Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Мажилис поддержал президентские поправки о модернизации правоохранительной деятельности

Дата: 16 ноября 2017 в 10:03

Астана, 15 ноября, Дом Мажилиса

На состоявшемся сегодня пленарном заседании Мажилис одобрил проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности».
Внесенный Президентом Казахстана в порядке законодательной инициативы законопроект предусматривает изменения в УПК, а также в законы «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О прокуратуре».
Предлагается, в частности, сократить срок задержания подозреваемого без санкции суда с 72 ч. до 48 ч., а несовершеннолетних – до 24 ч. Это за исключением случаев, когда настоящим УПК прямо предусмотрена допустимость задержания лица без санкции суда на срок не более 72 часов.
От прокуратуры передается суду санкционирование таких следственных действий, как залог, освидетельствование, получение образцов, проведение негласных следственных действий.
Вводится институт приказного права. В качестве новеллы также предлагается перевести уголовный процесс в цифровой формат.
В целом одобренные в двух чтениях поправки предусматривают повышение уровня защиты граждан в уголовном процессе и снижение его репрессивности. Предлагается упростить процедуру расследования уголовных дел. Расширяются процессуальные возможности адвокатов, а также судебный контроль на досудебной стадии. Исключается дублирование и вводится четкое распределение полномочий между органами досудебного расследования, прокуратурой и судом.
Во втором чтении Палата одобрила проект законодательных новшеств в Кодекс об административных правонарушениях.
Исключены нормы, которые, по мнению депутатов, повлекут ухудшение прав и законных интересов граждан. В частности, предлагается сохранить административную ответственность за: проезд по посевам или насаждениям; потраву посевов, стогов, порчу или уничтожение находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур, повреждение насаждений. В этом же ряду — нарушение законодательства о социальной защите инвалидов; невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию детей; обман потребителей.
Поправками предлагается, в частности, вернуть институт малозначительности административного правонарушения. Предусматривается также предупреждение как вид административного взыскания. Законодательно закрепляется надлежащее доставление предписаний о необходимости уплаты штрафа.
Депутаты Мажилиса дали «добро» и ратификационному акту — Соглашению о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечение их возврата.
Документ подлежит ратификации с оговоркой, что Казахстан не считает себя связанным положением пункта 1 статьи 13 Соглашения в случаях возврата в нашу страну автосредств, ввезенных ранее на таможенную территорию Казахстана в нарушение национального таможенного законодательства.
Данным пунктом предусматривается, что возвращаемые автосредства не облагаются таможенными пошлинами, налогами, акцизами, сборами и иными платежами, связанными с перемещением их через границы Сторон, при предоставлении документа, выданного центральным компетентным органом Стороны и подтверждающего, что автосредство возвращают в рамках данного Соглашения.
И сегодня на пленарном заседании депутаты Мажилиса взяли в работу проект законодательных нововведений по вопросам регулирования агропромышленного комплекса. Профильному комитету поручено приступить к работе над ратификационным законопроектом. Это поправки к Соглашению о займе между Казахстаном и Международным Банком Реконструкции и Развития по автодорогам Юг-Запад.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес руководителей центральных госорганов. Их озвучили Ш.Хахазов, К.Абсатиров, К.Каракен, Б.Дюсембинов, К.Мусырман, Т.Сыздыков, Ж.Дуйсебаев, Р.Ким, А.Перуашев, И.Смирнова, Д.Еспаева.

