Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Законодательное регулирование сроков давности в сфере госзакупок (Азимкулова К., юрист ЖОТИ КВКиН)

Дата: 27 октября 2017 в 11:49

Законодательное регулирование сроков давности

в сфере госзакупок

 

 Закон РК от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» не содержит норм правового института исковой давности — он отражен в главе 7 Гражданского кодекса РК (далее — ГК РК). Исковая давность — это период времени, в течение которого может быть удовлетворено исковое требование, возникшее из нарушений права лица или охраняемого законом интереса (пункт 1 статьи 177 ГК РК). Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Для отдельных видов требований законодательными актами могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (пункты 1, 2 статьи 178 ГК РК).

 Так как законодательством в сфере государственных закупок не установлен специальный срок исковой давности, то, следовательно, он составляет 3 года. Нарушения законодательства РК о государственных закупках, предусмотренные в статье 207 Кодекса РК об административных правонарушениях, относятся к административным нарушениям в области торговли и финансов (глава 15 Кодекса РК об административных правонарушениях). Взыскание налагается на должностных лиц, а не на физических. В части первой примечаний к статье 207 прописано, кого следует понимать под должностными лицами. Во второй части указано, в каком случае должностное лицо не подлежит привлечению к административному взысканию.

 Должностное лицо не подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной статьей 207 указанного кодекса, в случае самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения проверяемому лицу уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

 В статье 62 Кодекса РК об административных правонарушениях говорится об освобождении от административной ответственности в связи с истечением срока давности. Так, согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 62 данного кодекса при совершении административного правонарушения в области финансов лицо подлежит привлечению к административной ответственности не позднее пяти лет со дня совершения административного правонарушения, но не может быть привлечено к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения. Таким образом, если в течение пяти лет обнаружится нарушение, то должностное лицо привлекается к административному штрафу в течение двух месяцев со дня обнаружения правонарушения.

 В пункте 6 статьи 71 Уголовного кодекса РК указано, что сроки давности не применяются к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, коррупционные преступления, террористические преступления, экстремистские преступления, пытки, преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также особо тяжкие преступления против личности, основ конституционного строя и безопасности государства, против общественной безопасности и общественного порядка, в сфере экономической деятельности. Так как нарушения законодательства в сфере государственных закупок носят коррупционный и экономический характер, следовательно, срок давности на данные преступления не распространяется. В целях полноты рассмотрения вопроса следует более подробно остановиться на данной категории преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РК (далее — УК РК).

 Так, к экономическим преступлениям в сфере государственных закупок можно отнести:

· Совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров. То есть совершение субъектом частного предпринимательства действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с целью извлечения имущественной выгоды, причинившее крупный ущерб гражданину, организации или государству, —

наказывается штрафом в размере до 3000 месячных расчетных показателей (далее — МРП) либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (пункт 1 статьи 216 УК РК).

· Получение незаконного вознаграждения. То есть незаконное получение работником государственного органа либо государственной организации, не являющимся лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или приравненным к нему лицом, а равно работником негосударственной организации, не выполняющим управленческие функции, материального вознаграждения, льгот или услуг имущественного характера за выполнение работы или оказание услуги, входящих в круг его обязанностей, —

наказывается штрафом в размере до 150 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста двадцати часов, либо арестом на срок до тридцати пяти суток (пункт 1 статьи 247 УК РК).

 Согласно примечанию не является уголовным правонарушением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном порядке получение лицом, указанным в части первой настоящей статьи, материального вознаграждения, льгот или услуг имущественного характера в качестве подарка при отсутствии предварительной договоренности за ранее выполненную работу или оказанную услугу, входящую в круг его обязанностей, если стоимость подарка не превышала пяти месячных расчетных показателей.

· Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения. То есть принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и интересам потерпевшего или его близких, при отсутствии признаков вымогательства —

наказывается штрафом в размере до 2000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (пункт 1 статьи 248 УК РК).

 

К коррупционным преступлениям в сфере государственных закупок следует отнести следующие:

· Злоупотребление должностными полномочиями. То есть использование лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до 2000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (пункт 1 статьи 361 УК РК).

· Превышение власти или должностных полномочий. То есть совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий и повлекших причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до 3000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (пункт 1 статьи 362 УК РК).

· Незаконное участие в предпринимательской деятельности. То есть учреждение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если это деяние связано с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, —

наказывается штрафом в размере до 1000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (пункт 1 статьи 364 УК РК).

· Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. То есть ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации вне зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом с использованием своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, —

наказываются штрафом в размере до 2000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (пункт 1 статьи 365 УК РК).

· Получение взятки. То есть получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, или лицом, занимающим ответственную государственную должность, либо должностным лицом, а равно должностным лицом иностранного государства или международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера для себя или других лиц за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия этого лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство —

наказывается штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до пяти лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (пункт 1 статьи 366 УК РК).

Согласно примечанию к данной статье не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном или административном порядке получение впервые лицом, указанным в части первой настоящей статьи, имущества, права на имущество или иной имущественной выгоды в качестве подарка при отсутствии предварительной договоренности за ранее совершенные законные действия (бездействие), если стоимость подарка не превышала двух месячных расчетных показателей.

В случае совершения вышеуказанных преступлений лицо может быть освобождено от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Согласно статье 65 УК РК лицо, совершившее уголовный проступок либо впервые совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности с учетом личности виновного, его явки с повинной, способствования им раскрытию, расследованию уголовного правонарушения, заглаживания им вреда, нанесенного уголовным правонарушением.

 

Азимкулова К. юрист ЖОТИ КВКиН

По сообщению сайта Zakon.kz