Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Сперма и презервативы: со школьниками в России поговорят о ВИЧ без ханженства

Дата: 09 ноября 2017 в 17:57 Категория: Общество

На всероссийском онлайн-уроке по профилактике ВИЧ-инфекции со школьниками будут говорить о проблеме откровенно, «без безумных плясок и эвфемизмов», заверили Русскую службу Би-би-си в «Центре современных образовательных технологий». Минобрнауки России поручило Центру разрабатать сценарий онлайн-урока, традиционно приуроченного к Всемирному дню борьбы со СПИДом 1 декабря.

Проводиться урок будет в форме «баттла» (соревнования) между двумя командами учеников, которые должны будут отвечать на вопросы о рисках заражения ВИЧ.

По официальным данным, ежегодно число ВИЧ-инфицированных в России увеличивается более чем на 10% — фактически ситуация близка к эпидемии. Официально в стране зарегистрировано около миллиона людей, живущих с ВИЧ. По оценкам экспертов, реальное их число в 1,5-2 раза выше.

Руководитель «Центра современных образовательных технологий» Сергей Буланов не сомневается, что его организация успешно завершит работу над проектом онлайн-урока, несмотря на скандал вокруг его обсуждения на рабочем совещании в минобрнауки 2 ноября.

Невольным инициатором скандала стал сам Буланов, написавший в своем «Фейсбуке» о том, что совещание было прервано после требования со стороны чиновников не использовать во время онлайн-урока слово «презерватив». Буланова процитировала газета «Коммерсант», после чего минобрнауки выступило с опровержением того, что перед разработчиками проекта урока ставились подобные требования.

В интервью Русской службе Би-би-си Сергей Буланов сообщил, что работа над онлайн-уроком продолжается согласно первоначальному техническому заданию, в котором нет требования не использовать слово «презерватив».

«Чтобы отклонить данное предложение [проект Центра], должны быть какие-то аргументы. А их быть не может. Мы же не забор красим на даче у заказчика», — считает Буланов.

Тем не менее, по словам Буланова, трения с заказчиком у него действительно возникали: например, кроме слова «презерватив» чиновникам также не нравилось слово «сперма».

«Вы знаете, если слово «ногти» говорить можно, значит, можно говорить и слово «сперма». Здесь очень просто», — говорит Сергей Буланов.

При этом в Центре настаивают на том, что ничего «кардинально революционного» они не предлагают — все темы, связанные с ВИЧ-инфекцией, и так рассматриваются в рамках школьных курсов биологии, ОБЖ и обществознания. Онлайн-урок будет проводится для школьников старших классов, то есть для аудитории старше 16 лет.

«Профилактика, предупреждение заражения ВИЧ — это предупреждение попадания биологических жидкостей в организм. Можно говорить о том, что разные жидкости несут разную концентрацию ВИЧ, о том, что в слюне, поте ВИЧ содержится в незначительной концентрации. А сперма, спиномозговая жидкость, кровь, вагинальный секрет, грудное молоко — они содержат концентрированный вирус, поэтому нужно предупреждать попадание именно этих жидкостей в организм», — объясняет Буланов необходимость использовать в разговоре со школьниками такие слова как «презерватив» и «сперма».

В рамках урока со школьниками будут говорить прежде всего о гигиене, причем ученики должны будут сами отвечать на вопросы о том, какими нужно использовать способы предохранения от заражения инфекцией.

«Вопрос о словах вообще не должен стоять, потому что вопросы гигиены нужно объяснять с использованием медицинских терминов без этих безумных плясок и эвфемизмов, и только язык науки, язык валеологии [науки о здоровье], язык медицины, язык биологии позволит избежать каких-то там некорректных интерпретаций», — резюмирует Сергей Буланов.

Всероссийский онлайн-урок по профилактике ВИЧ-инфекции проводится министерством образования России с 2015 года, и каждый год ведомство выбирает нового подрядчика для разработки проекта урока. До сих пор — два предыдущих года — уроки проходили в формате трансляции в классе заранее записанного видеоролика, посвященого пропаганде здорового образа жизни.

Ни в одном из них ни разу не упоминалось слово «презерватив».

В 2015 году разработкой онлайн-урока занималась Межрегиональная общественная организация содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса».

Бороться с эпидемией ВИЧ российским школьникам предлагалось в первую очередь с помощью «формирования ценностей и культуры здоровья, мотивации на здоровый образ жизни, демонстрации обучающимся здорового образа жизни, а также развития представления о морали и нравственности как духовной основы здоровья и здорового образа жизни, развития и готовности следовать морально-нравственным и иным социальным нормам, принятым в их культурных традициях этого народа, где проживают школьники». Все это прямая цитата из видеоролика, который смотрели школьники в своих классах.

В нем подросткам задают вопрос: «Что значит быть здоровым?» Ученик одной из школ на Северном Кавказе (в ролике не указывается, какой именно) отвечает: «Быть здоровым — это быть не только сильным, но и выдержанным, терпеливым». Другая ученица добавляет: «Здоровый человек всегда сможет управлять собой».

В чем именно здоровый человек должен быть выдержанным и в каких ситуациях он должен управлять собой, в ролике не уточняется. Вместо этого школьники рассказывают, что они занимаются в спортивных секциях и «сохраняют выдержку». Далее приводится статистика, какой процент учащихся в российских школах регулярно делают утреннюю зарядку и сколько подростков посещает спортивные секции.

«Сохранение духовных и культурных ценностей, ориентир на здоровый образ жизни, осознание ценности жизни и здоровья как своего, так и окружающих людей очень важны для нашего будущего», — резюмирует одна из ведущих онлайн-урока по профилактике ВИЧ-инфекции.

