Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Институт помощников судей и госудасртвенной судебной службы: перспективы внедрения (Саймова Шолпан Алтынбековна, Заведующая кафедрой «Гражданского и гражданско-процессуального законодательства» РГУ «Академии правосудия при Верховном Суде РК», доктор Ph.D)

Дата: 26 июня 2017 в 11:19 Категория: Общество

Институт помощников судей и госудасртвенной судебной службы: перспективы внедрения

 

Саймова Шолпан Алтынбековна,

Заведующая кафедрой «Гражданского и гражданско-процессуального законодательства»

РГУ «Академии правосудия при Верховном Суде РК», доктор Ph.D

 

Оперативность совершения непроцессуальных действий напрямую сказывается на количестве рассмотрения судебных дел. Из этого следует, что, если бы судья не совершал их, он мог бы заниматься только рассмотрением судебных дел, тем самым значительно повысив качество и количество их рассмотрения. В этой связи, совершение действий целесообразней возложить на лиц, осуществляющих помощь судье.

В своей деятельности судьям нередко приходится выполнять функции, которые без ущерба для качества работы могли бы быть поручены их помощникам. Решение данных проблем предлагается всестороннее и последовательное изучение вопросов, связанных с введением института помощников судей.

Для доверия общества, формирования уважительного отношения к судебной власти, объективного общественного мнения необходимо множество слагаемых, поскольку правосудие включает в себя ряд составляющих. Одной из основополагающих составных является процесс отправления правосудия. А в нем, как показывает зарубежный опыт, большую роль играет институт помощников судей. В казахстанской судебной системе такой институт отсутствует. Однако мировая практика показывает, что помощники судей непосредственно способствуют повышению качества отправления правосудия. Об этом говорится в аналитической справке «Введение института помощников судей», подготовленной Верховным судом РК совместно с Центром по исследованию судебной системы, где детально изучен международный опыт функционирования института помощников судей (РФ, США, Франция, Англия, Италия).

Полагаем, немаловажным представляется изучение опыта Эстонской Республики (ЭР) в вопросе регулирования деятельности помощника судьи. Согласно Закону ЭР от 23 октября 1991 года «О статусе судьи», судьями, помощниками судьи и судебными заседателями являются граждане Эстонии, назначенные или избранные на должность в установленном Законом порядке.

Помощником судьи может работать гражданин, достигший 21 года, получивший юридическое образование в соответствующем прикладном высшем учебном заведении или Тартуском университете и сдавший экзамен, необходимый для занятия должности помощника судьи. Помощником судьи не может быть лицо, которое:

1) осуждено за совершение умышленного преступления;

2) уволено, отстранено или исключено с соответствующих мест работы или должностей, в связи с непригодностью к продолжению работы;

3) по состоянию своего здоровья непригодно работать судьей. В случае возникновения сомнений состояние здоровья лица устанавливает врачебная комиссия.

Кандидат в помощники судьи подает заявление министру юстиции.

Специальная профессиональная подготовка помощников судьи проводится в соответствующем прикладном высшем учебном заведении и завершается сдачей экзамена, необходимого для занятия должности помощника судьи.

В состав экзаменационной комиссии по определению квалификации помощников судьи входят два судьи из суда первой инстанции и один член Государственного суда по назначению председателя Государственного суда, два помощника судьи и один представитель Министерства юстиции по назначению министра юстиции и один представитель соответствующего прикладного высшего учебного заведения по назначению ректора этого учебного заведения.

Порядок работы экзаменационной комиссии по определению квалификации помощников судьи и руководства ею утверждает министр юстиции.

Занятие должностей помощников судьи происходит на конкурсной основе. Условия и порядок конкурса утверждает министр юстиции.

В состав конкурсной комиссии входят два судьи из суда первой инстанции по назначению председателя Государственного суда и один помощник судьи и два представителя Министерства юстиции по назначению министра юстиции.

Помощник судьи назначается на должность министром юстиции.

При вступлении в должность помощник судьи приносит перед министром юстиции приносит присягу.

