Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Модернизации уголовного процесса и совершенствование иных аспектов правоохранительной деятельности

Дата: 07 октября 2017 в 15:02 Категория: Происшествия

Модернизации уголовного процесса и совершенствование иных аспектов правоохранительной деятельности

 

В проекте Закона по реформированию уголовного процесса и совершенствованию иных аспектов правоохранительной деятельности с учетом опыта европейских государств, основное внимание уделено на реализацию задач по укреплению защиты прав человека в уголовном процессе, повышению состязательности сторон, расширению судебного контроля, исключению дублирования и четкому распределению полномочий между органами расследования, прокуратурой и судом.


В частности, подвергается изменению в сторону сокращения сроки процессуального задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения.

Срок задержания лица за совершение преступления без санкции суда предлагается сократить с 72 до 48 часов, а в отношении несовершеннолетних до 24 часов.

В исключительных, конкретно указанных случаях допускается задержание без санкции суда до 72 часов. Это при задержании лица по подозрению в совершении особо тяжкого преступления, террористического или экстремистского преступления, в совершении преступлений в ходе массовых беспорядков, в составе преступной группы, тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, умышленных преступлений, повлекших смерть человека, и при невозможности обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации.

         Данные меры направлены на снижение рисков использования задержания, как средства давления и принуждения при сборе доказательств, подкрепляющих обвинение.

Расширение судебного контроля будет осуществляться прежде всего, в форме санкционирования процессуальных действий, включая негласные следственные действия. В частности, будут переданы от прокуратуры судам санкционирование проведения негласных следственных действий, продления сроков проведения негласных следственных действий, уведомления лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях.

Предлагается передать от прокуратуры суду функции по санкционированию принудительного освидетельствования, получение образцов, применения залога.

В проекте закона устанавливаются нормы, дающие право лицу, в отношении которого проводились негласные следственные действия, обратиться в суд с заявлением о признании проведения этих действий незаконными и возмещении причиненного ущерба (при наличии такового). Это можно сделать в течение пятнадцати дней с момента уведомления о проведенных в отношении него негласных следственных действиях.

Согласно проекта закона, орган, ведущий уголовное расследование, напрямую может обратиться в суд с ходатайством о санкционировании эксгумации и запрета на приближение. Срок рассмотрения судами таких ходатайств проектом закона сокращен с трех суток до  24 часов.

Повышение уровня защиты прав граждан также выражается в расширении перечня оснований, по которым мера пресечения в виде содержания под стражей не применяется, в первую очередь по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности.

Должна быть исключена практика сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого события. Доказывание должно производиться только по уголовным правонарушениям, по которым начато досудебное расследование в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке. При обнаружении другого факта, он должен быть зарегистрирован в ЕРДР, как новое правонарушение и только после этого он может быть объединен в рамках одного досудебного расследования, начатого ранее.  

Это позволит искоренить случаи дополнительного сбора улик по любым другим, относящимся к данному лицу действиям, при отсутствии доказательств по расследуемому событию.

Повышение состязательности процесса будет выражаться в том, что в частности, адвокаты должны быть наделены полномочиями по обращению к следственному судье с ходатайством, помимо назначения экспертизы и о производстве иных следственных действий, сокращение до двух суток сроков предоставления защитнику государственными органами и общественными объединениями справок и иных документов при рассмотрении вопроса о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей подзащитного, определен механизм приобщения собранных адвокатом документов к материалам дела и приобретения этими документами статуса доказательства, после исследования органом, ведущим  уголовный процесс, по окончании ознакомления подозреваемого и защитника с материалами уголовного дела они могут представить дополнительные доказательства и иную информацию, которые в обязательном порядке приобщаются к уголовному делу.

В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства,  орган, ведущий уголовный процесс, должен проверить все заявления о невиновности или меньшей степени виновности. Поэтому особенно важным является  укрепление объективности уголовного процесса  с начала досудебной стадии, где стороне защиты отводится важная роль.

