Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Салтанат Казыбаева: От этого вида спорта нужно получать удовольствие

Дата: 01 августа 2017 в 13:10 Категория: Новости спорта

Салтанат Казыбаева: От этого вида спорта нужно получать удовольствие

Салтанат Казыбаева: От этого вида спорта нужно получать удовольствие

23 июля состоялся Bosphorus Cross Continental Race – международный заплыв в Стамбуле, в ходе которого участники проплыли 6,5 км знаменитого пролива от азиатского берега до европейского. В числе участников, успешно преодолевших эту дистанцию, была представительница Казахстана Салтанат Казыбаева.

Корреспондент Prosports.kz побеседовал с Салтанат и попросил рассказать о прошедших соревнованиях.

— Bosphorus Cross Continental Race – это очень интересный старт. Он является очень популярным, регистрация длится всего 1 день. В этом году это было 4 января и на каждую страну выдавалось определенное количество слотов. То есть не каждый желающий может туда попасть. Есть определенное время, когда нужно зарегистрироваться, внести определенный взнос и нужно обязательно предоставить в оригинале документ о том, что у человека есть допуск к плаванию в открытой воде. И каждый год, в июле проводятся соревнования по заплыву на Босфоре. В этом году было порядка 2,5-3 тыс. человек. Преимущественно, конечно, из Турции, также очень много участников было из России и Украины. Из Казахстана было около 30-35 атлетов. Организация мероприятия была на очень высоком уровне. Сама атмосфера в стартовом городке спортивная, очень дружелюбная.

Мы прилетели за 3 дня до самих соревнований и, как правило, перед самим заплывом, организаторы делают пробные туры на пароме, в ходе которого рассказывают о маршруте, о правилах безопасности и каких-то лайфхаках, которые могут понадобиться во время заплыва. Если в других подобных соревнованиях или в триатлоне есть буйки, которые устанавливаются на воде для ориентира участников, то в данном случае, на Босфоре нет никаких специальных обозначений. Каждый человек для себя должен выбрать ориентиры, с помощью зданий, с помощью флагов, которые стоят на берегу, или других обозначений, которые помогут сориентироваться и приплыть к финишу. Отличительная черта Босфора в том, что несмотря на то, что дистанция достаточно длинная – 6,5 км, в основном все идет по течению, поэтому дистанцию проходишь, как правило, быстро. Но есть свои заморочки, такие как, например, противоположное течение, чем и славится этот пролив. Ближе к берегам, течение идет в обратную сторону. То есть, если мы основную часть маршрута плывем по течению, то приплывая к берегу, захватываем ту часть, где плывем против течения, и здесь начинается борьба с организмом и с водой. Нужно приложить максимум усилий для того, чтобы выплыть из течения попутного, перейти во встречное и доплыть до финиша. И здесь, наверное, проявляются все дни тренировочного процесса, когда мы готовимся к этому заплыву. И организаторы в ходе ознакомительного тура рассказывают о том, где стоит поворачивать, где не стоит подплывать слишком близко к берегу, на что нужно ориентироваться. Лимит дистанции 2 часа, в течение которых нужно уложиться, и если участники проплывают мимо финиша, то, как правило, очень сложно потом грести против течения. В Стамбуле есть второй большой мост, и если кого-то туда отнесло течением, то их вылавливают на лодках, и они считаются дисквалифицированными.

— Какие были ощущения, когда пересекали Босфор?