Помощник судьи независим, но при вынесении решения подчиняется в установленных законом пределах судье [1].

Независимость судьи, помощника судьи и судебного заседателя обеспечивают установленный законом порядок назначения или избрания их на должность и освобождения или отстранения от должности, неприкосновенность судьи и судебного заседателя, установленная законом процедура отправления правосудия, тайна совещания судей при вынесении решений и запрет ее разглашения, ответственность за неуважение к суду или вмешательство в судебное разбирательство, создание организационно-технических условий, необходимых для деятельности суда, а также материальное и социальное обеспечение судьи и помощника судьи, соответствующее их статусу.

Не менее интересен опыт США, где институт помощников судей существует более ста лет.

В Америке вплоть до 20 века судьи принимали решения без участия каких либо лиц. Конечно, существовали судебные клерки, служащие, в задачу которых входила канцелярская работа и содержание дел в порядке. Судьи пользовались также услугами секретарей, машинисток и других технических работников. При этом судья первой инстанции сам проводил анализ юридических вопросов и самостоятельно принимал по ним решения. При необходимости сам писал решения и проверял точность приводимых фактов.

В 1881 году судья Верховного Суда США X. Грей ввел в практику нанимать на должность «личного секретаря» или «юридические клерки» выпускников — отличников юридического факультета Гарвардского университета. В 1885 году законодательно было закреплено за каждым судьей Верховного Суда пользоваться услугами личного секретаря или помощника. В 1886 году Конгресс США принял решение об утверждении должности помощника судьи Верховного Суда.

Каждый член апелляционного суда (штата либо федерального) имеет по одному помощнику. Членам Верховного Суда США разрешается иметь

четырех помощников; каждому члену Апелляционного суда США — трех

помощников. У большинства судей Верховного Суда штатов — по два помощника; у членов промежуточной инстанции обычно по одному помощнику, хотя на практике встречается и по два помощника.

В США помощник судьи, как правило, — недавний выпускник юридического факультета. Для многих выпускников это первая профессиональная работа после окончания вуза. Для работы помощником судьи могут стать выпускники вуза с отличной успеваемостью. От помощников членов апелляционного суда часто требуется опыт работы в студенческом журнале.

Наряду с помощником судьи существует такая должность как юридический клерк, который является личным помощником судьи. Его кабинет или рабочее место находится рядом с кабинетом судьи. Судьи используют помощников по-разному. В основном помощники проводят сбор юридических данных, подготавливают записки по делам, суммируя факты и юридические вопросы и давая свой анализ, редактируют проекты решений. В целом, помощники судей служат тем лицом, в общении с которым судья «обкатывает» свои будущие решения. Работа в качестве помощника судья считается хорошей профессиональной школой, что позволяет ему познакомиться с деятельностью судебной системой изнутри.

В судах первой инстанции работа помощников судей отличается от работы их коллег в апелляционных судах. Если помощники судей в апелляционных судах посвящают свою значительную часть времени редактированию, а порой составлению решений, которые поручено подготовить судьям, то помощники судей первой инстанции также составляют проекты решений, записок, но, кроме того, они помогают судьям при выдвижении разного рода ходатайств, а также в ведении досудебных совещаний и слушаний. Также помощники судей судов первой инстанции нередко контактируют с адвокатами сторон, помогая тем самым разгрузить судью. Существующие отличия в обязанностях в значительной степени отражают различия в характере деятельности суда первой инстанции и апелляционного суда.

Предоставление судьям помощников и рост числа таких помощников, приходящихся на каждого судью, является непосредственным следствием загрузки судей. Примерно с шестидесятых годов стало ясно, что судьям необходима профессиональная дополнительная помощь, в особенности в апелляционных судах. В связи с этим внедряется идея штатных юристов. В настоящее время каждый крупный апелляционный суд штата или федерации имеет централизованный штат юристов.

