Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Прогноз на снижение импорта (Линара Сактаганова)

Дата: 20 октября 2017 в 14:49 Категория: Новости экономики

Прогноз на снижение импорта

 

Линара Сактаганова

 

В этом месяце эксперты прогнозируют напряженную обстановку на рынке нефтепродуктов. Вместе с тем в ноябре намечен существенный рост собственного производства и, соответственно, начнется снижение импортных поставок до 30 — 40 тыс. тонн.

Текущую ситуацию дефицита топлива в Казахстане прокомментировали вице-министр энергетики РК Асет Магауов и зам. генерального директора АО «КазМунайГазӨнімдері» по операционному направлению Нуркен Мырзагалиев на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК.

Как подчеркнул Асет Магауов, в прошедшие выходные было много информационных поводов для обсуждения наличия бензина АИ-92 на АЗС и повышения цен на бензин.

По словам вице-министра, за девять месяцев текущего года существенно вырос объем потребления этого продукта по сравнению с прошлым годом — 2 млн 480 тыс. тонн (по сравнению с девятью месяцами 2016 года на 154 тыс. тонн), что привело к росту производства.

— В прошлом году благодаря тому, чтобы был завершен первый этап модернизации Атырауского нефтеперерабатывающего завода, по комплексу ароматики, мы увеличили производство бензина на этом заводе, плюс в июне этого года завершен первый этап модернизации на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе. И в целом, по сравнению с девятью месяцами 2016 года, за 2017 год мы произвели практически на 200 тыс. тонн бензина больше, — отметил вице-министр.

Между тем спикер подчеркнул несколько факторов, которые привели к существенному удорожанию импортных поставок и снижению их объема. В частности, за период с июля по сентябрь произошел существенный рост потребления, то есть из 154 тыс. тон н роста потребления порядка 110 тыс. тонн пришлось на летние месяцы.

— В начале июня у нас были очень хорошие благоприятные остатки, которые в целом по республике составляли практически 300 тыс. тонн бензина, но вместе с тем пошел разрыв цены между оптовым рынком России и оптовым рынком Казахстана. При этом на рынке Российской Федерации шел активный рост цен на бензин, — пояснил А. Магауов.

По его словам, начиная с 1 июня, цена 92-го бензина на границе Казахстана и России увеличилась на семь процентов — с 517 за тонну до 555 долларов.

В этот же период прошла корректировка курса тенге по отношению к доллару, и он с 312 тенге за доллар увеличился до 340, то есть на девять процентов.

— Если до июня мы импортировали порядка 80 тыс. тонн ежемесячно, то в указанный период импорт составил порядка 40 тыс. тонн. За три летних месяца остатки имели тенденцию к планомерному снижению. Чтобы смягчить влияние данных факторов, была увеличена переработка на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе, в сентябре дополнительно 110 тыс. тонн было поставлено, в октябре мы увеличили переработку на 110 тыс. тонн, и это нам дает порядка 50 тыс. тонн ежемесячно. Вместе с тем остатки на текущую дату снизились до 125 тыс. тонн, это составляет примерно 15 календарных дней нашего странового потребления, — подчеркнул вице-министр.

В целом он констатировал, что по республике запасы достаточно устойчивые.

— Для сравнения можно отметить, когда у нас был кризис с поставками нефтепродуктов в ноябре-декабре 2016 года, остатки наши составляли меньше 90 тыс. 92-го бензина. В целом можно отметить, что остатки на тот период, как в начале лета, когда они составляли 300 тыс. тонн. Но вместе с тем они позволяют проходить без каких-либо существенных разрывов в страновом масштабе. Конечно, на отдельных сетях могут быть случаи недопоставки, когда могут запаздывать вагоны отгрузки с заводов, — спрогнозировал Асет Магауов.

Однако, по словам вице-министра, процесс требует большей координации как внутри крупных сетей АЗС, так и со стороны ведомства в части рекомендаций для заводов или ресурсодержателей по отгрузке в тот или иной регион.

Говоря о влиянии российского рынка на ценовой фактор, вице-министр проинформировал о том, что благодаря активной работе наших крупных сетей АЗС, Казахстан импортировал в сентябре 90 тыс. тонн 92-го бензина, что составило очень существенную долю на нашем рынке.

— С учетом дорогого продукта, средние затраты компаний выросли и есть тенденция к росту цены. Компании, которые полностью работают на импортном российском продукте, уже заявили цены от 151 до 155 тенге за литр. Компании, которые работают частично на отечественном продукте, частично — на импортном, пока держатся на уровне 147 до 151 тенге за литр. Дальнейшая ситуация будет зависеть от конъюнктуры цен на рынке Российской Федерации, — подчеркнул Асет Магауов.

Между тем он отметил, что пик потребления бензина в стране проходит. Тем не менее, по его словам, октябрь будет достаточно напряженным, однако в ноябре пойдет существенный рост собственного производства и, соответственно, начнется снижение импортных поставок до 30-40 тыс. тонн.

По сообщению сайта Zakon.kz