— Если говорить про свои собственные ощущения, то, конечно же, мандраж присутствовал перед самим стартом. Особенно учитывая, что у меня в принципе, до этого был страх открытой воды. Когда я прилетела в Стамбул, и ехала из аэропорта в гостиницу, то я как раз ехала по мосту, близ которого мы стартовали. Я увидела всю мощь Босфора, всю ширину пролива, как там ходят суда, и что он настолько широкий. Тогда стало немножко страшно. Потому что огромное количество участников, открытая вода, течение, все эти факторы, конечно, немного отражались на эмоциях, чувствах (улыбается). Но когда я прыгнула в воду с места старта, как-то все стало приятно. Я просто задалась целью получить удовольствие от самого заплыва. Потому что я успела зарегистрироваться, приехала в Стамбул, и есть эта уникальная возможность навсегда оставить в своей истории галочку о том, что ты это сделала… Основную часть дистанции я, конечно же, получала удовольствие, кайфовала. Я накануне для себя расставила какие-то метки, как плыть, на что ориентироваться, поэтому все шло по плану. Единственный момент, когда мне пришлось приложить усилия, как я говорила ранее, это момент финиша. Вроде бы я все расставила верно, все ориентиры для себя, но в итоге, когда подплывала к финишу, то я понимала, что меня начало уносить от него. И мне пришлось, наверное, метров 500 плыть обратно до финиша. Когда ты плывешь, выполняешь стандартные движения, поднимаешь голову и видишь, что тебя уносит назад… Конечно, пришлось потрудиться. Вот эта мысль, что меня сейчас будут ловить на лодках и дисквалифицируют, конечно, придала мне сил, и я очень благодарила тренера, который во время тренировочного процесса в бассейне давал задания на ускорение, которые мы все не любили. И эмоции, когда ты уже выходишь из воды на понтон, конечно, бешеные. Я не могла поверить себе, что я сделала это и что все позади.

— Какие меры безопасности предусмотрены в ходе заплыва?

— Конечно, организаторы говорили о том, что если вы почувствуете себя плохо, или если будет какое-то недомогание, те же судороги, потому что когда два течения сталкиваются, вода то теплая, то нереально холодная, нужно поднять шапочку и главное не паниковать, к вам обязательно подплывут. Но Босфор настолько широкий, что пока мы плыли, я вокруг себя видела только самих участников: желтые и зеленые шапочки, которые плывут рядом с тобой. Лодки были ближе к берегам, наверное, для того, чтобы не создавать волны и не мешать участникам, соответственно, рядом их не было. Потому что в триатлоне, как правило, спасательные лодки всегда плывут рядом с участниками и контролируют ситуацию. Здесь же, мы все-таки были предоставлены сами себе. Слава богу, не было каких-то случаев, чтобы кого-то вытаскивали из воды, я, по крайней мере, этого не заметила. Но в случае чего, я не знаю, сколько бы пришлось ждать, чтобы лодка подплыла к участнику. И некоторые ориентиры, о которых говорили организаторы, не были видны. Потому что когда ты плывешь и поднимаешь голову для вдоха, видишь не все, что видно с лодок.

— Какие сложности были помимо обычных физических нагрузок?

— Когда ты плывешь посреди Босфора, тебя вдруг резко обволакивает холодная вода и немного перехватывает дыхание. И в этот момент главное не паниковать, держать темп дыхания и продолжать плыть. Главное в воде не переставать двигаться, потому что как только ты останавливаешься, сразу же становится холодно и можно тем самым получить судорогу или переохладиться.

Конечно, я не скажу, что если ты умеешь плавать, то ты с легкостью переплывешь Босфор. К этому, как и к любым соревнованиям, нужно готовиться. К Босфору я готовилась целенаправленно. Есть определенный тренировочный план, которого ты стараешься придерживаться. Если ты регулярно тренируешься, выполняешь задания тренера, получаешь физические нагрузки, в принципе, все это реально. Единственно, необходимы такие мелкие советы, что нужно, и что не нужно делать в воде, а так, в принципе, других сложностей не было.

— Знаю, что вы увлекаетесь триатлоном. Расскажите подробней об этом виде спорта и о его отдельном подвиде Ironman.

— Триатлон в себя включает три дисциплины – это плавание, велосипед и бег. У нас есть стандартная олимпийская дистанция в триатлоне – это 1,5 км водного этапа, 40 км велосипедного и 10 км бега. Но за последние лет 10-15 образовался такой бренд, как Ironman, где представлена триатлонная дистанция, но она увеличена. То есть это 3,8 км заплыва, 180 км велосипедного этапа и полная марафонская дистанция бегом – 42 км 195 м. Сейчас данный вид становится очень популярным. Наверное, каждый уважающий себя триатлет для себя ставит конечную цель – прохождение Ironman. Конечно, нужно начинать с малого. Просто брать и регистрироваться сразу на Ironman – это бессмысленно и глупо. Потому что это будут одни страдания и можно просто убить все желание заниматься триатлоном. От этого вида спорта нужно просто получать удовольствие. Если грамотно тренироваться, выбирать для себя правильные старты, то можно пройти не один раз Ironman, а заниматься этим всю жизнь.

