Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Тараз отмечает День города

Дата: 06 октября 2017 в 13:13



Сегодня на центральной площади «Достық» в 20:00 стартует праздничное мероприятие «Тотыдай таранған Таразым». Для жителей и гостей города выступят звезды казахстанской эстрады Торегали Тореали и Ерке Есмахан.

* * *

За свою более чем двухтысячелетнюю историю город Тараз переживал периоды расцвета и упадка, разрушительных войн и возрождения, а также множество переименований.

Первое упоминание города в греческих источниках относится к 568 году н. э. под названием Толоса (Талас), как одного из пунктов Великого Шелкового пути в долине реки Талас. В эпоху процветания, X-XIII вв., появилось нынешнее название Тараз — «весы», «торговый город». В 751 году вблизи города, на реке Талас, состоялась эпохальная битва, в которой конница Аббасидского халифата наголову разбила армию Танского Китая и карлукских наёмников, преградив путь китайской экспансии на запад.

В XIII в. Тараз оказал яростное сопротивление монгольским ордам, за что был разрушен и сожжен, о чём говорят следы пожарищ, найденные при раскопках древнего городища. Тогда город переименовали в Яны (Новый), позднее — в Наманганкоче.

Как рассказал корреспонденту МИА «Казинформ» директор государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Такен Молдакынов, к началу XIX века остатки города, крепость и окрестная территория оказались под властью Кокандского ханства, угнетавшего казахов. В 30-е годы XIX века люди стали селиться на территории города, близ находившейся здесь могилы легендарного хана Карахана из династии Караханидов, прозванного Аулие-Ата.

Во времена его правления в XII в. Тараз процветал. В 1856 году, 160 лет назад, город был официально переименован в Аулие-Ата, а на месте, где был древний мавзолей Карахана, построили новый. В 1864 году город Аулие-Ата, укрепленный пункт Кокандского ханства, в ходе штурма крепости завоёван войсками русского царского правительства. В 1867 году город вошел в состав Сырдарьинской области Туркестанского генерал-губернаторства и вскоре стал центром одноименного уезда.

...Из сохранившихся в областном архиве записок 1864 года проезжавших здешние места генерал-майора Черняева и подполковника Лерхе можно представить внешний облик того города: «Однообразный вид городских построек смягчается разведенными, как в городе, так и в его окрестностях, садами, прохладная тень которых служит отрадным убежищем для азиата во время невыносимого дневного жара...

Есть виноградные лозы и яблони, урюковые и грушевые деревья...Природа богатая, климат здоровый, земля щедрая, награждающая труды землепашцев и дающая великолепный урожай. Луговые места превосходные, орошаемые чистыми горными речками и ключами со светлой водой».

Упоминают офицеры и о многочисленных торговых караванах, проходивших через город, а также о большом количестве курганов, древних захоронений. Из записок видно, как изменился климат Жамбылской области за полтора века. Зимние морозы продолжались с октября по март, город утопал в снегах, часты были снежные бураны. Далее в записках читаем: «В четырехстах саженях от крепости (имеется в виду существовавшая тогда цитадель Аулие-Аты) находится кладбище, среди которого полуразвалившийся кирпичный памятник святого отца по имени Караган...

Могила этого святого человека послужила поводом названия крепости... Сюда собирались богомольцы, построили город, для безопасности возвели укрепленную цитадель». В те времена город состоял в основном из крепости, базара и небольших поселений вокруг, застроенных в характерной для азиатских городов радиально-кольцевой системе.

В современном Таразе сохранилось название одной из 4-х улиц того времени — Наманганская. По архивным данным переписи 1897 года, население города насчитывало 11 722 жителя разных национальностей: казахов, русских, украинцев, белорусов , узбеков, таджиков, татар. Имелись чугунно-литейные мастерские, кузницы, кожевенные и мыловаренные производства, бани, 8 мечетей, 3 караван-сарая.