---

Депутатский запрос Хахазова Ш.Х.
Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Летом текущего года принят закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики». Одна из задач данного закона – это укрупнение энергопередающих компаний в целях повышения надежности энергоснабжения и снижения затрат на передачу электроэнергии. Данные меры должны были привести в конечном итоге к снижению тарифов на электроэнергию для населения.
В ходе презентации законопроекта в Мажилисе разработчики в лице Министерства энергетики заверили депутатов в том, что снижение стоимости электроэнергии обязательно произойдет, в частности, за счет исключения посредников в цепочке подачи электроэнергии. На снижение тарифов, согласно закону, должно было повлиять и освобождение энергопередающих организаций от корпоративного подоходного налога и налога на имущество при принятии бесхозных электрических сетей. Народ обнадежили.
Однако ничего из обещанного не произошло! Напротив, наши граждане и предприниматели уже ощутили удорожание электроэнергии! На этот факт повлияла и отмена с 1 августа 2017 года дифференцированного тарифа на электроэнергию по зонам суток. У граждан ночью была возможность платить всего 4 тенге за киловатт, у предпринимателей – 5 тенге. Теперь же в течение суток действует единый тариф – 13 тенге для физических лиц, 16 тенге – для юридических лиц.
В Министерстве национальной экономики такую меру объясняют тем, что дифтарифы себя не оправдали, не произошло ожидаемой экономии электроэнергии. А изменения в потреблении произошли всего на десятые доли процента.
Между тем из-за такой реформы уже страдают наши граждане и предприниматели. Последствия отмены дифференцированного тарифа напрямую отразились повышением в оплате коммунальных услуг казахстанцев и легли немалой нагрузкой на семейный бюджет особенно у жителей частного сектора. Многие из них, поддавшись на заверения Правительства об удешевлении электричества в ночное время суток, закупили недешевые электрокотлы, произвели замену электросчетчиков, которые теперь будут стоять без применения. Чтобы сэкономить, люди стирались, отапливали свои дома в ночное время суток, а теперь вынуждены отапливать дома углем, загрязняя окружающую среду.
Обозначенная проблема особенно актуальна для негазифицированных районов Казахстана и в первую очередь для Астаны. Но еще больше тревожит то, что из-за отмены дифференцированных тарифов растут цены на хлеб и другие жизненно необходимые продукты по всей стране. Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев постоянно подчеркивает идею поддержки малого и среднего бизнеса. Но, энергоснабжающие компании при молчаливом согласии Правительства, заботясь о росте своей прибыли, наносят существенный урон нашим гражданам и казахстанскому бизнесу.
Так, сейчас стало известно о миллионных убытках пекарей в Северном Казахстане. Пекари несут колоссальные финансовые потери из-за отмены дифференцированного тарифа. Только за один месяц их убытки, вызванные большими затратами на электроэнергию, составили 2,5 миллиона тенге! И это, заметим, только по одной области. Кто возместит предприятиям убытки? Большинство хлебобулочных, кондитерских цехов, организаций общепита и торговли ради экономии электричества работали по ночам, что позволяло им экономить до 20 процентов средств на оплату электроэнергии.
Убытки несут и промышленные предприятия, которые так же тратят дополнительные затраты в связи с отменой дифференцированного тарифа. Отмена дифференцированных тарифов теперь неизбежно отразится на себестоимости продуктов, новых ценниках, что вызовет недовольство наших граждан, которое будет подогрето еще и плановым повышением тарифов на коммунальные услуги в 2018 году, удорожанием ГСМ и угля.
Энергоснабжающие компании жалуются на недополученную прибыль, вызванную дифференцированным тарифом. Однако эти предприятия в убытке никогда не остаются, поскольку закладывают необходимые средства, в том числе и на модернизацию сетей, в свои тарифы. Кроме того, в принятом законе для них введены весьма комфортные и стимулирующие меры.
В связи с вышеизложенным просим Правительство внести изменения в тарифную сетку, в существующие тарифы на электроэнергию, чтобы снизить нагрузку на граждан, бизнес и избежать роста цен на продукты питания.
Ответ просим дать в письменной форме в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного Закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».

Депутаты Мажилиса Парламента РК
Ш. Хахазов
С. Абдрахманов
В. Божко
Н. Жумадильдаева
Р. Ким
Н. Микаелян
А. Мурадов
Ш. Нурумов
Ю. Тимощенко
Б. Хаменова
Т. Хитуов
М. Чирков
П. Шарапаев
А. Платонов
М. Ерман

---

Депутатский запрос Абсатирова К.Г.
министру национальной экономики РК Сулейменову Т. М.

