Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Реформа ЖКХ в районах Новосибирской области

Дата: 04 октября 2017 в 11:26

Реформа ЖКХ в районах Новосибирской области
Многие проблемы в коммунальной сфере на селе обусловлены низким уровнем профессиональной подготовки кадров, коррупцией, местничеством, а также выполнением непрофильных функций, таких как благоустройство территории, очистка и ремонт дорог.  А главная задача ЖКХ — оказывать услуги по водо — и теплоснабжению, водоотведению. Очередной наш материал в рамках социально значимого проекта «Село: развитие и барьеры» посвящен именно сфере ЖКХ в районах области. Правительством Новосибирской области было принято решение об оптимизации системы ЖКХ. Проблем в этой сфере накопилось много, и они требовали решения на уровне области. В январе 2017 года депутаты Законодательного собрания утвердили областной закон о реформе системы ЖКХ. С 1 июля 2017 года полномочия в сфере ЖКХ передаются от сельсоветов на уровень районных администраций. Главная цель реформы областного ЖКХ — сделать работу коммунальной сферы безубыточной. Или, по крайней мере, минимизировать плановые убытки

Реформа ЖКХ в области назревала долгое время

В соответствии с концепцией региональной реформы в районных центрах Новосибирской области в 2017 году создаются управления ЖКХ районов. Местные коммунальные предприятия, работающие сегодня на территории сельсоветов, преобразуются в участки. Координировать их деятельность станут мастера, устранением аварий будут заниматься оперативные бригады. Теперь местные предприятия ЖКХ будут заниматься прямыми обязанностями: подачей воды и тепла, приемом стоков. Муниципальные образования за счет своих бюджетов будут отвечать за благоустройство территории и очистку дорог. Однако областной системе ЖКХ необходимо отработать по новой организации хотя бы один год, чтобы оценить правильность принятых решений и скорректировать ход реформы. Многие предприятия коммунального комплекса имеют долги за энергоресурсы, и после передачи полномочий это бремя ляжет на плечи районного бюджета. Районные власти, в свою очередь, будут просить область компенсировать им эти убытки. Но зато и будет спрашивать с кого — теперь уже нет возможности перепихивать ответственность с местной администрации на нерадивых коммунальщиков и обратно.  Итак, реформа ЖКХ в районах области идет в соответствии с областным законом. Уже в 24 районах активно ведутся работы по реализации данного закона. Внесены изменения в Уставы районов и Уставы муниципальных образований сельских поселений Новосибирской области. Подготовлены перечни имущества, подлежащего передаче в районные управления. Но при проведении жилищно-коммунальной реформы на местах неизбежно возникают коллизии и непредвиденные осложнения. Дело в том, что слишком много интересов оказалось переплетено, завязано в вечный «гордиев узел» российской коммуналки. По информации Министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области, мероприятия в рамках передачи полномочий сельских поселений в муниципальный район по реформированию наиболее успешно и в полном объеме проведены в Карасукском, Каргатском, Кыштовском, Усть-Таркском, Тогучинском районах области. Отставание в проведении областной реформы ЖКХ в августе наблюдается в шести районах Новосибирской области (Здвинском, Коченевском, Купинском, Маслянинском, Мошковском, Черепановском), где приняты решения о передаче данных полномочий вновь сельским поселениями со сроком реализации до 31.12.2017 года, с параллельным ведением работ по реорганизации предприятий ЖКХ. Наибольшая задолженность за топливно-энергетические ресурсы сохраняется по двум районам:  в Барабинском районе просроченная задолженность за поставленный уголь составляет 60,5 млн рублей; в Мошковском районе просроченная задолженность за потребленный природный газ достигла 48,8 млн рублей. 

Кто заплатит по долгам?

