Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

По следам программы «Дорожная карта бизнеса – 2020»

Дата: 11 сентября 2017 в 13:22 Категория: Новости авто

По следам программы «Дорожная карта бизнеса – 2020»

 

Уважаемые читатели! Мы начинаем серию интервью о ходе реализации программы «Дорожная карта бизнеса – 2020».

Обсудим как проблемные стороны этой  государственной программы, так и возможные способы устранения существующих недостатков. И первым расскажет об этом исполняющий обязанности директора Молодежного Ресурсного Центра при таразском отделе внутренней политики Нурлан Канатов.

 

— Нурлан Сатыбалдиевич, вас совсем недавно назначили на эту должность. И как новый руководитель, расскажите о планах Молодежного ресурсного центра по реализации Программы «Дорожная карта бизнеса – 2020».

— Во–первых, это правильное информационное обеспечение. Я хочу сделать реалити-шоу «Мой бизнес», которое будет транслироваться в Интернете и на местном телевидении. В нем примут участие десять человек, которые хотят построить свой бизнес. А зрители смогут воочию увидеть, с какими проблемами начинающие бизнесмены сталкиваются в реальности. Таким образом, люди будут знать, какие проблемы имеются в госпрограмме и при работе с банками второго уровня. И в конце реалити-шоу мы посчитаем, кто больше всех заработал на своем бизнесе. Зрители увидят, как молодые ребята строят свой бизнес и зарабатывают деньги. Молодежь должна стремиться достигать своих целей. А как она будет стремиться к этому, если молодые люди не видят возможностей? И подобное реалити-шоу поможет решить и эту проблему. А главная фишка проекта – кто первым заработает миллион, тот и станет победителем. Так мы нашим молодым предпринимателям будем давать правильное направление, по которому они будут идти дальше самостоятельно.

 

— Какова ситуация в Таразе с развитием молодежного предпринимательства в данный момент?

— В Таразе зарегистрированы 3028 предпринимателей. Из них 2739 – это представители молодежи. То есть более 90 процентов. Это говорит о том, что нужно принимать целый комплекс мер по развитию молодежного предпринимательства. И это доказывает то, что органы государственной власти должны оказывать поддержку молодым предпринимателям. И молодежь сегодня имеет желание и силы реализовать свои бизнес-идеи.

 

— А сколько, вообще, в Таразе представителей молодежи? И как вы оцениваете предпринимательский потенциал молодых жителей нашего города?

— Представителей молодежи у нас 84 тысячи. Город Тараз – это кузница молодых талантов. Здесь очень много творческих и умных людей. Зачастую они не могут реализовать свои идеи. И, к сожалению, покидают наш город. Происходит это из-за низкого уровня заработной платы, низкого уровня жизни, вообще. Поэтому многие хотят жить в Астане, Алматы, или зарубежом.

 

— И как их оставить здесь?

— Только созданием максимально комфортных условий для реализации их жизненных целей. Если мы говорим о предпринимательстве, то я хотел бы видеть хороший бизнес-инкубатор в нашем городе. В Шымкенте, Алматы и других городах страны есть бизнес-инкубаторы. Я понимаю, что эта тема немного устарела, так как подобные проекты начинали работать 15-20 лет назад. Но мы же видим, что у нас этого ничего нет. Мы не прошли этот период. И нам нужно его проходить. Я хотел бы создать в Таразе центр по поддержке молодежных бизнес-инициатив. Пусть он будет при индустриальном парке, либо при нашем молодежном ресурсном центре, либо при какой-нибудь другой структуре. Для этого мы должны определить какую-то территорию, где, в первую очередь, будут действовать налоговые льготы. Во-вторых, туда будут подведены все необходимые коммуникации. И там будут работать консалтинговые компании, которые будут полностью курировать молодых предпринимателей в течение 2-х лет.  Причем, бесплатно. Но они должны быть в доле этих создаваемых проектов, чтобы, соответственно, и предприниматель, и компания, были заинтересованы в продвижении своих интересов. Молодые люди приходят с различными бизнес-идеями. У кого-то в секторе услуг, у кого-то в секторе производства, у кого-то в творческом секторе. Но всем им нужен бухгалтер, юрист, маркетолог. Соответственно, нужны профессиональные люди, которые будут нашим ребятам указывать правильное направление. Эта работа должна вестись государством, бизнесом и обществом. То есть, не одно лишь государство должно брать на себя эту ответственность. Мы должны это делать совместно. 