На сегодняшний день в мире есть несколько компаний, которые занимаются организацией триатлона на различные дистанции, в том числе и полного Ironman, и половины, и спринтерских дистанций и так далее. Если говорить о других брендах, то в России это тоже очень популярно. Там есть три компании, которые занимаются организацией триатлона на разных дистанциях, в том числе и полного Ironman. У нас в Казахстане это направление тоже активно развивается. У нас есть казахстанская федерация триатлона, которая за этот год провела очень много разных стартов в различных городах Казахстана, в том числе несколько в Астане.

— Насколько этот вид спорта популярен среди прекрасного пола?

— Конечно же, этот вид спорта преимущественно популярен среди мужчин, но сейчас, в силу того, что спорт в принципе становится популярным, триатлон и среди девушек тоже набирает обороты. Только в нашей команде, где мы тренируемся, пять девушек, которые активно тренируются, выступают на стартах. В Казахстане, насколько мне известно, есть 4-5 девушек «айронменов», причем не единожды. Поэтому, тут важно желание заниматься этим видом, понимание триатлона, и если это есть, то все получится.

— Как вы решаете вопрос с тренировками на открытой воде в черте города? Куда выезжаете тренироваться?

— С этим, конечно, есть сложности. В основном мы тренируемся в бассейне. Но в летний период времени, мы с командой выезжаем на водохранилище Капчагай. Там есть несколько зон, в которых можно тренироваться. Есть российские компании, которые занимаются организацией сборов в различных городах, в том числе и в Турции, и на Кипре. Недавно, в феврале или марте был организован тренировочный сбор на Иссык Куле. Там можно потренироваться не только в плавании на открытой воде, так как есть отличные трассы для велосипедных гонок и для бега.

— Доступный ли это вид спорта для масс?

— Я бы не сказала, что триатлон – доступный для масс, потому что это достаточно дорогостоящий вид спорта и очень многое упирается в финансы. Здесь ведь фактически три вида спорта. В каждом из них есть своя экипировка. В плавании это гидрокостюм, который стоит больших денег, плавательная шапочка, очки, трисьют. Трисьют – это специальная экипировка для выступления в триатлоне. Чтобы не надо было переодеваться. Надеваешь трисьют, сверху гидрокостюм, плывешь в гидрокостюме, затем в транзитной зоне гидрокостюм снимается, и дальнейшее движение в велосипедной гонке и бегового этапа проходит в трисьюте. То есть не нужно переодеваться отдельно в велосипедную форму, отдельно в беговую форму. Для велосипедного этапа, конечно же, нужен шоссейный велосипед – это основная затратная часть, потому что велосипеды шоссейного типа стоят от 200 тыс. тенге. Далее, шлем, потому что эта самая важная и неотъемлемая часть. На велосипеде без шлема ни в коем случае нельзя. Также нужна велосипедная форма для тренировок, потому что в трисьюте постоянно тренироваться неудобно. Необходимы специальные контактные велотуфли, различные аксессуары для велосипеда, компьютер, который фиксирует время, дистанцию, скорость. Кто-то ставит себе аэро рули, колеса специальные, бачки для воды… В общем, куча всяких деталей, мелочей, которые необходимы. Но в основном, это велосипед, шлем, велотуфли и велоформа. Для бегового этапа нужны соответственно, беговые кроссовки и беговая форма. Если сложить стоимость всех этих вещей, сумма получается немалая. И когда ты занимаешься триатлоном, лучшая тренировка – это выступления на соревнованиях. Чем больше ты выступаешь на соревнованиях, тем больше ты готов к своему основному старту. В Казахстане начали проводить соревнования по триатлону только в этом году, а до этого желающим нужно было куда-то выезжать. В Россию, Европу, Америку, в страны Азии, где проводится огромное количество стартов. Во-первых, сама регистрация не дешевая, стоит от 200 евро и выше. В России, конечно, немножко подешевле, но дорога, регистрация, проживание в гостинице и перевозка велосипеда требует расходов.

— Какая соревновательная часть (плавание, велосипед, бег) у вас любимая?

