балтинский водочный завод»

662 тыс. 200 сомов

95 тыс. 760

8 млн 277 тыс. 154,30

г.Кара-Балта, ул.Мира, 9

Учредитель — Эсеналиев Марсбек Дуйшонович;

Руководители: Байбосунов Нурмукамед Алдаярбекович, Эсеналиев Марсбек Дуйшонович

Перерегистрация: 04.09.2014

ОсОО «Ал-Суу»

447 тыс. 378 сомов

1 млн 841 тыс. 400

47 млн 460 тыс. 257,98

г. Кара-Балта, ул. Карабалтинская, 4

Руководитель — Орозбеков Бакыт Орозбекович;

Учредители: Гулиев Гапал Мохуббаатович

Регистрация прекращения деятельности: 20.12.2016

ОсОО «ВинГрад»

269 тыс. 279 сомов

21 тыс. 646

4 млн 991 тыс. 543,50

западный берег реки Ала-Арча за северной объездной дорогой

Руководитель — Хегай Станислав Александрович;

Учредитель — Баркалбасов Нурбек Конокбаевич

Перерегистрация: 09.02.2017

ОсОО «Балыкчи Арагы»

Нет данных

Нет данных

Нет данных

г. Балыкчи, ул. Кулакунова, 137

Руководитель — Абдиев Болот Асанович;

Учредители: Абдиев Болот Асанович, ОсОО «Алко Трейд Компани»

Перерегистрация: 03.08.2015

ОсОО «Тегирмен-Алко Плюс»

Нет данных

Нет данных

Нет данных

г. Бишкек, ул. Абдрахманова, д. 220

Руководитель — Тюлегенов Нурдин Кубулбекович;

Учредители: Абдукаримов Руслан Алимович, ОсОО «Кыргыз Коньягы».

Перерегистрация: 27.10.2014

Производство и оборот этилового спирта

ОсОО «Кыргыз конъягы»

65 млн 735 тыс. 980,04 сома

539 тыс. 952

89 млн 132 тыс. 414,68

г. Бишкек, ул.Садыгалиева, 2

Руководители — Ибрагимов Сергей Мухамедович;

Учредитель — Маматханов Ислам Валижанович

Перерегистрация: 01.09.2014

ГП«Кара-Балтинский спиртовый завод»

(предприятие купило ОсОО «Алкоинвест»)

20 млн 5 тыс. 100 сомов («Алкоинвест»)

Нет данных

Нет данных

г.Кара-Балта, ул.Кожомбердиева, 88а

 

Руководитель — Абдылдаев Нурдин Туратбекович;

Учредитель — Учреждение «Министерство сельского водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики».

Перерегистрация: 07.08.2007.

Руководителем и учредителем ОсОО «Алкоинвест» является Дихтярь Константин Александрович.

Регистрация: 10.05.2016

ОсОО «Аксууйский спиртзавод»

7 млн 571 тыс. 603,76 сомов

Нет данных

5 млн 400 тыс. 997,91

Чуйская область с. Садовое, ул.Советская, 416

Руководитель — Сманов Таалайбек Акылбекович;

Учредители: Бусурманкулов Руслан Кадырбекович, Кенжебаева Гулбайра Какеновна, Койчиева Калима Дуйшалиевна, Бузурманкулова Венера Окунбековна.

Перерегистрация: 13.03.2012

ЗАО «Токмок Буллс»

5 млн 713 тыс. 884,76

Нет данных

17 млн 201 тыс. 469,63

г.Токмок, Промзона

Руководитель — Дыйканбаев Алмазбек Кенешбекович;

Учредитель —Крестьянское (фермерское) хозяйство «Bulls.KG» (Буллс.КЕЙЖИ)

Перерегистрация: 08.02.2013

ГП «Спиртовый завод «Каракол»

92 тыс. 546 сомов

Нет данных

1 млн 886 тыс.3,30

г.Каракол, ул.50-лет Киргизии, 77

Руководитель — Асаналиев Э. М;

Учредитель — ГАК «Кыргызалко»

Перерегистрация: 23.06.1998


По сообщению сайта Tazabek