Уважаемый Тимур Муратович!
При обсуждении проекта Кодекса «О недрах и недропользовании» депутатская фракция ДПК «Ак жол» однозначно высказалась против передачи функции по регулированию закупок недропользователей в различного рода комиссии.
Одной из причин, как было указано, является наличие вокруг любого крупного недропользователя пула традиционных поставщиков и подрядчиков, ограничивающих конкуренцию и создающих условия для корпоративной коррупции.
Очередным подтверждением наших доводов является обращение объединения «Казахстанский союз химической промышленности», поступившее в адрес фракции «Ак жол». Приведенные в обращении доводы свидетельствуют о наличии ограничения конкуренции на рынке по оказанию сервисных услуг в горнорудной сфере. А именно, злоупотребления доминирующим положением казахстанских производителей и поставщиков взрывчатых материалов и средств инициирования.
Как указано в обращении, используя ограниченный круг субъектов бизнеса, занятых в данном сегменте, производители и поставщики взрывчатых материалов и средств инициирования, реализуют ее преимущественно связанным с ними организациям (АО «Орика Казахстан», ТОО «Максам-Казахстан», ТОО «Искра — Сервис», ТОО «Промвзрыв»), ограничивая тем самым доступ на рынок иных сервисных компаний по проведению взрывных работ. Это позволяет без каких-либо дополнительных затрат обеспечить рост цен на взрывчатые материалы на 20 и более процентов.
В результате сервисные и горнодобывающие компании, использующие в своей деятельности взрывчатые материалы, ежегодно, по мнению ОЮЛ «Казахстанский союз химической промышленности», несут многомиллиардные убытки в виде разницы между реальными ценами и ценами поставщиков-доминантов на рынке взрывчатых веществ.
Завышенная таким образом цена на используемые компоненты отрицательным образом отражается на конечной стоимости продукции горнодобывающих предприятий, снижая их налогооблагаемую прибыль и снижая на экспортные возможности.
Обращения ОЮЛ «Казахстанский союз химической промышленности» в уполномоченные органы остаются без ответа. Не решило проблемы и совещание с участием представителей предприятий, занятых в сфере буровзрывных работ, министерств по инвестициям и развитию, национальной экономики Республики Казахстан, представителей Евразийской экономической комиссии ТС (ЕЭК), Федеральной антимонопольной службы РФ (предприятия РФ являются поставщиками взрывчатых материалов и средств инициирования), организованное по инициативе ОЮЛ «Казахстанский союз химической промышленности».
Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, задачей которого является предупреждение, выявление и расследование, пресечение нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции не может внятно выразить свою позицию по данной проблеме.
Вместо оперативного выявления и пресечения антиконкурентных действия поставщиков, доминирующих на рынке взрывчатых материалов, уполномоченный антимонопольный орган, по мнению бизнес-сообщества, занимается отписками и перекладыванием ответственности на других.
Учитывая вышеизложенное, уважаемый Тимур Муратович, депутатская фракция «Ак жол» просит:
1) проверить правомерность действий/бездействий антимонопольного органа в отношении законности действий казахстанских производителей и поставщиков взрывчатых материалов;
2) по результатам проверки, в случае подтверждения незаконности действий казахстанских производителей и поставщиков взрывчатых материалов, принять меры по ликвидации антиконкурентных действий на указанном рынке товаров, работ, услуг.

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»
К.Абсатиров
А.Перуашев
Е.Барлыбаев
Е.Никитинская
Б.Дюсенбинов
Д.Еспаева
М.Казбекова