Еще школьникам сообщают, что нельзя брать пример с известных музыкантов и спортсменов, делающих себе татуировки и пирсинг. «Татуировка или пирсинг — это действие против природы, нужно ценить и уважать то, что дала нам природа», — заявляет одна из участниц программы.

«Также нанесение татуировки или пирсинга — это риск заражения ВИЧ-инфекцией», — подхватывает другая.

Видеоролик 2016 года с технической точки зрения сделан на принципиально более высоком уровне — этим занималась телекомпания ВГТРК, а основным ведущим был выбран известный тележурналист Сергей Брилев.

В этом видео школьникам рассказывают, что ВИЧ может передаваться при незащищенном половом контакте, но о методах защиты умалчивается.

Акцент делается на том, что вирус не передается при «рукопожатии, дружеском поцелуе или объятии» или через бытовые предметы как посуда, одежда или белье. Вирус «не передается даже воздушно-капельным путем» при кашле или чихании, подчеркивается в ролике.

Молодой человек в форме сотрудника МЧС России указывает на закономерность: в самых неблагополучных с точки зрения заражения ВИЧ областях России проходят основные пути наркотрафика. «ВИЧ часто идет за другой проблемой — наркоманией, борьба с которой — общая задача для всех министерств и ведомств, ведь на кону стоит здоровье российской нации», — делает вывод соведущий программы.

В этом ролике конца 2016 года сообщается, что самый частый путь передачи ВИЧ в России — заражение через кровь при употреблении инъекционных наркотиков. При этом вышедшая практически вслед за этим официальная статистика Федерального СПИД-центра сообщила, что столь же часто люди инфицируются через гетеросексуальные контакты. А в 2017 году этот путь передачи ВИЧ окончательно стал в России основным.

Школьникам в декабре 2016 года сообщалась и другая информация, которую уже на тот момент можно было считать устаревшей: об эффективности антиретровирусной терапии. По мнению авторов онлайн-урока, АРВ-терапия продлевает жизнь ВИЧ-инфицированного на 30 лет. Однако согласно международным исследованиям, современная АРВ-терапия полностью подавляет действие вируса, который таким образом никак не сказывается на продолжительности жизни больного.

В конце видеоролика авторы предлагают школьникам конкретные способы предотвращения заражения ВИЧ.

Звучат они следующим образом: «Не допускать случайных половых связей. Сохранять верность партнеру. Пользоваться только индивидуальными средствами личной гигиены. Отказаться от употребления наркотических веществ. Не наносить татуировки и пирсинг, а также не прокалывать уши вне специализированных учреждений».

Руководитель «Центра современных образовательных технологий» Сергей Буланов в интервью Би-би-си воздержался от критики предыдущих опытов проведения всероссийского онлайн-урока по профилактике ВИЧ-инфекции. Однако он отметил, что сами по себе мотивационные видеоролики нельзя назвать уроком в полным смысле слова.

«Урок должен быть всегда с живым педагогом, поэтому в этом году это будет такое живое действие, это будет в формате видеоконференции, работа с двумя аудиториями в двух городах», — объяснил Буланов.

Участвовать в уроке будут школы в Саратовской области и Алтайском крае, если только они, как говорит Буланов, «не испугаются этого дикого хайпа» — то есть скандала вокруг совещания в минобрнауке.

Онлайн-урок предполагается проводить в формате так называемого «баттла» — по ассоциации с турнирами рэп-исполнителей.

«Мы будем предлагать набор неких ситуаций, в которые все мы можем попасть, и каждая из команд должна будет оценить риски заражения ВИЧ и спроецировать некие поведенческие модели безопасного поведения», — рассказывает Сергей Буланов.

Буланов напоминает, что и в России, и в целом в мире ВИЧ распространяется сейчас за рамками маргинальных групп, поэтому со школьниками надо в первую очередь «говорить о профилактических мероприятиях».

«И первой, и второй команде будут даваться некие ситуации. Аудитория в Москве будет состоять из экспертов, которые будут оценивать работу команд. И все это будет транслироваться в открытом доступе», — объясняет руководитель Центра.

Как и раньше остальные российские школьники, не принимающие непосредственного участия в баттле, будут просто наблюдать за его трансляцией. Однако Сергей Буланов подчеркивает, что целевая аудитория этого онлайн-урока — прежде всего учителя, для которых он станет своего рода методическим пособием.

«Мы должны показать, как разговаривать о профилактике с подростками», — формулирует свою задачу Сергей Буланов.

Он признает, что эта тема, ВИЧ-инфекция и способы борьбы с ней, по-прежнему пугает многих педагогов. Однако им, видимо, все-таки придется говорить с подростками в том числе о презервативах.

«Да, нужно пользоваться обязательно барьерной контрацепцией. К вопросу о школьниках я уточню, что у нас аудитория достаточно взрослая, это 16 плюс. И, безусловно, от ВИЧ защищает барьерная контрацепция — это мужские и женские презервативы. И здесь подход может быть только один», — уверен Буланов.

Опасения чиновников из минобрнауки относительно слов «презерватив» и «сперма» он связывает с действием закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. По его мнению, чиновники и учителя часто идут по пути наименьшего сопротивления и стараются просто не касаться некоторых вопросов, чтобы «не дай бог не обвинили в чем-то там».

Сергей Буланов подтвердил, что сейчас минобрнауки отправило проект онлайн-урока на согласование в министерство здравоохранения. По его данным, всероссийский онлайн-урок по профилактике ВИЧ-инфекции пройдет 30 ноября, накануне Всемирного дня борьбы со СПИДом.

По сообщению сайта BBC Russian