В статусе и компетенции штатных юристов и помощников судей, имеется разница. Помощники работают в качестве личных помощников в одном и том же помещении с судьей. Отношения между ним и судьей являются непосредственными и имеют, можно сказать, личный характер. Помощник за свою деятельность отвечает только перед судьей. Штатные юристы работают на суд в целом, и они отвечают не перед одним лицом, а перед учреждением.

Помощник — секретарь, или клерк суда, который обычно занимает место рядом с судьей, приводит свидетелей к присяге, делает пометки на вещественных доказательствах и в целом обеспечивает оперативное ведение судебного заседания. Иногда в ходе судебного разбирательства секретарь отсутствует в зале заседания суда, занимаясь выполнением других поручений, связанных с организацией работы суда. Помощник-секретарь или клерк суда служит по найму в конторе суда. Он назначается всеми судьями данного суда и работает в тесном контакте с главным окружным судьей, ответственным за управлением всеми делами суда.

Среди многих американских специалистов существуют опасения, что судьи необоснованно делегировали некоторые из своих обязанностей своим помощникам или штатным юристам, например (система предварительного отбора и сокращенных процедур принятия решения по делам, написание записок и составление заключений).

В связи с этим наилучшей гарантией от необоснованного делегирования судебных полномочий помощникам судей или штатным юристам является личная добросовестность каждого судьи, честное исполнение ими своего профессионального долга [2].

Помимо этого в англо-американской системе на уровне судов первой инстанции, существовала квази-судебная должность, называемая «судебный распорядитель». Такая должность существует в судах первой инстанции, в судах штатах и федеральных судах США.

Как правило, судебный распорядитель привлекается судом для выполнения конкретных поручений по совместительству. Часто это практикующий юрист, к услугам которого прибегает для ведения особо сложных и продолжительных процессов (дела, связанные со сложными финансовыми расчетами для проведения бухгалтерских ревизий и предоставления результатов суду). Такие должности — скорее всего исключение, а не правило. Они приданы суду и не могут брать на себя судебные функции, которые должны исполняться судьей и не могут быть делегированы. Основная функция — давать рекомендации судье, который единственно уполномочен принимать окончательные решения.

В помощь судьям в 1968 году введена Конгрессом должность «федеральный мировой судья». Эта штатная судебная должность, но иногда она выполняется по совместительству. Федеральный мировой судья назначается судом сроком до восьми лет.

Федеральный мировой судья выполняет две функции. Во-первых, они председательствуют на слушаниях по различным ходатайствам, например, по усилению контроля за расследовательской деятельностью юристов по гражданским делам, и представляют рекомендации окружному судье в отношении возможного решения. Во-вторых, они с согласия сторон могут председательствовать на процессах по гражданским делам и мелким уголовным делам. Стороны могут выбирать, предстать ли им перед мировым или окружным судьей. Если стороны выбирают мирового судью, последний полномочен, принимать решения и окончательные распоряжения от имени окружного суда.

Во многих судах первой инстанции существуют такие должности как комиссары, рефери и судья по совместительству. В апелляционных судах штатов комиссары выполняют функции, сходные со штатными юристами. По мере того как загрузка судов увеличивается, квазисудебные должности играют все более важную роль, поскольку судьи не могут справляться с растущим количеством дел. На основе приведенных аргументов можно сделать вывод о том, что институт помощников судей в США играет весьма значительную роль, и способствует быстрому, оперативному, и юридически правильному разрешению дел судьями. Кадровый состав формируется только из лиц, которые ранее работали помощниками судей, и на протяжении определенного времени принимали участие в подготовке дела для судебного разбирательства, приобретая практический и теоретический опыт, способствующий становлению личностных качеств, для продолжения работы в качестве судьи [3].

Сегодня в Казахстане тысячи государственных служащих трудятся в судебной системе, обеспечивая отправление судьями правосудия в точном соответствии с законом и в установленный законом срок, помогая восстанавливать нарушенные права и свободы, искореняя преступность и другие правонарушения. Не секрет, что слаженная, четкая работа аппарата судов, их канцелярий во — многом способствует упрочению авторитета судебной власти, укреплению независимости судебной системы, так как граждане, представители юридических лиц, в основном контактируют не с судьями, а со специалистами судов.