---

Депутатский запрос Каракен К.А.
Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Сегодня экологическая безопасность многих стран становится в ряд основных стратегических компонентов национальной безопасности и, по праву, является важнейшим аспектом государственных приоритетов, поскольку экологические проблемы на данном этапе развития уже находятся на стадии перерастания в проблему выживаемости человечества.
И наше государство, в соответствии с 31-ой статьей Конституции, ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека.
В Казахстане, как и в странах ОЭСР, реализуется принцип «Загрязнитель платит», как экономический механизм воздействия на природопользователей путем взимания платы за загрязнение окружающей среды. Но у нас он, к сожалению, на сегодняшний день малоэффективен.
С ростом экономики из-за несоблюдения природопользователями экологических требований, направленных на недопущение негативного воздействия производств на окружающую среду, экологическая обстановка в регионах с каждым годом ухудшается. В ряде областей ее можно оценить не только как неблагоприятную, а как катастрофическую, что связано в первую очередь со значительными выбросами в атмосферу загрязняющих газообразных и твердых веществ.
На практике принцип «Загрязнитель платит» оборачивается принципом «платить за право загрязнять», поскольку предприятиям-загрязнителям проще заплатить налог за эмиссии, чем осуществлять дорогостоящую природоохранную деятельность и модернизировать производства, внедряя «зеленые технологии».
Наряду с этим, сложившаяся практика показывает, что платежи за загрязнение окружающей среды природопользователями стали основной доходной статьей бюджетов местных исполнительных органов, так как они поступают в бюджет вместе с другими налогами, где «размываются» и при его распределении не учитываются.
Между тем, в странах ОЭСР платежи за эмиссии поступают в специализированные фонды, из средств которого проводятся природоохранные мероприятия, а также осуществляется финансирование природопользователей для внедрения наилучших доступных технологии.
Помимо этого, принцип «Загрязнитель платит» недостаточно работает из-за отсутствия должного государственного контроля за фактическими выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду и «на бумаге» лимит, выдаваемый природопользователям на эмиссии, осваивается ими не более чем на 60%, предоставляя возможность уклониться от внесения платы за загрязнение.
Так, поступления платежей за загрязнение окружающей среды в Кызылординской области снизились с 2014 до 2016 год в 50 раз, в Мангистауской области – с 2013 по 2016 год – в 5,5 раз. То есть очевидно, что в стране отсутствует механизм, исключающий возможность сокрытия фактических объемов эмиссий загрязняющих веществ и ухода природопользователей от платежей.
Для кардинальных решений экологических проблем регионов недостаточно выделяются средства целевыми трансфертами и из республиканского бюджета. В прошлые годы они были направлены только для строительства и реконструкции гидротехнических переливных сооружений 4 регионов. Не предусмотрены они и в бюджете на предстоящие три года.
Уважаемый Бакытжан Абдирович! Пока в стране не заработает принцип природопользования «Загрязнитель платит», а финансирование экологических проблем будет осуществляться по остаточному принципу,снижение уровня загрязнения окружающей среды и создание благоприятной среды обитания для населения будет оставаться проблематичным.
В связи с вышеизложенным, просим Вас:
1) Усилить ответственность местных исполнительных органов за состоянием окружающей среды в регионах;
2) Поручить местным исполнительным органам максимально обеспечить финансирование природоохранных мероприятий из средств, поступающих в качестве платы за эмиссии в окружающую среду;
3) Поручить уполномоченному органу в области охраны окружающей среды обеспечить эффективный государственный контроль за фактическими выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду предприятий-загрязнителей.
Ответ просим дать в письменной форме в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.

Депутаты Мажилиса,
члены фракции «Нұр Отан»
К.Каракен
М.Бопазов
М.Махамбетов
А.Платонов
С.Сейдуманов
И.Унжакова
Ш.Утемисов
Б.Хаменова
Г.Шиповских
О.Шишигина
Г.Щегельский

