Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Художники посетили места репрессий в Карагандинской области

Дата: 23 ноября 2017 в 10:05

Плоды своих трудов они представят на выставке в Караганде. Художники Алмагуль Менлибаева, Айнур Саденова и Сырлыбек Бекботаев лично увидели, в каких условиях содержались жертвы политических репрессий.

Прикоснуться к истории и выслушать рассказы историков художникам удалось в рамках художественно-гуманитарного проекта «Архипелаг КАРЛАГ», автором которого является член-корреспондент Национальной академии наук, доктор юридических наук Нурлан Дулатбеков.

«Мы проведем выставку работ, чтобы донести до широкой общественности природу и глубину одной из самых трагических страниц недавнего прошлого. Художники исследовали биографии узников, содержавшихся в 11 специальных исправительно-трудовых лагерях, подчинявшихся ГУЛАГу НКВД СССР: АЛЖИРе, КАРЛАГе, СтепЛАГе, ДальЛАГе, ПесчанЛАГе, КамышЛАГе, ЖезказганЛАГе, Актюбинском, Петропавловском, Кегирском и Усть-Каменогорском лагерях», — рассказал автор проекта, профессор Нурлан Дулатбеков.

Нурлан Дулатбеков видит в этом проекте особую миссию — донести правду об узниках КАРЛАГа — политических заключенных и военнопленных, которые, несмотря на свой суровый статус, не теряли веру и оставили память о прошлом в назидание потомкам.

«Проект «Архипелаг КАРЛАГ» — это дань памяти узникам лагерей Казахстана и осмысление жестоких преступлений против человечества. Изучив материалы научного центра «КАРЛАГ: Память во имя будущего» академии «Болашак» через глубокое погружение и осмысление трагического советского прошлого, художники размышляют о природе кровавого периода в истории 20 века, о судьбах людей, попавших в жернова истории», — говорит Нурлан Дулатбеков.

Выставку художников областном музее изобразительного искусства представит научно-исследовательский центр «КАРЛАГ: Память во имя будущего» академии «Болашақ», деятельность которого охватывает научные исследования сталинских репрессий.

В частности, художник Айнур Саденова приготовила пространственную композицию «Мамочкино кладбище».

На «Мамочкином кладбище» хоронили мертворожденных младенцев, погибших детей и их матерей, отбывавших наказание в исправительно-трудовом лагере. Сразу после прибытия в лагерь новорожденных и детей отбирали у мам и содержали в деткомбинате. Встречались они с матерями только на кормлении, 2-3 раза в день. На руки брать детей было запрещено. Грудное кормление проходило, когда малыш лежал в кровати, строго под контролем конвоира. Мокрые пеленки меняли редко. В таких жутких условиях много детей умирало. Тела собирали в бочке, чтобы захоронить в одной могиле.

Айнур Саденова впервые проявила себя как художник в данном проекте. Ее профессиональный музыкальный опыт вылился в звуковую медиа-инсталляцию и представляет собой видео с записью колыбельных на двадцати пяти языках. Планируется, что на фоне песен на экране будут «всплывать» имена погибших в лагерях детей, а вдоль зала будут расставлены бочки, в которых в годы репрессии «хоронили» младенцев.

 Айнур Балакешова 

По сообщению сайта EKaraganda.kz