Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Жогорку Кенеш одобрил возврат НДС на импорт зерна и поставок муки

Дата: 22 ноября 2017 в 12:34 Категория: Новости экономики

Tazabek — Депутаты Жогорку Кенеша сегодня, 22 ноября, одобрили в трех чтениях объединенный законопроект «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики», исключающий освобождение от уплаты НДС импорт зерна и поставок муки, произведенной непосредственно самим импортером из зерна, которая освобождена от уплаты НДС.

Из-за мучных королей мы, возможно, не получим грант от МВФ, — А.Атамбаев

99 человек проголосовало «за», 2 — «против», всего 101 человек зарегистрирован.

Инициаторами являются депутат ЖК Кенжебек Бокоев («Республика-Ата-Журт») и правительство (постановление № 15 от 11.01.17).

Законопроектом признаются утратившими силу следующие положения статьи 6 закона «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики»:

9. Освобождается от уплаты НДС импорт зерна (товарная позиция 1001 ТН ВЭД), предназначенного для переработки непосредственно самим импортером.

10. Поставка муки, произведенной непосредственно самим импортером из зерна, освобожденного согласно части 9 настоящей статьи, является поставкой, освобожденной от НДС.

11. Части 9 и 10 настоящей статьи считать утратившими силу с 1 сентября 2018 года.

После подписания закон вступает в силу по истечении 15 дней со дня официального опубликования.

Заключение комитета по экономической и фискальной политике ко второму чтению:

Как говорится в заключении комитета ЖК по экономической и фискальной политике от 31 октября 2017 года к проектам законов КР «О внесении изменений в закон «О введении в действие Налогового кодекса КР» и «О внесении изменения в закон КР «О введении в действие Налогового кодекса КР» во втором чтении, законопроекты предлагают изменить срок освобождения от НДС поставок муки, произведенной непосредственно самим импортером из зерна, которая также была освобождена от НДС в целях защиты и поддержке отечественных производителей мукомольной продукции и предлагает установить по импорту и поставке зерна и муки (товарные позиции 1001 и 1101 ТН ВЭД) ставку НДС в размере 12 процентов.

Правительство КР во исполнение пункта 3 решения фракции «Республика-Ата-Журт» от 7 октября 2016 года №113 разработало законопроект «О внесении изменений в закон «О введении в действие Налогового кодекса КР», одобренный постановлением правительства КР от 11 января 2017 года №15.

В данном законопроекте предложено изменить срок освобождения от НДС поставок муки, произведенной непосредственно самим импортером зерна, которая также была освобождена. При этом сохраняется освобождение от уплаты НДС импорт зерна (товарная позиция 1001 ГН ВЭД), предназначенная для переработки непосредственно самим импортером до 1 сентября 2018 года.

Депутатом Жогорку Кенеша К.Бокоевым инициирован аналогичный проект закона, в котором предложено полностью снять освобождение от уплаты НДС: и по импорту зерна и по поставкам муки, произведенной непосредственно самим импортером из зерна, которая освобождена от уплаты НДС до 1 сентября 2018 года.

Кроме этого, в Комитет поступило письмо вице-президента Союза предпринимателей Кыргызстана Шаикова З. о том, что при принятии данного законопроекта возникнут необратимые последствия, что станет угрозой продовольственной безопасности и просит создать депутатскую комиссию в целях всестороннего и объективного изучения реального состояния дел в мукомольной отрасли.

В данном письме отмечено, что после вступления Кыргызской Республики в ЕАЭС в августе 2015 года, в частности в связи с отменой импортных пошлин и открытия границ, на рынок Кыргызской Республики начала поступать мука из Казахстана, которая была намного дешевле отечественной, так как мука начала ввозиться без оплаты НДС (неофициальными путями). В связи с этим, было приостановлена работа более 30 комбинатов и отправлены в отпуска без содержания 5 000 человек. Остановка комбинатов спровоцировала дефицит кормов, повлекшее за собой рост цен на мясо, птицу и др. На сегодняшний день наблюдается спад производства муки отечественными производителями (см.таблицу).

Производство муки отечественными производителями с 2010 по 2016 гг.

 

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

Производство муки в тыс.тонн

 

478753,7

 

440164,2

446544,4

 

432456,1

 

350637,0

 

272960,3

 

233215,0

По данным Национального статистического комитета КР видно, что объемы производства муки в 2015 году по отношению к 2013 году снизились на 37%, в 2016 году производство муки снизилось на 46%. В связи этим, после неоднократных обращений мукомолов в правительство и ЖК был принят закон «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О введение в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики» от 26 января 2016 года №12, который освободил от НДС ввоз пшеницы, переработку и реализацию муки отечественными производителями. Принятие данного закона положительно повлияло на сохранение отрасли, пишет комитет.

22 июня 2017 года в ходе обсуждения указанных проектов законов в первом чтении от депутатов Жогорку Кенеша предложений и замечаний не поступало.

2 октября 2017 года под №6-19388/17 поступило обращение от Президента Кыргызской Республики А.Ш.Атамбаева с просьбой ускорить рассмотрение проекта закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в закон КР «О введении в действие Налогового Кодекса КР», принятого постановлением правительства КР от 11 января 2017года №15 в ЖК КР.
В данном обращении отмечается, что освобождение поставки/продажи муки от уплаты НДС оценочно привело к выпадению доходной части бюджета по фактическим данным за 2015 год в сумме 499,6 млн сомов, при этом существенно не повлияв на снижение цен на муку в республике.
Так, согласно данным Национального статистического комитета КР, если цены на зерно в 2016 году снизились на 14,8%, то цены на муку высшего и первых сортов за тот же период снизились всего на 6,1% и10,4% соответственно. Однако за данный период отмечается рост цен на конечную мучную продукцию (вермишель, лапша) на 0,6%.
Также за указанный период снижение цен наблюдается по большинству продовольственных товаров повседневного спроса. Например, цены на мясо (говядина, баранина), снижение на 11,7%-12,7%, яйцо-3,5%, овощи, фрукты –на 14,7-39,7%.
В обращении отмечено, что принятие законопроекта крайне важно для страны с учетом имеющихся обязательств перед международными организациями, членом которых является КР, и получение финансовых средств в целях бюджетной поддержки.
Кроме бюджетных рисков, имеются более серьезные отрицательные последствия для инвестиционного климаты страны. Одним из важных аргументов для принятия указанного законопроекта является исполнение обязательства в рамках ЕAЭС по устранению существующих барьеров на внутреннем рынке, неисполнение которого может привести к ответным мерам, что отрицательно повлияет на возможность осуществления экспорта товаров отечественными производителями в страны ЕАЭС.
В целях снижения обозначенных рисков для страны, а также учитывая текущую ситуацию с доходной частью бюджета КР необходимо ускорить рассмотрение данного законопроекта.
В ходе обсуждения данного законопроекта 24 октября 2017 года представитель президента КР в ЖК КР М.Абдылдаев попросил отложить на неделю рассмотрение данного проекта закона и предложил правительству КР определиться по вариантам проектов закона. Комитет согласился с данной просьбой и вопрос был перенесен на неделю.
Согласно части 5 статьи 51 закона «О Регламенте ЖК КР», в случае наличия альтернативных проектов законов ответственный комитет рассматривает их одновременно и рекомендует ЖК принять один проект закона и отклонить остальные либо объединить или отклонить все проекты законов.
В этой связи в ходе рассмотрения законопроектов комитет одобрил объединенный проект закона во втором чтении по варианту, инициированному депутатом К. Бокоевым.
Комитет заключил объединить два законопроекта.

По сообщению сайта Tazabek