Исследование всех имеющих значение для дела доказательств, как стороны обвинения, так и стороны защиты до направления дела в суд, способствует обеспечению защиты прав граждан, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства.

Данные поправки предоставляют адвокатам равные права со стороной обвинения в получении информации, доступе к материалам уголовного дела, обмене информацией о доказательствах.

Упрощается производство по уголовным проступкам,  преступлениям небольшой тяжести путем введения приказного производства.

         Приказное производство предполагается применять при наличии                        следующих оснований, когда собранными доказательствами установлен факт уголовного проступка или уголовного правонарушения небольшой тяжести и совершившее его лицо, подозреваемый не оспаривает доказательства совершенного им уголовного правонарушения, доказанность вины, согласен с квалификацией его действий, размером причиненного ущерба, санкция совершенного уголовного правонарушения одним из видов основного наказания предусматривает штраф, подозреваемый, гражданский ответчик заявили ходатайство, а потерпевший и гражданский истец согласны в рассмотрении дела в порядке приказного производства без исследования доказательств, их вызова в суд.

Приказное производство не должно применяться в отношении невменяемых, несовершеннолетних, или лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования и лиц, к которым в качестве обязательного дополнительного наказания могут быть применены конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, выдворение за пределы Республики Казахстан.

Такие дела подлежат завершению с направлением в суд в течение 5 суток, рассмотрению в суде в течение 3 суток без проведения судебного заседания.

Анализ судебной практики отправления правосудия судами  области за 9 месяцев 2017 года показывает, что судьями из числа рассмотренных 1166 уголовных дел в отношении 1338 лиц,  прекращены производством 667 дел в отношении 744 лица, из них прекращены в порядке медиации 267 дел в отношении 267 человек, освобождены от ответственности 14 лица, в отношении 30 лиц вынесены оправдательные приговора, в согласительном производстве рассмотрено 81 дело в отношении 97 человек, в сокращенном порядке рассмотрено 341 дело в отношении 383 человек.                                          При введении в действие данного проекта закона несомненно повысится качество досудебного расследования, отправления правосудия и уровень защиты прав граждан, значительно сократятся сроки уголовного процесса, еще более укрепится состязательность процесса.                    

Принимая во внимание положительные стороны проекта данного закона, а также вопросов по реформированию уголовного процесса и совершенствования иных аспектов правоохранительной деятельности, такие как повышение его прозрачности, сокращение сроков уголовного процесса, сокращения сроков процессуального задержания подозреваемого в совершении уголовного правонарушения, расширения судебного контроля, повышения уровня защиты прав граждан, состязательности процесса, введение приказного производства и т.д. судьями судебной коллегии по уголовным делам Жамбылского областного суда 28-29 сентября текущего года с выездом на места проведены доклады на данную тему среди судей Шуского и Мойынкумского районов.                                               Также в первой декаде октября 2017 года планируется проведение аналогичных докладов в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Жамбылской области и специализированном межрайонном суде по делам несовершеннолетних Жамбылской области.

В целях внедрения цифровых технологий в уголовное судопроизводство, повышения его прозрачности, сокращения сроков уголовного процесса, а также оптимизации затрат на бумажный документооборот 11 августа текущего года Верховным Судом РК, Генеральной прокуратурой РК, Министерством финансов РК, Министерством внутренних дел РК, Агентством РК по делам государственной службы и противодействию коррупции  был подписан Совместный приказ о создании межведомственной рабочей группы и внедрении пилотного проекта «Электронное уголовное дело».

Данный проект стартовал в Жамбылской области 15 августа и планирует завершиться 25 декабря этого года.

14 августа в Жамбылском областном суде с участием следственных судей, заведующих канцелярией, специалистов районных и приравненных к ним судов, задействованных в пилотном проекте, состоялся обучающий семинар по разъяснению данного проекта, где сотрудниками Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде РК разъяснены все особенности и преимущества данного пилотного проекта.