Правовой статус лиц, занятых в сфере правосудия, регулируется не только Законом «О государственной службы», но и специальным законотворчеством и ведомственными нормативными правовыми актами. Так структура государственного аппарата, функциональные обязанности должностных лиц подробно регламентированы в Конституционном Законе от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан», Закона РК «О высшем судебном совете», УПК РК и ГПК РК и т.д.

На сегодняшний день при ВС РК образован Департамент по обеспечению судов РК. В указанный Департамент входит и аппарат ВС РК, в местных судах образованы канцелярии судов, в областных и приравненных к ним судах — канцелярии областных и приравненных к ним судов, а в районных и приравненных к ним судах — канцелярии районных и приравненных к ним судов.

Исходя из сложившейся структуры государственного аппарата, в судебной системе на практике их работники зачастую стали называться работниками Департамента, либо работниками канцелярии. Такое название несколько принижает роль служащих, поскольку некоторые из них обладают довольно широкими полномочиями, например процессуальными. Поэтому было бы правильно называть работников аппарата — работниками (специалистами) судебной системы.

Термины аппарат судебной системы, работник (специалист) судебной системы требует своего законодательного закрепления.

С учетом важности выполняемых функций работниками (специалистами) судебной системы, именно к ним, как к опоре правового государства, должны быть предъявлены наиболее высокие требования.

Беспристрастная, независимая судебная система, сформированная из профессионалов, и в то же время из лиц, обладающих наивысшими морально — нравственными качествами позволит в дальнейшем обеспечить функционирование всех государственных органов и должностных лиц на высоком уровне. В этой связи, именно судебная система должна стать локомотивом формирования государственного служащего новой формации.

В настоящее время главная задача специалиста канцелярии — это выполнение указаний, которые идут свыше. Ему не нужно проявлять инициативу, выводить закономерности, обладать высоким уровнем абстрактной логики, смотреть, анализировать результаты работы других, его задача — механическое выполнение рутинных операций, которые, как правило, сводятся к работе с бумагами.

Если провести определенного вида параллель между менеджером частной компании и работником судебной системы или любым другим государственным служащим можно сделать определенный вывод, который в настоящее время складывается не в пользу последних.

Помимо понятий политический государственный служащий и административный государственный служащий на законодательном уровне необходимо ввести понятие

Лицо, положительно сдавшее тестирование на занятие вакантной единицы, должно быть направлено в качестве и.о. специалиста данного суда на шестимесячную стажировку, и по итогам работы лицо, получившее положительную характеристику председателя суда автоматически зачислять в штат данного суда. Следует отметить, что специалисты всех судов Республики Казахстан должны обладать единым статусом и различаться между собой только по полномочиям.

Выбирая работу в суде, все сотрудники должны подойти к этому выбору осознано и ответственно.

Специалистами областного и приравненного к нему суда следует назначать лиц, имеющих стаж работы по юридической профессии не менее трех лет, из них, не менее одного года в качестве специалиста суда первой инстанции.

— специалистами ВС РК может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, из них, не менее одного года в качестве специалиста областного и приравненного к нему суда, отмеченный на предшествующей работе поощрениями за надлежащее исполнение возложенных обязанностей.

Было бы целесообразно передать часть полномочий и обязанностей судей специалистам суда. Указанный шаг приведет не только к постоянному самосовершенствованию, улучшению своей профессиональной квалификации, но и значительно разгрузит судей, позволив им сосредоточиться на улучшении качества отправления правосудия.

— Материальное финансирование специалистов должно обеспечивать возможность полного и «беспристрастного» осуществления деятельности.

— Формирование судебного корпуса должно осуществляться, как правило, из лиц, проработавших не менее 2 лет в качестве специалиста, получивших положительную характеристику председателя соответствующего суда, прошедших обучение в специализированной магистратуре и получивших степень магистра права.

