Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

«Насущная необходимость». Зачем Украина углубляет Азовское море?

Дата: 15 сентября 2017 в 17:18

«Насущная необходимость». Зачем Украина углубляет Азовское море?

Власти Украины заявили о намерении провести работы по углублению дна Азовского моря.

Как сообщает сайт Министерства инфраструктуры Украины, правительство решило направить в Азовское море земснаряд «Меотида» и ледокол «Капитан Белоусов» для углубления морского дна.

«Сейчас стоит насущная необходимость перемещения вышеупомянутых судов для проведения дноуглубительных работ в акватории Азовского моря», — заявил замминистра инфраструктуры Юрий Лавренюк.

«У нас все в порядке... Скучно, чем бы заняться»

Новость о том, что Украина решила углубить Азовское море, вызвало немалое оживление в соцсетях. Правда, восхищения новым проектом пользователи не выражали, и были, по большей части, настроены иронически:

«На Украине решили углубить Азовское море. Чтобы потом написать в учебниках, мол, предки малость не докопали, в отличие от Черного»

«Пливуть кавуни». Баржа с арбузами стала историческим событием на Украине

«чё бы не делать... лишь БЫ не делать... зачем на экономику тратить деньги... лучше стены... каналы... моря»

«У нас все в порядке... Скучно, чем бы заняться... А не углубить ли нам Азовское море...».

«Морекопатели. Надо им вход в Азовское море перекрыть. А то как бы чего не наделали».

Иронический настрой аудитории понятен — в последнее время на Украине в события государственного значения превращаются то прибытие в Киев баржи с арбузами, то встреча корабля с углем из Пенсильвании, объема которого стране хватит максимум на один день зимнего периода.

Самое мелкое море

Но что же все-таки на самом деле стоит за «углублением Азовского моря»?

Начнем с того, что Азовское море, или Меотида, как именовали его древние греки и римляне — не самое идеальное место для мореходства. Это самое мелкое море на планете — наибольшая глубина здесь менее 14 метров, а средние глубины от 6,8 до 8 м.

Крупные суда в Азовское море заходят с трудом. Например, Керчь-Еникальский канал, через который корабли идут из Черного в Азовское море и обратно, даже после всех работ по расширению имеет ширину всего в 120 метров. Движение судов возможно исключительно в этом коридоре, в противном случае корабли рискуют сесть на мель.

«Титаник» по-украински. Как суперпроект «назло России» превратился в фарс Ситуация в самом Азовском море еще более сложная. Когда корабли подходят к таким портам, как Мариуполь и Бердянск, они должны следовать тоже исключительно по специально углубленным каналам, еще более узким, чем Керчь-Еникальский канал.

Каналы, ведущие к портам, постоянно заиливаются, из-за чего их рабочая глубина снижается. Единственный способ предотвратить это — проводить регулярные работы по дноуглублению. 

«Меотида» — голландский земснаряд для украинских нужд

Именно для этих работ в Азовское море и направляются земснаряд «Меотида» и ледокол «Капитан Белоусов».

Начальник Мариупольского порта Александр Олейник на своей странице в Facebook подтверждает: «Спешу поделиться радостной новостью. Вчера на заседании Кабинета Министров принято важнейшее для мариупольских портовиков решение о переходе земснаряда „Меотида« в Мариупольский порт! Это позволит поддерживать паспортные глубины, своевременно выполнять договорные обязательства».

Самоотвозящий дноуглубительный земснаряд «Меотида» был построен голландской компанией Damen Shipyards Group в Румынии по заказу Мариупольского морского порта в 2012 году. Приобретали его как раз для выполнения работ по углублению каналов, ведущих к портам Мариуполь и Бердянск.

Затем судно, принадлежащее госпредприятию «Администрация морских портов Украины», было переброшено в Черное море, и вот, сейчас возвращается в место постоянной службы.

Кабмин решил переместить землесос «Меотида» из Черного в Азовское море — https://t.co/VgJ5T7owHn https://t.co/fcXzdMscjX pic.twitter.com/blAFNgrnFZ

— GoogleNews.В мире (@g_news_world) 14 сентября 2017 г.

«Капитан Белоусов»: герой Севера на южной «пенсии»

Дизель-электрический ледокол «Капитан Белоусов» — заслуженный ветеран. Он был построен в 1953 году на Хельсинкской верфи «Wärtsilä» (Вяртсиля) по заказу СССР. 

В 1955 году «Капитан Белоусов» вышел на трассы Северного морского пути, и много лет проводил торговые суда через льды северных морей.

Когда ледокол перестал соответствовать современным требованиям на Севере, ему нашли работу полегче. Так он оказался в Азовском море, где занимается проводкой судов в зимний период.

Ледокол «Капитан Белоусов».  Кадр youtube.com

«Капитан Белоусов» — это единственный ледокол украинского флота. Вопрос о его замене поднимается давно, но средств на приобретение более современного корабля такого класса в казне не находится.