---

Депутатский запрос Кима Р.У.
Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!
В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» обращаемся к Вам с настоящим депутатским запросом.
Поводом для настоящего депутатского запроса послужила критическая ситуация, сложившаяся в области ветеринарно-санитарного контроля. Отечественная система ветеринарии характеризуется институциональным несовершенством и отсутствием системного подхода. Работа ветеринарной службы и отдельных ее сегментов оставляет желать лучшего.
О необходимости выстраивания четкой вертикали ветеринарного контроля было неоднократно отмечено на всех уровнях, в том числе и в стенах Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Вместе с тем, в настоящее время на местах существуют разрозненные, слабо взаимодействующие между собой отдельные структуры: территориальные инспекции Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ Республики Казахстан, управления ветеринарии областных акиматов, ветеринарные отделы и ветеринарные станции районных акиматов, а также ветеринарные участки в сельских округах. Фактически же непосредственно ветеринарной деятельностью занимаются только ветеринарные специалисты в сельских округах. О какой эффективности может идти речь при такой «вертикали» ветеринарной службы?
На протяжении нескольких лет системе ветеринарного контроля не уделялось должного внимания, вследствие чего накопилось множество проблем. Сегодня в стране сложилась неблагополучная эпизоотическая обстановка из-за распространения таких инфекционных заболеваний как: бруцеллез, туберкулез, лейкоз и т.п., а также доселе неизвестной в Казахстане болезни – нодулярного дерматита КРС. Участились случаи вспышки особо опасных заразных болезней таких как: сибирская язва, бешенство среди животных и заражения ими людей, зачастую приводящих к летальному исходу.
Особую озабоченность вызывает бесконтрольное перемещение, а также не прекращающаяся контрабанда скота со стороны сопредельных стран, особенно из Кыргызстана, неблагополучного по особо опасным заболеваниям животных. Принимаемые меры с целью пресечения бесконтрольного перемещения скота через государственную границу и недопущения заноса особо опасных болезней животных на территорию страны, пока еще не дают должных результатов.
Сложившиеся казалось бы благоприятные условия для экспорта мяса и в первую очередь в соседние страны – Россию и Китай не способствовали ее увеличению, потому как потенциальных покупателей в числе основных причин, не устраивает забой скота в антисанитарных условиях и низкий уровень состояния нашей ветеринарии, а что тогда говорить об экспорте в дальнее зарубежье.
На самом деле, подворный убой скота, минуя убойные пункты, которые сегодня загружены всего на 30-40%, продажа ветеринарных справок, бесхозные и стихийные скотомогильники, а также низкий ветеринарный санитарный контроль за качеством сырья и продукции животного происхождения становятся привычными явлением и свидетельством о недееспособности ветеринарной службы в полной мере решать свои задачи. Тайной за семью печатями остается ситуация на рынках, где все отдано на отгул частным структурам. Острая нехватка специалистов усугубляется искусственно созданным перекосом в распределении ветеринарных работников. Так, большинство ветеринаров заняты инспекционной и офисной работой, а не практической деятельностью. В 80% сельских округов отсутствуют здания ветеринарных станций с необходимым оборудованием.
Актуальным остается вопрос подготовки квалифицированных ветеринарных специалистов, а также стимулированию притока их в село. Несмотря на принимаемые государством меры, одна треть сельских населенных пунктов страны до сих пор не имеют ветеринарных врачей, а качество подготовки кадров желает лучшего.
Вакханалией, иначе не назовешь существующее положение дел с вакцинацией животных. Так, зачастую на местах, ампулы вакцин от особо опасных инфекций вместо холодильников хранятся в простых сараях и погребах. В то же время, половина помещений в более чем 100 новых модульных ветеринарных лабораториях простаивают или используется не по назначению. Поставка вакцин и лекарственных средств, атрибутов зооветеринарного назначения не выдерживает никакой критики. Потребители покупают «кота в мешке», неся большие финансовые затраты, а результат лечения в итоге неэффективный или даже наносит вред. Проведение тендеров по закупу вакцин с игрой на ценах, с выбором самого дешевого поставщика может стоить слишком дорого.
В такой ситуации, которая сложилась сегодня в этой сфере, уже впору говорить о национальной безопасности страны. Чтобы решить существующие проблемы, нужно заниматься не тушением отдельных очагов, а принять целостную программу по развитию ветеринарно-санитарного контроля.
Учитывая вышеизложенное, просим Вас принять меры по устранению указанных недостатков и разработать Концепцию по совершенствованию и развитию ветеринарно-санитарного контроля в стране.
Ответ просим дать письменно, в установленные законодательством сроки.

Депутаты Мажилиса от
Ассамблеи народа Казахстана
Р.Ким
С.Абдрахманов
Н.Жумадильдаева
Н.Микаелян
Ю.Тимощенко
фракции «Нұр Отан»
Б.Оспанов
фракции «Народные коммунисты»
А.Конуров