Введение данных требований положительно скажется на функционировании не только судебных органов, но и других государственных институтов, что соответственно позволит обеспечить на более высоком уровне защиту прав и интересов граждан и юридических лиц.

В то же время предоставить им и социальные гарантии, в частности:

1) увеличенная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска — 30 календарных дней;

2) защита судебного служащего и членов его семьи от насилия, угроз и иных неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей и др.

Предусмотреть также введение специальных классных чинов судебной службы. Однако для должностей, квалификационным требованием к которым является наличие юридического образования, сохраняются классные чины юстиции (юрист, советник юстиции, государственный советник юстиции, действительный государственный советник юстиции).

Кроме того, судебным служащим предусмотреть собственную форменную одежду, ношение которой в судебном заседании будет обязательно, а также официальные символы, что позволит идентифицировать их среди участников процесса.

Таким образом, установление специального статуса судебного служащего и предоставление ему дополнительных гарантий и мер материального обеспечения позволит поднять престиж судебной службы и привлечь в эту сферу квалифицированных специалистов, что, в свою очередь, повысит качество отправления правосудия.

Более того, сегодня в Казахстане назрела реальная необходимость введения института помощников судей, требующая оперативного решения на законодательном и практическом уровнях.

Введение данного института в казахстанское судопроизводство позволит повысить профессиональный уровень кадрового состава судов, так как опытные судьи смогут помочь в профессиональном становлении своим молодым помощникам и передать им свой накопленный богатый опыт, освободить судей от технической работы и снизить служебную нагрузку, улучшить качество отправления правосудия.

В связи с актуальностью исследуемой проблемы, внедрение в судебную систему института помощников судей привело бы к улучшению работы всей судебной системы в целом.

Правовое положение помощника судьи должно быть урегулировано на законодательной основе, при дальнейшем совершенствовании которого предлагается учесть опыт Эстонии в данном вопросе, который был детально расписан выше.

Процесс совершенствования судебной системы ставит высокие требования к судебным кадрам. Повышение эффективности правосудия связано с решением ряда задач, среди которых основное место занимают вопросы подготовки и отбора кадров для судебной системы.

В настоящее время необходимо унифицировать требования к кандидатам, претендующим на занятие должности помощника судьи. Одним из таких требований может быть наличие трудового стажа по специальности в судебной системе, что подразумевает знание специфики работы судьи.

В этом аспекте нами предлагается рассмотреть вопрос перспектив введения института помощников судей и формирования судейского корпуса. Работая в конкретном суде, помощник судьи выполняет возложенные на него обязанности по аналитическому, информационному обеспечению деятельности судьи и оказывает ему содействие при рассмотрении дел, то есть помощник призван оказывать помощь судье в подготовке и организации судебного процесса, не выполняя функции по осуществлению правосудия. Для определения круга обязанностей помощника судьи были проведены встречи с судьями, в ходе которых получил подтверждение тезис о том, что суды давно испытывают необходимость в увеличении штата квалифицированных работников, которым можно поручить анализ материалов дела.

Имеет место и еще один очень важный аспект в определении целей введения института помощника судьи, а именно возможность рассмотрения наряду с другими лицами как резерв для формирования судейского корпуса. Учитывая, что помощник за время работы с судьей приобретает значительный опыт, знания, навыки, необходимые для работы судьей, целесообразно будет его рассматривать в качестве резерва для пополнения судейского корпуса, определив это в соответствующем нормативном акте.

Помощник судьи, занимаясь аналитической работой, должен постоянно совершенствовать свои знания, повышать свой профессиональный опыт а, принимая во внимание то обстоятельство, что, как правило, это будут молодые люди, находящиеся в начале своей профессиональной карьеры и в силу новизны своих взглядов и подходов, смогут помочь судье рассмотреть проблему под каким-то иным углом, найти решение в нестандартной ситуации.

Институт помощника судьи призван способствовать формированию полноценного кадрового резерва судей.