 

— Многие молодые предприниматели выбирают сферу услуг, которая у нас в городе и так насыщена. Как, по-вашему, побуждать их развивать производственную сферу?

— Чтобы развивать сферу производства, мы должны были эту сферу сохранить. Мы должны тех же студентов раз в неделю возить на промышленные производства и показывать им, как они реально работают. Как, например, из шерсти делают нити, или из глины – кирпичи. Если молодежь этого не видит, как она будет задумываться о развитии бизнес-проектов в этой сфере? Студенты должны хотя бы раз в неделю посещать производственные базы. Тогда они будут знать, какой доход имеет производство. Ведь нормальное конкурентоспособное производство имеет минимум 300% дохода от себестоимости. А молодые люди у нас не посещают производственные базы. В основном, они посещают предприятия сферы услуг. Они видят недостатки этой сферы и хотят ее улучшить. Поэтому они стремятся реализовать свои бизнес-идеи именно в сфере услуг. Но с другой стороны, Тараз – это моногород. Здесь раньше было всего три сектора производства. Это химический сектор. Затем, это элеваторы, которые перерабатывали зерно. И, последнее – это спиртзаводы, которые привозили с Украины патоку, перерабатывали ее и выпускали на рынок спиртовую продукцию. И эти три сектора регулировали и вопросы трудоустройства, и вопросы производства. Все предприятия были в государственной собственности. А теперь все частное. Теперь каждый сам за себя.

 

— А что происходит на практике с реализацией программы «Дорожная Карта Бизнеса – 2020»?

— Сама по себе, программа очень хорошая. Но на практике, все ее механизмы до конца не проработаны. Банки второго уровня, по-моему, слишком закручивают гайки. Они усложняют выдачу кредитов. Если они и дают кредиты, то под бешеные проценты. К примеру, в Америке процентная ставка по кредитам для бизнеса составляет от 1% до 4%. А у нас? Почему наши банки создают такие условия? Ведь по Дорожной Карте Бизнеса их субсидирует государство. А дело в том, что казахстанские банки отчасти сами берут кредиты в зарубежных под те же 4%. А нашим гражданам усложняют условия кредитования. Так же они поступают и с государственными субсидиями. Поэтому люди и не хотят брать кредиты. А деньги крутятся на счетах банков. В том числе, и выделенные на реализацию программы. Банки, в свою очередь, заявляют, что они, в принципе, и не против кредитовать население, да вот только кандидаты на это самое кредитование не соответствуют условиям. То есть проблема в том, что барьеры создают банки второго уровня. И в этом плане, как мне кажется, нужно пересмотреть кредитную политику. Если говорить о Дорожной Карте Бизнеса, то решение о выдаче кредитов должно приниматься не единолично банком, а коллегиально. В этом должны участвовать, помимо банков, и государственные органы, и общественность, и СМИ.

 

— А возможно ли в этом вопросе обойти стороной банки второго уровня?

— Для этого нужно создать государственную микрокредитную организацию, или, как я уже говорил, бизнес-инкубаторы. Куда бы люди приходили со своими идеями. Но не получали бы деньги на руки. Вместо этого, для их бизнеса приобреталось бы необходимое оборудование. В этом случае, нет прямого контакта денег с бизнесменом. Требующееся бизнесмену оборудование закупается оператором проекта. И предприниматель начинает на этом оборудовании зарабатывать. И с этого заработка платит за оборудование. До полного погашения долга, средства производства находятся на балансе оператора. Вот для чего нужен бизнес-инкубатор. Чтобы обойти все процессы, связанные с банками. Подобный бизнес-инкубатор есть в Южно-Казахстанской области. Там в год через него проходят до 200 человек. Их обучают, дают квалификацию, создают все необходимые условия. Открылся этот бизнес-инкубатор лет 15-20 назад. Деньги взяли у международного фонда. То есть, необязательно брать деньги у государства или наших банков. Есть масса международных организаций, которые выделяют гранты на такие проекты. Но если в этом будет участвовать еще и государство, то все вопросы будут решаться гораздо быстрее. А сейчас получается, что наша область, в этом плане, отстает, даже от Южно-Казахстанской,  лет на 20. Почему мы не можем создать бизнес-инкубатор для наших предпринимателей? Мы, как Молодежный Ресурсный Центр, в первую очередь, должны создать такой бизнес-инкубатор. Чтобы была возможность трудоустраивать нашу молодежь.