---

Депутатский запрос Смирновой И.В.
Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Президент страны не устает повторять, что человек является для нашей страны наивысшей ценностью. «Мы четко понимаем, что человеческий капитал – это основа устойчивого экономического развития и главный двигатель инноваций, и с этих позиций строится политика суверенного государства», — говорит Елбасы.
В связи с этим, в очередной раз обращаем внимание на более чем 1 миллион наших граждан, в силу различных обстоятельств ставших «проблемными» заемщиками. На сегодняшний день они лишены возможности активно трудиться на благо Родины. Их положение, а именно: практически невозможность работать в законном поле из-за изъятия заработной платы, пенсии, пособий по инвалидности банками, вести бизнес из-за блокировки всех счетов и деятельности их предприятий, запрет на свободные передвижения из страны и в страну, – не дает им не только возможности заработать и расплатиться с банком, но и просто жить. Если человек, обвиненный в краже государственной собственности, иногда в миллиардных размерах, имеет возможность быть прощенным, амнистированным через какой-то срок, то «проблемный» заемщик такой возможности не имеет. Многие «проблемные» заемщики находятся в условиях, обозначенных выше, уже более 10 лет.
Вместе с тем, надо отметить, что благодаря Программе рефинансирования ипотечных займов, усилиям Национального Банка по решению проблем заемщиков, а также принятому большому блоку законодательных поправок, направленных на предотвращение роста долговой нагрузки ситуация некоторых проблемных заемщиков изменилась в лучшую сторону.
Однако, регулярная работа с гражданами и их обращениями, свидетельствует о том, что для значительного числа граждан принимаемые со стороны государства меры поддержки не приносят положительных изменений. Такая ситуация сложилась, прежде всего, с заемщиками, у которых обязательства выражены в иностранной валюте из-за многократных корректировок курса. Также, плачевная ситуация складывается с должниками, которые относятся к категории социально уязвимых слоев населения. Даже предлагаемые в рамках Программы рефинансирования займов льготные условия погашения долга не спасают ситуацию, из-за неспособности оплачивать ими минимальные суммы.
Принимая во внимание огромную государственную помощь частным банкам – только за 2017 год около 3 триллионов народных тенге, а заемщикам на рефинансирование с 2009 года по сегодняшний день выделено только 250 миллиардов тенге, необходимо отметить, что сложившаяся между банками и проблемными заемщиками ситуация не разрешима без государственного вмешательства.
Опираясь на предложение Главы государства о модернизации сознания, о том, что все, и банки в том числе, должны быть готовы к вызовам и изменениям привычных парадигм, учитывая, что финансовые институты по сути функционируют не за счет личного инновационного развития, а за счет использования народных средств, а также понимая, что ситуация, в которой оказались проблемные заемщики чаще всего форс-мажорная, усиленная обстоятельствами непреодолимой силы: мировой кризис, неоднократная девальвация, перестройка экономики, отсутствие конструктивного диалога заемщиков с банками второго уровня, предлагаем:
1. Принять реальную, действенную, работающую программу срочной реабилитации заемщиков с проблемами в выплате кредитов, полученных в банках под грабительские 25 – 70%.
2. Разработать механизм участия заемщиков с проблемными кредитами в организации МСБ, в государственных программах. Ведь они за многие годы получили прививку против непродуманных финансовых действий и теперь смогут быть тем локомотивом, о котором говорит Президент, в развитии бизнеса страны, в решении государственных задач.
3. Произвести конвертацию задолженности по всем валютным займам физических лиц, обеспеченным жилой недвижимостью.
4. Разработать механизм предоставления заемщикам, относящимся к социально уязвимым слоям населения, в долгосрочную аренду ранее принадлежавшего им жилого имущества с правом обратного выкупа;
5. В целях свободного передвижения, возобновления деятельности и возможности заработать средства, снять с проблемных заемщиков, займы, которых обеспечены недвижимостью, ограничения на выезд из страны.
Ответ просим дать письменно в установленный законодательством срок.

Депутаты фракции
«Народные коммунисты»
И. Смирнова
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
А. Конуров
В. Косарев
М. Магеррамов
Т. Сыздыков