На сегодняшний день можно смело утверждать, что все сотрудники судов Жамбылской области и судьи, рассматривающие материалы, связанные с санкционированием меры пресечения в виде содержания под стражей, выемки и другие, предусмотренные частью 1 статьи 55 УПК РК, обучены по их регистрации, распределению и рассмотрению.

В ходе проведенных мероприятий, подписан план-график внедрения пилотного проекта с руководителями заинтересованных органов Жамбылской области, судьи области приняли участие в совещаниях, проведённых Генеральной прокуратурой и ДВД Жамбылской области по реализации данного проекта. 

Наряду с этим сотрудниками Департамента – осуществлен выезд в Жуалынский, Жамбылский, Байзакский районные суды, суд № 2 г. Тараз,  где впервые в Республике Казахстан опробированы электронные санкционирования следственных действий.

Первые по республике электронные материалы в части санкционирования судом выемки и избрании меры пресечения виде содержания под стражей были рассмотрены 16 августа т.г. Жуалынским районным судом, которые, можно сказать, дали старт данному электронному проекту.

К примеру: материал по уголовному делу в отношении П.М. в части выемки поступил в Жуалынский районный суд 16 августа в 18 часов 48 минут, а 19 часов 22 минуты рассмотрен судом. То есть на его рассмотрение было затрачено всего 36 минут.

Как показала практика, на рассмотрение данных материалов было затрачено минимальное время,  как работниками канцелярией, так и судьей, непосредственно, рассмотревшим их.

Анализ рассмотрения указанного материала показал, что все процессуальные документы, начиная с заявления в РОВД, всех процессуальных действий и до сопроводительного письма о направлении в суд, имеются в данной электронной карточке. При этом значительно экономится время сотрудника канцелярии из-за отсутствия необходимости сканирования документов материала и при этом с учетом того, что сроки рассмотрения считаются с момента регистрации судом, дает возможность судье более тщательно ознакомиться с материалами, что, безусловно, положительно отражается на качестве вынесенного судебного постановления.

Кроме того, после вложения постановления суда и наложении на него электронно цифровой подписи, данное постановление автоматически направляется в информационный сервис ЕРДР, что исключает необходимость направления копии постановления в бумажном виде  в адрес следователя и прокурора.

В целом с начала пилотного проекта до настоящего времени судами в электронном формате рассмотрено 107 ходатайств, из них санкционировано содержание под стражей подозреваемого 71 материал, продление срока содержания под стражей подозреваемого 5 материалов, арест на имущество 2 материала, санкционирование  обыска 5 материалов, санкционирование выемки  14 материалов. Количество рассмотренных в электронном формате  уголовных дел составляет — 33.

Так же, по вопросу шифрования канала связи на уровне «Единой Транспортной Среды» (ЕТС) осуществляется оператором Связи АО «Национальные Информационные Технологии» начиная с РОВД-Прокуратура-Суд.

За короткий срок реализации пилотного проекта, он уже показал все преимущества электронного уголовного дела, такие как: оперативность, прозрачность,  экономия времени, человеческих ресурсов и бюджетных средств, а самое главное, все это происходит при строгом соблюдении прав и интересов участников уголовного процесса на всех его стадиях, что, в свою очередь, найдет положительное к нему отношение со стороны общественности.

  Данная программа имеет высокую степень защиты от несанкционированного доступа к материалам уголовного дела посторонних лиц, в том числе и администраторов системы. Доступ к материалам дела будет исключительно у следователя, который ведет дело, и прокурора.

Также нами направлены предложения в рабочий проект регламента и перечень необходимых документов для каждого санкционирования при направлении в электронном формате.

   Цифровизация уголовного процесса позволит решить ряд важных для населения вопросов, а также упростить процедуру сбора доказательств и составления процессуальных документов, снизить риски фальсификации материалов дела, а также материальные затраты и нагрузку на следственные и судебные органы.

По сообщению сайта Новый Регион