— Наверное, велосипед. Потому что это лучше всего у меня получается. Раньше я очень сильно не любила плавание, видимо потому что у меня плохо получалось, но опять же, благодаря тренировкам, упорству, мне удалось полюбить плавание в принципе, я сейчас не говорю про открытую воду (улыбается). Плавание я сейчас стала любить, потому что стало получаться, есть прогресс, поэтому, если говорить о значимости для меня, то первое что я люблю – это велосипед, потом плавание и потом уже бег.

— Какими еще видами спорта увлекаетесь?

— Я в принципе люблю заниматься спортом. Меня родители приучили любить физическую активность. Мы с детства ходили в бассейн, не в секцию, а так, просто поплавать. В школе я состояла в сборной по баскетболу, выступала на различных беговых мероприятиях. У меня хорошо получалось бегать от имени школы на коротких дистанциях. И потом, в силу своей профессиональной деятельности, меня жизнь связала с фитнес-клубом, со спортом. Волей-неволей приходилось соответствовать тому месту, где ты работаешь. Конечно, все началось с обычного посещения тренажерного зала, хотя до работы в фитнес-клубе я тоже ходила в другие фитнес-залы. Но здесь более активно, более упорно с персональным тренером. Потом, в силу того, что я занималась в тренажерном зале, меня занесло в пауэрлифтинг. Увлеклась этим видом спорта, выступала на различных соревнованиях, на чемпионатах Казахстана, Азии. Я являюсь чемпионкой города по пауэрлифтингу в своей весовой категории, призером чемпионата Казахстана и первенства Азии. Но пауэрлифтинг можно сказать не женский вид спорта, хотя девушек сейчас там огромное количество. Мы сами являемся организаторами соревнований по пауэрлифтингу, и я вижу, как популярность этого вида спорта растет не только среди мужчин, но и среди женщин. Когда я достигла своего пика, то поняла, что дальше нужно либо профессионально заниматься пауэрлифтингом, либо уходить, или просто поддерживать свою форму. В это время мы начали развивать в клубе направление триатлона, и я решила попробовать себя в этом виде спорта. Так и ушла в триатлон.

— Вы очень красивая девушка. Как вам удается выдерживать такие нагрузки, которые не каждому под силу?

— Спасибо большое за комплимент. Очень важно тренироваться. Тренировки на самом деле дают прогресс. Правильно выстроенный план, постоянные консультации с тренером, правильное питание – это все дает результат. На самом деле, возможности человека, наверное, не знают границ. Недавно тренер, перед Босфором, сказал нам такую фразу: «Человеческий организм может почти все. Остается лишь убедить в этом разум». Поэтому, я думаю, что работа с разумом тоже является важной частью, потому что у нас все в голове. Когда мы тренируемся, и нам становится тяжело, тренер говорит: «Вы можете. Вся боль – в вашей голове». Поэтому когда мы отключаем мозг, наши органы сами автоматически продолжают делать что-то, крутить педали, бежать, плыть, поэтому тут свою роль играет психологическая работа над собой. Конечно, нужно тренироваться, обязательно нужно восстанавливаться, потому что без восстановления нет прогресса в тренировках. Восстановление – это сон, день отдыха, когда мы вообще ничего не делаем. Потому что обычно у нас не одна тренировка в день, а иногда две и даже три. Утром, например, плаваем, днем едем на велосипедах, а вечером бегаем.

— Какие у вас дальнейшие планы? Какие старты впереди?

— Как и у любого триатлета – это Ironman. Но я подхожу к этому основательно. Я не хочу страдать на дистанции. Хочется получать от нее удовольствие. Поэтому я с прохождением этой дистанции не тороплюсь, намечена она у меня на следующий год, если все будет хорошо. А если говорить про ближайшие старты, то следующий после Босфора большой старт будет в Сочи, куда мы едем всей командой. Там будет проводиться полный Ironman. Мы выступаем в составе команды – это три человека: один плывет, другой едет на велосипеде и третий бежит. От нашей школы едет две команды. Мужская команда и команда девушек. Как я говорила ранее, моя любимая часть – это велосипед, соответственно, мой этап – это 180 км на велосипеде. А завершу я сезон половиной Ironman, которая пройдет в октябре этого года в Турции, в г. Белек. На следующий год будут другие старты перед Ironman, и половинка и более короткие дистанции, и еще обязательно нужно будет пробежать марафон.

По сообщению сайта ProСпорт