Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

На всякий пожарный

Дата: 20 октября 2017 в 17:45 Категория: Происшествия

На всякий пожарный

Различных историй в копилке подполковника Евгения Янцена, как говорится, вагон и маленькая тележка. За годы работы в практике руководителя Центра оперативного управления силами и средствами департамента по ЧС Карагандинской области встречалось всякое. К ЧП его служба готова в любое время суток, поскольку именно она отвечает за координацию работы оперативно-спасательных подразделений региона. Какой уровень сложности присвоить чрезвычайному происшествию, какое количество сил и средств необходимо задействовать — все решается именно здесь. При этом необходимо в режиме реального времени обрабатывать и анализировать поступающую информацию, а также ставить в известность другие государственные органы и налаживать с ними взаимодействие. 

О том, что зачастую причиной трагедии становится людская безалаберность, он знает не понаслышке. Евгений Янцен вспоминает характерный случай, который произошел зимой 2013 года. Погода выдалась суровая и снежная, движение на автодорогах области регулярно перекрывалось, а оперативные подразделения ДЧС то и дело выезжали для спасения застрявших в заносах карагандинцев. Во время очередного вызова Евгению Янцену пришлось вызволять мужчину на стареньком «жигуленке» с летней резиной, который, несмотря на непогоду, решил съездить в гости к родственникам вместе с семьей. На вопрос, зачем он рисковал жизнями супруги и ребенка, тот всплеснул руками: «Брат же бесбармака наварил!» Незадачливого гурмана дотащили до ближайшего села, строго наказав ему сегодня больше не выезжать на дорогу. Однако через три часа поступил новый вызов... правильно, от того же мужчины. Не послушав совета, он вновь двинулся в путь и снова оказался в плену снежного заноса.

— Во время пожара люди часто паникуют, вследствие этого иногда возникают конфликтные ситуации. Доходит до того, что костерят девушек-диспетчеров, которые пытаются узнать подробности. Им кажется, что мы сидим сложа руки, вместо того чтобы сломя голову мчаться к месту происшествия. Они не понимают, что все действия — отправка пожарного расчета и уточнение деталей — происходят одновременно. Между тем, чтобы своевременно и квалифицированно отреагировать на возникшую ситуацию, нам необходимо знать, что и где горит, нужна ли лестница, оказание экстренной медицинской помощи и так далее. А люди думают, что мы время тянем, — констатирует Евгений Янцен.

По его словам, важны даже малейшие детали. Зачастую бывает так, что по карте проезд к дому обозначен свободным, а на деле он перегорожен бетонными плитами, которые устанавливают жильцы, чтобы обезопасить двор от лихачей. Другая беда — многочисленные легковые автомобили, припаркованные так, что тяжелый пожарный «Кам-АЗ» или «Урал» между ними просто не проедут. Хорошо, если на месте происшествия окажется наряд полиции или участковый, которые помогут найти владельцев. Если же нет, будет потеряно драгоценное время, от которого, возможно, зависят человеческие жизни. Кроме того, время прибытия пожарного расчета во многом зависит от пробок на дорогах, вежливости и дисциплинированности водителей.

Все действия пожарных и спасателей поминутно фиксируются в системе АРМ «Диспетчер». Это автоматизированная база данных, в которой содержится информация о действиях оперативно-спасательных подразделений области с 1999 года. В ней — отчеты о возникших чрезвычайных ситуациях, записи переговоров дежурных расчетов с диспетчерами, маршруты выездов, километраж, пройденный техникой, и так далее. Все это позволяет впоследствии тщательно анализировать и разбирать работу сотрудников, делать выводы на будущее.

— Иногда приходится слышать, что такой-то пожарный расчет прибыл с пустой автоцистерной. Я уже устал объяснять, что такого просто не может быть. Согласно всем правилам и уставам, сразу после тушения пожара расчет обязан заправиться под завязку. 10 минут нам положено, чтобы снова привести машину в полную боевую готовность. Кроме того, это сугубо обывательское мнение, что воды у нас примерно с целое озеро. Между тем при средней интенсивности подачи со ствола одной автоцистерны хватает примерно на 5-6 минут. Если пожар в многоэтажном здании, то есть мы подаем воду на высоту, это время сокращается вдвое. Отсюда эти мифы, — рассказывает Евгений Янцен.

Очень важна элементарная бдительность со стороны граждан, продолжает он. В то же время многие из них боятся ответственности за ложный вызов, поэтому могут пройти мимо разгорающегося пожара. Нет ничего страшного в том, что вы позвоните в службу 101, увидев подозрительный дымок, утверждает подполковник. Для этого в отчетах противопожарной службы даже есть специальная графа «Бдительность населения». И если этот дымок появился по вине нетрезвого соседа, который пережарил мясо, никто вас не накажет.

Это именно тот случай, когда переизбыток внимания важнее его недостатка.

 

Фархат КИНЖИТАЕВ
Газета «Индустриальная Караганда»
19 октября 2017 года
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА 

По сообщению сайта EKaraganda.kz