В условиях бюджетного дефицита проблема снижения задолженности районных организаций коммунального комплекса за потребленные энергоресурсы становится все более острой. Уровень собираемости платежей потребителей в области довольно высокий, но вот парадокс: некоторые энергоснабжающие предприятия продолжают копить долги за потребленные газ и уголь. Значит, проблема вышла на межбюджетный уровень, стала системной. Есть и проблема низких тарифов, и проблема завышенных непрофильных расходов. Конечно, оперативный мониторинг министерства ЖКХ и энергетики НСО может дать объективные данные о всех платежах потребителей за потребленные топливно-энергетические ресурсы (уголь, газ, электроэнергию) организаций коммунального комплекса. Но ведь на некоторых котельных задолженность продолжает оставаться непогашенной или даже расти из года в год, достигая десятков миллионов рублей, а в Бердске — и сотен миллионов.  В Мошковском районе задолженность за газ у предприятия ООО «Сокурский ТЭС» была следующей: в октябре 2010 года — 8 млн рублей, в октябре 2012 года — 13,7 млн рублей, в августе 2013 года — 16,6 млн рублей, в феврале 2014 года — 25 млн рублей, а в июне 2017 года  — уже 29,2 млн рублей. Пришедшее после банкротства на его место МУП «Сокур» нарастило свою задолженность за газ до 12,1 млн рублей. МУП «Западное» в поселке Мошково  на 1 мая 2017 года имело более 7,8 млн рублей долга за потребленный газ. От руководителей мошковских предприятий ЖКХ приходилось слышать, что утвержденный тариф недостаточен для безубыточной деятельности предприятий. Но коммунальные предприятия должны в правительстве области «защищать», экономически обосновывать свои тарифы, а районные власти им должны всемерно помогать. Если это не сделано, значит, либо предлагаемый предприятием тариф был настолько непрозрачен, необоснован, что его отклонили. Либо между руководством и собственниками энергоснабжающего предприятия и районными властями глубокий и давний конфликт интересов.  Долг за газ барабинского МУП «ЖКХ» в июле 2017 года достиг  15 млн рублей. При этом барабинцы исправно платят за тепло и горячую воду. Купинский район на начало года имел значительную задолженность поставщикам топлива, а всего в январе районы области должны были за топливо 450 миллионов рублей. Как отмечают ведущие экономисты, основные причины задолженности теплоснабжающих предприятий в районах области следующие:  1) необоснованность тарифов реальной стоимости тепла (вследствие популистской политики районных и областных властей); 2) нецелевое использование собранных средств теплоснабжающими организациями (были случаи вывода средств собственниками предприятий за рубеж, в офшоры); 3) непроизводственные расходы, связанные с эксплуатацией устаревшего и изношенного оборудования и сетей (эта проблема также касается обоснования тарифов и согласования тарифов с районной и областной властями), наличие недобросовестных посредников в системе расчетов, а также практика преднамеренного банкротства теплоснабжающих организаций (как предполагается, с предварительным выводом средств в офшоры).  Система субсидирования планово-убыточного ЖКХ в районах продолжает работать. В мае 2017 года на заседании президиума муниципальных образований региона выяснилось, что часть убытков, образовавшихся у предприятий ЖКХ в 2015 году, будет компенсирована. Однако тех средств, которые возвращаются предприятиям коммунального комплекса по итогам предыдущих отопительных сезонов, недостаточно для покрытия текущих расходов. Следовательно, для подготовки к отопительному зимнему сезону 2017—2018 годов потребуется дополнительное финансирование. Готов ли к этому областной бюджет, готовы ли к этому районные власти?  «Готовится управленческое решение о компенсации расходов предприятиям», — сообщил министр ЖКХ и энергетики НСО Евгений Ким. А губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий отметил: «Мы в прошлом году провели аудит состояния теплового хозяйства в районах области. Выпадающие расходы не покрываются существующим уровнем тарифов. Мы знаем эту сумму и гарантируем, что мы вам ее вернем».  То есть ситуация пока не меняется.

Общественный контроль и инициатива на местах

Теперь все эти проблемы лягут на плечи районных властей. И уже они будут решать вопросы по оплате за уголь и газ из собственных ресурсов или при помощи областного бюджета. Поэтому во весь рост встает главная задача — повысить эффективность использования средств районного бюджета. Это могут сделать общественные организации на местах, такие как «ЖКХ Контроль», и федеральное законодательство создало для этого все условия. Местные органы самоуправления уже имеют возможности для контроля собственных финансов, для них не надо создавать какие-то особые условия. Это обязанность администрации, Совета депутатов, ревизионной комиссии, о которых они должны отчитываться перед населением. Но необходим и независимый общественный контроль. В областном центре уже работает «ЖКХ Контроль Новосибирск» — некоммерческая организация,  деятельность которой направлена на решение проблем в жилищно-коммунальной сфере, повышения эффективности работы отрасли, улучшения качества жизни граждан. Во многом рождение этой организации было обязано хаосу в системе ЖКХ и ценовому беспределу региональных естественных монополий. Замечательно, что подобные общественные инициативы и организации начинают работать и в районах области. Так, в Каргатском районе нашлись инициативные граждане и действующие депутаты, а также предприниматели, создающие общественную независимую организацию по контролю за сферой ЖКХ. 

Главное — отчитаться, а потом — как получится?

Администрация Искитимского района недавно сообщила о ряде мероприятий, которые позволят улучшить ситуацию с задолженностью за потребленные энергоресурсы — это оптимизация штата и устранение непрофильных функций. В результате проведения реформы ЖКХ районный бюджет Искитимского района сможет получить около шести миллионов рублей, которые пойдут на дальнейшую реформу ЖКХ. Сокращение штата устаревших организаций или их ликвидация, централизация функций на районном уровне могут дать определенную экономию. Однако у сибиряков, за последние 25 лет переживших разнообразные реформы-эксперименты, неизбежно возникнут вопросы. Не приведет ли создание новой структуры к постепенному разрастанию штата ЖКХ, в первую очередь непроизводственного, на что и пойдут сэкономленные средства? Что станет признаком успешного реформирования «коммуналки» в районах?  Ответы на эти вопросы неочевидны. Поэтому надо более критично относиться к разнообразным реформам. Особенно в такой социально-чувствительной области, как ЖКХ. 

Андрей Соловов, 

«Честное слово»

 

По сообщению сайта Информационный портал «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»