 

— По вашему мнению, почему у нас до сих пор нет такого бизнес-инкубатора?

— Вы знаете, вот у нас создали Центр Обслуживания Предпринимателей. Лично мне интересно, что это за организация, чем она занимается. И, наконец, какие цели она преследует? Если я говорю о бизнес-инкубаторе,  то речь идет о конкретных вещах. Человек приходит с бизнес-идеей, ему создают все условия. Два года он работает в этом бизнес-инкубаторе. А потом его бизнес отправляется в свободное плавание. Тогда мы будем знать все проблемы этого бизнеса, и какую помощь ему нужно оказать. У нас много средств уходит на так называемые воздушные мероприятия. В том же управлении культуры проходят различные концерты и тому подобное. Но молодежи нужно давать работу. Соответственно, нужно создавать предприятия. И первым делом, нужно развивать производственную сферу. И поэтому, мы должны поддерживать инициативы нашей молодежи.

 

— Вы сказали, что механизмы программы «Дорожная карта бизнеса – 2020» до конца не отработаны на практике. Через 2 года программа закончится. Что делать дальше, если запланированные результаты не будут достигнуты?

— То, что программа не будет до конца реализована – это уже очевидно. Потому как на данной стадии уже масса проблем. 515 миллионов неосвоенных банками второго уровня средств по данной программе – это, мне кажется, уже большой минус. И это в Таразе только за 8 месяцев текущего года. Государство выделяет банкам достаточное финансирование, чтобы они оказывали поддержку несырьевому сектору. Раз государство оказывает им поддержку, а банки, ради своих корыстных целей, не доводят эту поддержку до предпринимателей, это недоработки государства и банков. Банк создает адские условия для клиентов, и выставляет тяжелые требования, которые непосильны нашей молодежи, непосильны нашим гражданам. И никто не хочет оставлять в залоге свое имущество за копейки. Дом стоит, допустим, 20 миллионов. Банк оценивает его в 10. А на руки выдает всего 5 миллионов. Ну зачем человеку такой кредит? Это же не равноценно. А как тогда будет работать программа «Дорожная Карта Бизнеса – 2020»? Она не будет работать, потому что условия созданы неправильные. Куда смотрит государственный сектор, тот же самый ЦОП, Управление предпринимательства и другие структуры. Почему мы не можем этим 2739-ти молодым предпринимателям оказать финансовую поддержку для развития их бизнеса. Для этого, повторюсь, нам нужны организации, которые будут финансировать бизнес-проекты. А банки второго уровня работают в стандартном режиме. Им не интересно развивать именно эту программу. Им интересно держать у себя на счетах деньги государства на развитие программы «ДКБ-2020», крутить эти деньги. А как дело доходит до выдачи кредитов населению, они создают драконовские условия, чтобы никто не подобрался к этим деньгам, и чтобы эти деньги крутились у них на счетах круглый год. А все за те же прошедшие 8 месяцев всего 54 бизнес-проекта были одобрены на субсидирование. Это же не показатель. И при этом, у банков осталось еще столько денег. Они должны улучшать условия кредитования. Зачем мы тогда даем этим банкам государственную поддержку? Правильно Глава Государства недавно сказал в своем выступлении, что хватит давать деньги банкам второго уровня, если эти деньги не доходят до адресатов. Банкам не нужно давать этих денег. Лучше давайте создадим оператора, который будет работать напрямую с предпринимателями. Да, тогда могут возникнуть коррупционные вопросы. Но, как я сказал, эти вопросы мы можем решить коллегиально. И Президент видит, что до 2020-го года в рамках этой программы ситуация кардинально не изменится. 

Юрий Черногор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По сообщению сайта Новый Регион