Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Живы за свой счет

Дата: 09 августа 2017 в 13:36

Живы  за свой счет
Массовая литература давно и прочно заполонила рынок. Есть ли сегодня шансы пробиться молодым талантливым авторам,  как эволюционировала проза и  какие книги сегодня предпочитают читать — в нашей статье Именовать себя писателем, с одной стороны, может всякий — как-никак в свободной стране живем. Другое дело — как в глаза смотреть писателям настоящим. Хотя кто-то вовсе предпочитает этих глаз избегать, распространяя свое творчество исключительно в сети.  Параллельно с количеством сетевых авторов, именующих себя писателями, разрастается и сам писательский союз. Если в советское время для вступления в него существовал жесткий отбор и, например, новосибирской региональной организации сулили разные блага, если цифра членов дорастет хотя бы до тридцати человек, то сейчас достаточно выпустить за свой счет несколько сборников, значительно приукрасив в выходных данных тираж (никто же не проверяет), где-то в Москве выпить с кем нужно на брудершафт — и пожалуйте, членский билет Союза писателей России. Старые кадры из местных писательских ячеек потом, конечно, могут не принимать таких новоиспеченных собратьев, всячески их третируя, но факт остается фактом: членство в Союзе писателей начинает нивелироваться, полагает председатель правления Новосибирского отделения Союза писателей России Анатолий Шалин.  Подобное скороспельство касается и качества самой литературы. Как можно написать хорошую книгу за месяц? Однако это требование большинства издательств, особенно когда речь заходит о серии книг. Если вы скажете издателю, что Хемингуэй писал книгу по три года, вам ответят: вот когда будете Хемингуэем, тогда  и станете диктовать права. Вообще, вам сильно повезет, если поставят даже такие условия: скажем, столичные издательства практически не печатают периферийных авторов, предпочитая работать с раскрученными, в которых вложили миллионы: Пелевин, Донцова, Акунин и им подобные. Еще что предпочитают делать издатели — перепечатывать классиков, предлагая книги с красивой обложкой, на хорошей бумаге, что делает их дорогим удовольствием для потенциальных покупателей. Стремление урвать побольше играет против самих издательств, сказываясь на качестве литературы. «В советское время фантастики издавалось мало, и там был какой-то отбор: работали редакторы, корректоры, даже переводы западной фантастики брались лучшие, — поведал Анатолий Шалин. — Потом хлынул поток и пошла массовая халтура, работающая на популярность жанра. Тогда много чего выходило, но качество издания было омерзительное: желтая бумага, куча опечаток на каждой странице -– корректор как профессия, похоже, в то время вымер.  Сегодня редактор как профессия тоже вымирает, потому что те редакторы, которые сидят сейчас в столичных издательствах на фантастике и детективах, жаждут, чтобы им прислали уже готовое, чтобы там ни одной запятой не править — то есть ни черта не делать. Причем авторам стараются не платить. Да и саму современную фантастику читать я сегодня не могу, поскольку она сильно деградировала за последние тридцать лет. Прошел золотой век западной, американской, английской фантастики. В советское время фантастика особо и не развивалась – — ну, были какие-то всплески: Стругацкие, например, Ефремов и другие ребята, появившиеся в 90-е годы. Потом они ушли из этого жанра, поскольку он выродился из-за отсутствия идей. Над хорошей книгой действительно можно работать всю жизнь, и я вполне понимаю, скажем, Флобера: он не торопился (с другой стороны, видимо, потому, что был состоятельный мужик)». У детского писателя и прозаика Алексея Ерошина сложилось впечатление, что фантастика выродилась «в какие-то паровые звездолеты, которые стреляют ядрами».  А вот другой писатель, Евгения Буторина, имеет более оптимистичный взгляд на ту же фантастику, выделяя в этом жанре  прежде всего достойные произведения: «Фантастика многолика, и хорошая фантастика сегодня — это  постмодернистский, переработанный мифологический роман. Возьмите Прадчетта, Стругацких: они создают свой мир и, основываясь на мифах, идут дальше». Сама Евгения — детский автор. И взгляды новосибирских писателей на современную сказку тоже не совпадают. «Сказки сегодня следует писать короткими фразами, и язык у них должен быть менее сочным, — полагает Буторина. -– Длинные описания природы ребенок, с детства приученный к гаджетам, уже не воспринимает».  Помню себя ребенком -– дитя советских времен, тоже не любила длинные описания природы -– наверное, все-таки дети являются детьми в любое время. Вот и Алексей Ерошин согласен, что  дети нисколько не изменились с годами. И подтверждением этому являются современные сказки, которые присылаются на конкурс «Новая детская книга» от ГК «Росмэн», где ему приходится читать много произведений из шорт-листа: «Это сказки из прошлого века, потому что там нет современных детей с гаджетами, с какими-то современными разговорчиками. Там все истории времен Драгунского».  Сказкам тоже сегодня нелегко. Если раньше какие-то местные газеты держали детские странички, то потом решили снять с себя обязанность платить лишние гонорары авторам. Алесей Ерошин уверяет, что современные издательства и журналы представляют собой эдакие черные дыры: оттуда рукописи  не возвращаются, а вопросы и письма остаются без ответа. Хотя на российском уровне остались специализированные детские журналы — например, «Мурзилка» по-прежнему печатает детские произведения, и авторам платит прилично. А вот если говорить об издании уже полноценных книг, то сегодня большинству авторов еще приходится и приплачивать за то, чтобы быть изданными. Так что следует подумать, прежде чем начать искать славу на литературном поприще.  «Без денег сейчас никто ничего не издает, — уверяет Анатолий Шалин. —  В советское время было Западно-Сибирское книжное издательство. Потом оно распочковалось: появились издательства в Томске, в Омске, в Барнауле, в Иркутске. Эти издательства были ориентированы на поддержку местных авторов. Местные таланты выискивались, ставились в план, издавались, даже гонорары платились, т. е. была поддержка государства. Потом сказали, что мы работаем  без идеологии, и все благополучно обрушили. А без поддержки государства развивать российское, родное искусство или литературу сложновато. Все деньги у олигархов, но они не сильно читают. Сейчас  публика перестает читать.  Беллетристику мои знакомые практически все перестали читать. Мне же только по должности и по профессии приходится что-то читать и рецензировать». Тем не менее книжные магазины работают, библиотеки открыты. Значит, спрос на чтение есть. Другое дело, что есть литература как искусство, а есть массовое чтиво. Мы забыли сказать о таком популярном  жанре, как детектив. Сегодняшние детективы не отличаются особо сюжетом -– в них меняются лишь герои. «Если после Эдгара По и Конан-Дойла вершины этот жанр достиг благодаря творчеству Агаты Кристи, то потом началась халтура – — детективы стали шлепать по одной схеме, забыв и про стилистику, и про язык. Главное -– побольше крови и трупов, — рассказывает Анатолий Шалин. —  И поскольку публика все это покупает -– значит, их будут выдавать и дальше. Новосибирские детективщики говорят, что просто зарабатывают деньги, а искусство видели в гробу».  К сожалению, далеко не каждый читатель разборчив в литературе. И серьезный автор работает и для серьезного читателя. Но есть читатели, которые потребляют и то, и другое, читая наравне с настоящей литературой массовые поделки. В конце концов, раз их читают, значит, они чем-то интересны. И, кажется, даже знаю чем: они умеют захватывать читателя. Пожелаем же современным молодым авторам такой же хитрой литературной хватки. Но при этом чтобы они не забывали о главном — о языке и об искусстве. 

Яна ДОЛЯ, 

«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

 

По сообщению сайта Информационный портал «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»