Восемь лет тому назад Мариупольский порт вложил около 70 миллионов гривен в реновацию «Капитана Белоусова», и с тех пор «старичок» продолжает служить верой и правдой. Минувшей зимой он осуществлял проводку кораблей в Мариуполь в период, когда в Азовском море появились льды.

Растоптанная гордость. Как Россия и Украина делили Черноморский флот

«Возможно, провокация»

Член комитета Верховной Рады по транспорту Владимир Гусак на своей странице в Facebook пишет о предстоящих мероприятиях: «Проблема в том, что в течение этого года работы по дноуглублению в Азовском море фактически не проводятся. Причин называлось много. Так, государственное специализированное судно „Меотида«, которое занималось дноуглублением в Азовском море до 2014 года и которое в 2014 году забрали оттуда, пока еще не могут вернуть из-за юридических вопросов, связанных с проходом через Керченский пролив. Вопрос чуть ли не на уровне решения Совета национальной безопасности и обороны Украины, а тендер на дноуглубление среди частных компаний, который Администрация морских портов Украины провела в этом году, в настоящий момент расследуется Национальным антикоррупционным бюро. И вроде бы и тендер провели, и победитель есть, а никакой работы нет».

Упоминание Совета национальной безопасности и обороны Украины настораживает. Эксперт по юридическим вопросам Кирилл Чернявский в интервью RT сказал: «Я не представляю, как эту проблему можно решить с помощью СНБО. Возможно, какие-то суда пойдут в охранении других судов. И дальше будет, возможно, провокация. Может быть, Украина будет смотреть, как будут действовать пограничные части российской стороны».

Российский мост и украинские претензии

На нынешний поход «Меотиды» в Азовское море никто не обратил бы внимания, если не предыдущие заявления официальных лиц Украины, которые считают, что строящийся мост в Крым подорвет экономическое положение портов Мариуполя и Бердянска.

Ни пяди морской глади. Чьи моря вокруг Крыма?

Так называемое министерство Украины по вопросам временно оккупированных территорий 21 августа сообщило о том, что 23% украинских судов не смогут теперь заходить в Азовское море и морской порт Мариуполя потеряет около 43% своей грузопереработки. Причиной названы ограничения габаритов судов, проходящих под аркой Крымского моста.

«Российская Федерация, вопреки Конвенции ООН по морскому праву, устанавливает ограничения для прохождения судов через Керченский пролив. Так, высота арки будет ограничена 33 м над уровнем моря. Кроме того, если раньше проход Керченского пролива был разрешен судам длиной до 200 м, то теперь Российская Федерация заявляет об ограничении разрешенной длины в 160 м», — говорилось в заявление украинского министерства.

Есть подозрение, что Украина сгущает краски и преувеличивает возможности свои портов на Азовском море по приему крупногабаритных судов.

В соцсетях возникло предположение, что сама операция по дноуглублению как раз направлена на то, чтобы доказать якобы имеющиеся потери от строительства моста.

Пользователь Павел Мухин, например, считает: «Хитрый ход. Углубить порты и сетовать, что из-за моста порты не могут принять суда класса Panamax, которые в Азовское море никогда не ходили».

Фарватер чистят под американцев?

Экс-депутат Верховной рады Украины Владимир Олейник в интервью Федеральному агентству новостей сказал: «Думаю, что углубление делается из расчета на крупные поставки угля. Вероятно, будут просить у американцев деньги и осваивать по-украински — воровать будут. Чтобы потом эти деньги появились в оффшоре. Но товарооборот реально падает: мы уменьшили количество поставок металла из Мариуполя».

У Олейника есть и другое предположение: «Не исключено, что углубление Азовского моря имеет гражданско-военное значение. Под эти дела США деньги выделят. Но прикрытие тоже должно быть, вот и будут на первом этапе рассказывать о гражданских целях — увеличении товарооборота. Но цель может быть иной, а именно присутствие на Украине ВМФ США на постоянной основе, что по сути является оккупацией».

«Лучше б я не смотрел». Чем Крымский мост опять огорчил украинцев

АиФ.ru cообщал, что в США ряд экспертов высказывал идею об отправке кораблей ВМС США в Азовское море.

При этом до сих пор действующее и не аннулированное российско-украинское соглашение гласит, что заход судов третьих стран в Азовское море возможен лишь при согласии как России, так и Украины. Так что поход американских кораблей в Азовское море представляется маловероятным.

Издание «КП в Украине» получило ответ компании «Морфлот-Сервис» в Мариуполе: «Несколько раз в год мы очищаем от песка фарватер, для того чтобы транспорт мог проходить по морю. Корабли, осадка которых больше 8 метров, просто не смогут пройти из Керченского пролива в Азовское море при низкой глубине».

Так что, возможно, это действительно рутинное событие, за которым потаенного смысла не больше, чем за пресловутой баржей с арбузами. Может ли Украина использовать американский уголь? Подробнее

По сообщению сайта Аргументы и Факты