---

Депутатский запрос Сыздыкова Т.И.
Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Диалог между Правительством и парламентариями о ценообразовании на энергоносители, лекарства, продовольственные товары, начатый на заре независимости нашего государства, продолжается до сегодняшнего дня.
Оптимистичные ответы уполномоченных правительством органов составляют уже многие тома, вызывая у населения иронию, формируя скептическое отношение к нашим вопросам и вашим ответам.
По данным делового портала Kapital.kz, в целом в сентябре уровень цен по сравнению с прошлым годом вырос на 7,1%. Это общая цифра. По отношению к сентябрю, в октябре цены на овощи существенно поднялись: огурцов — на 26,7, картофеля — на 20,3, помидоры — на 19, яйцо — на 8,3%. За год цена картофеля подскочила на 52, моркови — на 36,1, лук репчатый — на 33,3, свеклы — на 24,7%. Процесс этот продолжается. Бывая на рынках в качестве рядового покупателя, мы убеждаемся, что успокоительные речи представителей исполнительных структур о подконтрольности цен и принимаемых мерах действуют на граждан только в момент их провозглашения. У торговцев под рукой всегда готовы ценники: одни — для инспектирующих органов, другие — для массового покупателя. Как не вспомнить крылатые слова поэта: «Ах, обмануть меня не трудно – я сам обманываться рад». Килограмм картофеля на рынках многих регионов севера республики стоит сегодня 130 тенге. Почему же так получается? Ведь урожай собрали больше, чем в прошлом году? Как всегда, находятся объективные причины: то погода подводит, то узбеки оказались проворнее нас. Кто-то должен отвечать за то, что свой народ обеспечивается по остаточному принципу? Не лучше ситуация и с животноводческой продукцией. Цена на конину, баранину, говядину, окорочка куриные выросла от 9 до 15%, молоко сырое — на 13,7, масло сливочное — на 14,7, сметану — на 11,9% и т.д. Ни для кого уже не секрет, что в цепочке реализации продукции выигрывает не продавец и не покупатель, а неэффективные посредники, к которым уже многие годы не могут или не хотят подступиться соответствующие государственные органы.
Долго решаются вопросы обеспечения населения доступными и качественными лекарственными препаратами.
Не однозначную реакцию граждан вызвал угольный кризис. Анекдотично звучат оправдания чиновников, их ссылка на раннее похолодание. Выходит, опять виновата матушка природа? С нее как спросишь?
Вопрос ценообразования всколыхнул и бензиновый кризис. Мы помним весь путь «ползучего» роста цены на бензин от 25 тенге до сегодняшних 160, а дизтоплива, еще контрастнее — до 219 тенге. Уже 20 с лишним лет НПЗ ремонтируют, реконструируют, и, что интересно, затевают это накануне сезонных сельхоз работ.
Цены на коммунальные услуги так же вызывают много вопросов. В апреле т.г. «Жетысуэнерготренд» завысил цену на электроэнергию. В мае, благодаря активной гражданской позиции Любови Гаркуши, вынуждены были привести в соответствие. Ныне «Теплосервис» г. Талдыкорган возвращает горожанам 200 миллионов тенге. Чем же занималась антимонопольная служба региона? И таких примеров не мало.
Мы понимаем, что министру энергетики приходится разгребать проблемы прежних лет, сравнимые по сложности, разве что, с «авгиевыми конюшнями». Но пора уже выработать и довести до населения реальный план с указаниями сроков, ответственных, а не отбиваться на марше, тем более подключать к этому советников, которые, на наш взгляд, не до конца уяснили перечень своих обязанностей и пределы своих полномочий.
Все это связано, на наш взгляд, с издержками в стиле деятельности ряда уполномоченных структур, которые решают проблемы по мере их появления. Создается впечатление, что у тех, кто должен по долгу службы заниматься этими вопросами, не все нормально с компетентностью или же с ответственностью, особенно персональной.
Всецело поддерживаем Ваши планы по упорядочиванию ценообразования, намерение создать в регионах оптово-распределительные центры для обуздания спекулятивных скачков цен, практические шаги по повышению ответственности кадров за порученный участок работы.
Вместе с тем, считаем необходимым, с учетом существенного снижения покупательной способности населения, особенно социально уязвимых слоев, не желательным общественным резонансом, параллельно с работой над законом принять дополнительные меры, которые позволят в пределах существующего законодательства сократить в цепи «производство – реализация», паразитирующий слой неэффективных посредников, предусмотреть жесткий государственный и общественный контроль за ценообразованием, как важным фактором, формирующим социальное самочувствие граждан страны, создать заслон коррупционным схемам, разрабатываемым под прикрытием развития рыночных отношений и, не редко под «крышей» коррумпированных чиновников.
Учитывая крайнюю актуальность рассматриваемой проблемы, просим Вас ускорить разработку проекта Закона, предусматривающего изменения в законодательные акты по вопросам регулирования торговой деятельности, и инициировать принятие его, придав статус срочного.
Просим рассмотреть и дать ответ в соответствии с действующим законодательством.

Депутаты Мажилиса,
члены фракции «Народные коммунисты»:
Т. Сыздыков
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
А. Конуров
В. Косарев
М. Магеррамов
И. Смирнова

---

Депутатский запрос Еспаевой Д.М.
Заместителю Премьер-Министра РК Досаеву Е.А.