Вхождение Аулие-Атинского уезда в состав России во второй половине XIX века способствовало развитию города. Появившееся железнодорожное и почтово-телеграфное сообщение соединило г. Аулие-Ата с городами Центральной России и Средней Азии. Открывались школы и училища, как для русских, так и для детей коренной национальности, мусульманские школы-мектебы.

В 1889 году открылась первая общественная библиотека. В 1898 году появился городской парк, в послереволюционные годы названный Садом Свободы, ныне это парк культуры и отдыха им. Т. Рыскулова. В 1904 году начали работать первая Аулие-Атинская больница и аптека. В 1915 году появился кинотеатр. В 1919 году вышел первый номер газеты «Аулие-Атинский вестник» — ныне «Знамя труда».

Именно в аулиеатинский период в городе появились фонарное освещение и тротуарная плитка. Советский писатель Дмитрий Фурманов, направлявшийся в начале 20-х годов XX века в город Верный, в своей повести «Мятеж» пишет: «В густые вечерние сумерки подъезжали к Аулие-Ата. Последние версты до окраины города, где разбросалось кладбище, изрезаны оврагами, испещрены глубокими зияющими норами: здесь любимые волчьи места. Рассказывают, будто здесь совсем недавно волчья стая бросилась ввечеру на верхового киргиза, и наутро от гнедой кобылки нашли только горсть волос, а от несчастного наездника — дырявые, старые баретки...».

По нынешним временам кладбище и овраги здесь сохранились, но волков и прочих представителей фауны уже нет.» К началу XX века город значительно расширил свои границы до 9 тыс. га и вдвое увеличил народонаселение — до 24 тыс. человек. Экономический потенциал составляли 17 фабрик и заводов, два базара, шерстомойка, кожевенное и свинцово-плавильное производство, конезавод и транспортные конторы.

Город имел три бани, два кладбища, восемь мечетей и две церкви. «От эпохи аулиеатинского периода в нашем городе сохранились некоторые здания, расположенные близ старого базара, где сегодня проводятся раскопки древнего городища и создается историко-культурный парк «Древний Тараз», — говорит Т. Молдакынов. — Здания начала XX века одноэтажной застройки, сложенные из саманного кирпича, но прекрасно выдержавшие несколько серьезных землетрясений. И очень жаль, что эти уникальные сооружения, хранящие дух той эпохи, нынче кардинально переделываются владельцами, или же вообще сносятся».

Тем не менее, общественность города надеется, что местными властями будет услышано предложение расширить для туристов историческую зону древнего города за счет создания зоны аулиеатинского периода развития Тараза, которая находится в шаговой доступности от создаваемого археологического парка «Древний Тараз».

....В 1936 году Аулие-Ата переименовали в Мирзоян, по имени первого секретаря ЦК КП(б) Казахстана Левона Мирзояна, впоследствии репрессированного и расстрелянного. Имя народного акына Жамбыла Жабаева город получил в 1938 году. Известно, что великий старец, никогда здесь не живший, неоднозначно воспринял это известие. В стихах он написал: «Прости меня, Святой город Аулие-Ата, что тебя назвали моим именем...».

...История порою имеет свойство повторяться на новом витке развития. В январе 1997 года первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, находясь в областном центре Жамбылской области, объявил о возвращении городу Жамбылу исторического названия Тараз. Сегодняшний Тараз — центр Жамбылской области, крупный индустриальный и культурный центр Южного Казахстана, с почти полумиллионным населением. Город имеет также огромный туристический потенциал.

Начавшиеся в 2011 году археологические раскопки древнего городища уже дали уникальные артефакты двухтысячелетней истории края. Святой старец Аулие-Ата — Карахан стал тем связующим звеном, которое соединило прошлое и будущее нашего города. Цитадель того времени, возведенная для военных целей, спустя годы разрушилась, и теперь археологи спорят, где она находилась. А к могиле святого старца, благоустроенной, ухоженной, стекаются паломники, как и двести лет назад. Город Тараз, преображающийся на глазах, овеянный легендами и обладающий притягательной силой, выходит на новый виток своей истории. А что будет записано на ее страницах — зависит от самих жамбылцев.

По сообщению сайта Матрица.kz