Реализацию последовательного введения помощников судей необходимо начать с передачи правомочий помощникам судей, функция которых напрямую не связана с отправлением правосудия. Таким образом, судье предоставляется возможность заниматься проблемами, которые непосредственно связаны с выполнением им своих профессиональных обязанностей, что позволит наиболее детально подойти к рассмотрению судебных дел. Как показал мониторинг рабочего времени судей (бюджет рабочего времени), выполнение судьями технической работы, не связанной с процессом отправления правосудия, занимает большую часть рабочего времени. При этом большое количество рабочего времени уходит на подготовку судебных процессов, подготовку проектов судебных актов, судебные извещения и вызовы, запросы и др., то есть на действия, напрямую не связанные с отправлением правосудия. В итоге вышеуказанные причины влияют на качество отправления правосудия, что в результате приводит к снижению эффективности работы судьи. Поэтому есть острая необходимость в освобождении судей от функций, не связанных с отправлением правосудия, в том числе путем введения института помощников судей.

Помощник должен уметь анализировать имеющиеся материалы судебных дел, составлять проекты заключений, которые можно положить в основу решения судьи, готовить проекты определений об оставлении искового заявления без движения, вручать копии определения заявителю. Он может осуществлять подготовку проектов решений, определений, постановлений и приказов.

На помощника судьи можно возложить подготовку, к примеру, еженедельного отчета по графику рассматриваемых дел, с изложением причин отложения процессов; составление еженедельного графика рассмотрения гражданских дел судьей; составление проектов запросов и ответов на письменное обращение граждан.

Нужно отметить и следующее: помощник судьи не является участником процесса, выполняет основную работу по подготовке дела к рассмотрению. И его главная задача — подготовить дело так, чтобы судебное разбирательство было максимально эффективным и быстрым, с соблюдением всех требований закона.

Одним словом, помощник судьи должен осуществлять следующие функции:

— осуществлять прием заявлений;

— выполнять действия по подготовке дел к судебному заседанию;

— готовить данные и материалы, необходимые судье для обобщения судебной практики, докладов и выступлений;

— подбирать законы и иные нормативные правовые акты, материалы судебной практики, готовить проекты ответов на обращения и запросы, поступающие в адрес судьи, в том числе в связи с делами, находящимися в его производстве;

— систематизировать нормативные акты, используемые судьей в работе, отслеживать внесение в них изменений.

— обеспечивать своевременное вручение копий судебных документов;

— и др.

Предполагается, что помощник судьи мог бы участвовать в организации работы судьи в рамках каждого конкретного дела — это:

— вызов сторон и (или) их представителей;

— установление по согласованию со сторонами сроков проведения собеседования и предварительного судебного заседания;

— предоставление необходимых доказательств;

— самостоятельное проведение собеседования со сторонами;

— истребование документов или дополнительных материалов;

— предложение сторонам заключить мировое соглашение.

Таким образом, с введением института помощника судьи будет обеспечен более рациональный и продуктивный подход к рассмотрению судебных дел, существенно сократятся жалобы на чрезмерную волокиту и нарушение сроков. Данное новшество освободит судью от несвойственной ему функции в виде выполнения сугубо технической работы и уменьшит нагрузку, которая сейчас превышает установленные нормативы.

Резюмируя вышесказанное, можно прийти к выводу не только законодательного закрепления правового статуса помощника судьи, но и введения нового института «государственная судебная служба». Это связано с тем, что в настоящее время вопрос укомплектования аппаратов судов высокопрофессиональными кадрами стоит особенно остро из-за низкого уровня заработной платы работников судебной системы при стабильно высоком уровне нагрузки. Это приводит к тому, что выпускники вузов, в том числе юридических, предпочитают не идти на работу в сферу правосудия.

Поскольку одна из основных задач аппарата суда заключается в обеспечении своевременного рассмотрения и разрешения дел, от того, насколько квалифицированным является его кадровый состав, зависит качество отправления правосудия. В связи с этим и предлагается определить статус государственного служащего судебной службы РК (далее — судебный служащий), установить требования к нему и условия прохождения судебной службы.