Уважаемый Ерболат Аскарбекович!
Партия «Ак жол» вынуждена повторно обратиться по вопросу приватизации государственных медицинских учреждений.
Ранее, в запросе от 25 октября 2017 года мы просили приостановить приватизацию объектов здравоохранения до разработки соответствующей программы с четкими условиями и понятной выгодой для государства и общества.
Мы указывали на то, что государство не получает реальных средств за приватизированные объекты, и что сам объект не получает дополнительных инвестиций, достаточных для модернизации и технического перевооружения.
К сожалению, наши опасения нашли свое подтверждение.
Так, в сентябре в Павлодаре были выставлены на продажу областной диагностический центр и две поликлиники.
При этом стартовая цена приватизации Павлодарского областного диагностического центра составляла — 557 миллионов тенге, поликлиники №1 — 224 млн. тенге и поликлиники №2 — 347 млн. тенге.
В итоге диагностический центр был продан за 315 миллионов тенге.
У депутатов фракции возникают сомнения по реальной рыночной стоимости этого объекта, т.к. по данным сайта «Ratel.kz», только площадь диагностического центра (7104 кв.м при средней цене в 155 тысяч тенге за кв.м) может оцениваться в сумму свыше миллиарда тенге.
Кроме того, этот центр имеет на балансе современное оборудование для диагностики, такие как магнитно-резонансный томограф, рентген-аппарат, цифровая система УЗИ, аппарат фибросканирования печени, маммограф, предварительная стоимость которых по минимальным подсчетам составляет порядка 500 млн. тенге — и это только часть оборудования.
Возникает вопрос: как мог этот объект быть приватизирован в 5 раз дешевле его самых минимальных оценок?
Определяя стартовую стоимость в 557 млн. тенге, организатор тендера имел возможность на законных основаниях понизить ее до 50% от первоначальной стоимости, т.к. в случае отсутствия спроса на первом аукционе – в ходе второго цена снижается наполовину. Чем и воспользовались организаторы тендера.
21 ноября на веб-портале реестра госимущества пройдет тендер на приобретение «Казахского научно-исследовательского института глазных болезней и Научного центра урологии имени Джарбусынова. Пока оба объекта находятся в республиканской собственности.
Стартовая цена 100 % акций АО «Каз НИИ глазных болезней» составляет 3 миллиарда тенге, АО «Научный центр урологии имени Джарбусынова» – 1,6 миллиарда тенге.
Мы понимаем, что продажная цена этих объектов так же может уменьшиться в 2 раза.
Согласно данным Комитета государственного имущества и приватизации, до конца года будут приватизированы еще 3 значимых объекта, а в мае 2018 года — АО «Национальный научный кардиохирургический центр» и АО «Национальный центр нейрохирургии».
Есть все основания полагать, что и здесь может быть применена та же схема продажи объектов, в разы дешевле их реальной стоимости.
Ежегодно республиканским бюджетом в систему здравоохранения вливалось более 1 трлн. тенге, в том числе и на модернизацию медицинских учреждений. Данные вливания при продаже объектов здравоохранения полностью не учитываются. Получается, что государство потратило миллиардные средства на оснащение современным оборудованием и сейчас, при продаже, эти объекты переходят в частную собственность по заниженной цене.
Если государство вдруг начнет создавать медицинские холдинги, то эти же клиники придется выкупать обратно по полной стоимости, и никто никаких скидок бюджету делать не будет – об этом мы говорили и в предыдущем запросе.
На основании вышеизложенного, депутатская фракция «Ак жол» повторно обращается со следующими предложениями:
1) Разработать программу приватизации объектов здравоохранения с четкими условиями и понятной выгодой для государства и общества.
2) Приостановить приватизацию объектов здравоохранения до разработки вышеназванной программы.
3) Поручить соответствующим органам, провести расследование законности определения оценочной стоимости «Павлодарского диагностического центра».

Депутаты фракции
ДПК «Ак жол»
Д. Еспаева
А. Перуашев
Е. Никитинская
К. Абсатиров
Б. Дюсембинов
Е. Барлыбаев
М. Казбекова

По сообщению сайта Nomad.su