Так, в России, под государственной судебной службой предлагают понимать вид госслужбы, представляющей собой профессиональную деятельность граждан в аппаратах ВС, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Сейчас, в РК, сотрудники аппаратов судов являются государственными гражданскими служащими.

Полагаем необходимым изучить опыт Российской Федерации, где в феврале текущего года Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев внес на рассмотрение Госдумы пакет законопроектов, которые предусматривают учреждение в России государственной судебной службы.

Идею создать новый вид госслужбы Пленум ВС поддержал 15 ноября 2016 года. Лебедев не раз отмечал в своих выступлениях, что текучка кадров в рядах помощников и секретарей судей в отдельных регионах достигает 400%. Причиной тому, по мнению главы ВС, является низкий уровень заработка.

Согласно законопроектам ВС РФ, которые сейчас находятся на рассмотрении Госдумой, к госслужащим предлагается отнести сотрудников аппаратов всех судов, за исключением Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов регионов. Это связано с тем, что они занимают отдельную нишу в судебной системе страны: так, например, КС считается судебным органом конституционного контроля. Кроме того, предусматривается присвоение всем сотрудникам аппаратов классных чинов судебной системы — от них будет зависеть размер жалования. При этом классные чины юстиции сохранят для служащих, занимающих должности, которые требуют наличия высшего юридического образования. Сотрудники аппарата суда при участии в судебном заседании должны будут носить форменную одежду, чтобы их можно было отличить от других участников процесса.

Законопроектами также предусматривается, что помощников не будут закреплять за конкретным судьей: это позволит «оптимально перераспределять» их между судьями, если, например, временно возрастет нагрузка или поступит сложное дело. При этом должности администраторов судов областного уровня и арбитражей предлагается вывести из системы Судебного департамента. Администраторы будут параллельно руководителями аппаратов судов, чтобы председатели могли полностью сосредоточиться на отправлении правосудия.

Таким образом, считаем необходимым разработать законопроект о судебной службе, где судебным служащим будет запрещаться быть представителями в суде (за исключением случаев законного представительства), выполнять функции по осуществлению правосудия, совершать действия, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса, заниматься, помимо судебной службы, какой-либо оплачиваемой деятельностью (исключение — преподавательская, научная или иная творческая деятельность), предпринимательством, покупать некоторые ценные бумаги и т. д.

На примере РФ, появление специального закона в Казахстане, безусловно, будет способствовать повышению статуса сотрудников аппаратов судов и разгрузке судей.

Исходя из сказанного выше, можно прийти к выводу о том, что в системе судов Казахстана введение института помощников должно быть поэтапным, в первую очередь помощниками должны быть обеспечены судьи первой инстанции, рассматривающие основную массу уголовных и гражданских дел, и именно суды тех регионов страны, где соответствующий показатель количества рассматриваемых дел превышает среднестатистический. Необходимо четко определить процессуальные полномочия помощника судьи.

Предлагается на базе и за счет внутренних резервов экспериментально ввести в штат должность помощника судьи в районных и приравненных к ним судах г. Астаны (к примеру, такая практика уже имела место в Бостандыкском районном суде г. Алматы), внедрить данную должность, что будет способствовать тому, что высвободившееся время судьи смогут направить на исполнение своих прямых обязанностей; позволит избежать возможных непроцессуальных контактов участников процесса с судьей до начала судебного разбирательства.

 

Список использованных источников

1. Закон Эстонской Республики «О статусе судьи» от 23 октября 1991 года // http://estonia.news-city.info/docs/sistemsf/dok_ierxjz.htm

2. Д. Мидор Американские суды — Сент-Пол, Миннесота. 1991 г. С. 57.

3. Введение института помощников судей / Верховный Суд Республики Казахстан. Центр по исследованию судебной системы. Астана, 2008. С.19-23

 

 

По сообщению сайта Zakon.kz